Закрытые линии. Шлаковый посёлок

Mar 10, 2014 18:24





В Истории Рязанского троллейбуса (если таковая когда-либо будет написана) обязательно должны быть странички, посвящённые этой линии-трудяге - ныне совершенно забытой и выцветшей с карты нашего города. Потому что именно благодаря ей, сотни рязанцев получили в своё время возможность быстро и без пересадок добираться до работы. Итак, что же это за линия? И когда она действовала?

ЧАСТЬ 1. НА ВАЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Правду говорят: «Хорошо спрятано то, что под носом лежит». Вот опоры уличного освещения потихоньку несут свою службу в окрестностях телевышки... Мало кто сейчас обратит на них внимание - разве что погаснет фонарь, освещающий проезжую часть. И уж того меньше людей вдруг заинтересуются вопросом: откуда на столбах, стоящих вдоль второстепенной дороги, взялись спецчасти для крепления троллейбусного провода?

А действительно - откуда? Неужели по этим узким улочкам когда-то ходили троллейбусы? Оказывается, да, ходили. И даже не один маршрут, а три! Но куда же тогда всё это делось? И как именно пролегал путь рогатых машин? Давайте разберёмся.
Ответ, казалось бы, очевиден, ведь сегодня в районе Шлакового посёлка тоже работают три троллейбусных маршрута: 6-й и 13-й идут от завода «Рязцветмет» в сторону Театральной площади, а 12-й следует в Горрощу через путепровод. Но так было не всегда, и современная схема движения связана как раз с этим сооружением, играющим в нашем повествовании ключевую роль. Впрочем, обо всём по порядку.

НЕМНОГО ИСТОРИИ ...



В середине 1950-х, на пустыре за железнодорожной линией Рязань-Шилово, был выстроен единый ансамбль жилых домов с магазинами, отделением связи, библиотекой, парикмахерской и столовой. Кварталы росли и благоустраивались. Так, 29 апреля 1954 года сюда впервые подали саратовский природный газ для нужд населения, положив начало газификации всей Рязани.

Рядом, высоко в небо поднялась стальная 192-метровая вышка, позволившая рязанцам с 6 ноября 1956 года принимать телепередачи из Москвы. А на выезде из посёлка разместился целый ряд предприятий - таких как завод «Теплоприбор» и другие.

***

Через Шлаковый проходит важнейшая трасса - Куйбышевское шоссе, помимо прочего соединяющая центр Рязани с несколькими крупными заводами. Однако много лет движение транспорта у въезда в посёлок со стороны города «упиралось» в железнодорожный переезд, в непосредственной близости от которого находилась ещё и станция, где иногда простаивали товарные поезда. И поэтому шлагбаум довольно часто закрывался, прерывая сообщение по автотранспортной артерии.



1962 г. Граница ул. Циолковского (Ямской) и Куйбышевского шоссе. Вид в сторону Театральной пл. Автобус перед ж/д переездом.

Кстати, чуть поодаль, на фотографии можно различить троллейбусный круг. Здесь была конечная сразу нескольких маршрутов. Продлить линию дальше к промышленным предприятиям мешала железная дорога.

ТРАНСПОРТНЫЙ ВОПРОС

Для того чтобы правильнее понять сложившуюся тогда ситуацию, давайте посмотрим, что представлял собой данный район. Шлаковый - это неофициальное название, происходящее от того, что первые дома здесь строили из шлакоблоков. Оно объединяет ряд посёлков поменьше.

В 1956 году, у подножия телевышки было запланировано построить около ста двухквартирных домов. А чуть позднее - несколько десятков 3- 4- и 5-этажных, вместе составивших посёлок Телецентра. Здесь получили жильё работники самых различных предприятий, расположенных как поблизости, так и нет (в т. ч. из Управления Троллейбуса). Другая значительная часть - это кварталы для рабочих оловозавода (сегодня - «Рязцветмет») вдоль главной улицы.

Например, уже в 1958 году ежедневный выпуск на линию только пассажирских автобусов, идущих по различным маршрутам через ул. Ямскую и Куйбышевское шоссе, составил 15 машин. А количество троллейбусов, разворачивающихся у железнодорожного переезда, ещё больше - 17 машин.

***

А промышленный район на юго-восточных рубежах Рязани продолжал расти. В начале 1960-х в строй вступили такие гиганты индустрии как нефтеперерабатывающий завод, комбинат искусственного волокна и Ново-Рязанская ТЭЦ. В утренние часы «пик» автобусы набивались под «завязку» ещё в центре, с большим трудом обеспечивая нормальную связь с отдалёнными предприятиями. Поэтому уехать, скажем, от «Теплоприбора» (центральной остановки Шлакового посёлка), и выйти затем без оторванных пуговиц и отдавленных ступней, было весьма непросто. Вот и приходилось проживающим здесь горожанам часто добираться до своей работы пешком. Для наглядности: путь до «Рязцветмета», а потом обратно составит примерно 4 километра.

ЧАСТЬ 2. ОБХОДНОЙ МАНЁВР

Снять остроту проблемы перевозок пассажиров по Куйбышевскому шоссе до близлежащих заводов мог бы помочь пуск троллейбусов. Но как обойти железнодорожные пути? Решение было найдено, и в 1973 году открытые «двенадцатый» и «тринадцатый» маршруты связали Шлаковый посёлок с Горрощей и центром города по улице Халтурина.



Троллейбус на ул. Халтурина. Фото из альбома «Управление Рязанского Троллейбуса» - 1973 г.

НОВЫЕ МАРШРУТЫ

Маршрут №12: «Ул. Полетаева - Завод Рязцветмет» - был открыт 27 февраля 1973 г. Он позволил существенно разгрузить «шестёрку», разворачивавшуюся у переезда. Ведь направление Куйбышевское шоссе - Театральная - Горроща было тогда одним из самых напряжённых, а 6-й долгие годы удерживал первенство по выпуску машин на линию.

Маршрут №13: «Пл. Ленина - Завод Рязцветмет» - открылся 6 августа 1973 г. От площади Театральной проходил по улицам Есенина и Халтурина. А чуть позднее на эти улицы перенаправили и «семёрку».

Маршрут №7: «Речной вокзал - завод Рязцветмет».

***

Также, начиная с зимы 1972-73 годов, на месте неудобного железнодорожного переезда началась подготовка, а затем и сооружение трёхъярусного путепровода для автомобилей, пешеходов, поездов и, конечно же, троллейбусов. Понятно, что стройка такого масштаба не могла завершиться быстро, ведь строителям нужно было выполнить довольно большой объём работ. Поэтому часть Куйбышевского шоссе и выход на него с ул. Халтурина надолго оказались в зоне реконструкции, и весь транспорт, в том числе и только что открытые троллейбусные маршруты, был направлен в обход - по улицам Шлакового посёлка. В феврале 1973 г. здесь появляется постоянная остановка «ул. Лизы Чайкиной», а чуть позже - остановка на улице Ломоносова и другие.

Чтобы представить себе порядок движения, посмотрим на схему:



ЧАСТЬ 3. ПО МЕСТАМ БЫЛОЙ СЛАВЫ

Но как говорится - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И в дополнение к схеме, предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по старой линии - благо тут мало что изменилось. Итак, представим, что мы только что отъехали от остановки «Улица Лизы Чайкиной» и находимся у перекрёстка с ул. Матросова:



1. Улица Халтурина. Левее ж/д платформа 203-й км
Прямо - путепровод (в середине 70-х шло его строительство). А нам - направо.



2. Перекрёсток улиц Халтурина и Матросова
Линия поворачивала в этом месте. Сразу за новодельным киоском можно увидеть порядком поржавевший бело-зелёный столб. Сейчас он используется только для освещения улицы, а раньше и для подвески контактной сети троллейбуса.



3. Улица Матросова
Сколько сегодня в Рязани таких серых, грязноватых улиц. Когда-то они знавали лучшие времена. Например, по этой в обоих направлениях шли троллейбусы.



4. Поворот с улицы Матросова на улицу Ломоносова
В наши дни обочины дорог обильно поросли деревьями и кустарником...



5. ... летом в их листве практически целиком теряются опоры.



6. Улица Ломоносова
Дорога делает плавный поворот - и мы уже на улице Ломоносова. На столбах осталось много следов старой линии - растяжек и изоляторов:



7. Сами опоры недавно лишились своего исторического бело-зелёного вида и теперь полностью окрашены серебрянкой.



8. Улица Ломоносова. Слева - Телецентр. Впереди перекрёсток с улицей Телевизионной
Мы возле бывшей остановки. Ещё долго после демонтажа проводов тут стоял павильон, и висела жёлтая табличка с надписью: «Улица Ломоносова» и номерами проходящих маршрутов: « -7-12-13- ».



9. Улица Ломоносова
Продолжим наш путь по этой улице, оставив перекрёсток позади. Движение троллейбусов из двустороннего становилось односторонним. Связано это было со значительным сужением проезжей части. Поэтому, в сторону «Рязцветмета» седьмой, двенадцатый и тринадцатый маршруты шли здесь и по улице Трудовой до Куйбышевского шоссе. А в сторону центра и Горрощи - по улице Телевизионной (к ней мы ещё вернёмся на обратном пути).



10. Улица Ломоносова
Двигаемся к улице Трудовой.



11. Улица Трудовая
В наше время на улице Трудовой практически совсем не видно следов бывшей линии. Лишь на углу с Куйбышевским шоссе остался крюк для крепления растяжки, вбитый прямо в стену жилого дома. Подобные крюки есть также и на улицах Телевизионной и Матросова.

Повернув на Куйбышевку, троллейбусы уже по прямой добирались до конечной.

***

На обратном пути, после остановки «Завод Теплоприбор», из-за строительства развязки троллейбусы поворачивали налево - на улицу Телевизионную и двигались мимо школы к улице Ломоносова, а затем на улицу Халтурина и далее в Горрощу или центр города.



12. Поворот с Куйбышевского шоссе на улицу Телевизионную.
Сегодня не верится, что он был прямо здесь, т.к. после реконструкции между этими улицами образовался солидный перепад. Сейчас проезд тут запрещён, и даже стоит импровизированная ограда.

***

Возвратившись по ул. Телевизионной к перекрёстку у телевышки, предлагаю отойти чуть в сторону с дороги и представить, как когда-то троллейбусы, едущие от завода «Рязцветмет» в город, поворачивали здесь на улицу Ломоносова:



13. Перекрёсток улиц Ломоносова и Телевизионной.
Фотомонтаж

ЧАСТЬ 4. ЗАБЫТАЯ ЛИНИЯ

Линия перестала быть нужной и «выцвела» с карты города в конце сентября - начале октября 1977 года, когда сдали в эксплуатацию первый в Рязани трёхуровневый транспортно-пешеходный путепровод, по которому провели провода для «двенадцатого» троллейбуса, следующего в Горрощу. А внизу, по прямой трассе, был пущен поток к Театральной площади, в том числе седьмой и тринадцатый маршруты.



Новый мост

Схема движения по посёлку с осени 1977:



ВНЕЗАПНО...
История получила неожиданное продолжение на рубеже 90-х, когда на Куйбышевском шоссе проходила капитальная замена коммуникаций. Движение от моста до Нефтехимического техникума было перекрыто, и конечную троллейбусов перенесли от завода «Рязцветмет» на круг 6-ки у Электролампового завода. А рейсовые автобусы и прочий автотранспорт вновь стали использовать для объезда улицы Шлакового посёлка.

Постепенно ремонт продолжился дальше в сторону выезда из Рязани, и транзит на этом участке прекратился полностью. Вдоль огромной траншеи и строительной техники, новых труб и куч из песка, прямо по пустой проезжей части, люди шли пешком в город и домой. Интересно, налаживал ли тогда Автобусный парк маршруты с той стороны «Рязцветмета» до Соколовки и Строителя? Путь-то не близкий!

***

Наша Рязань растёт и строится. И сегодня уже появились масштабные проекты перестройки всего Шлакового посёлка. Видимо, через 5-10 лет следы этой закрытой линии совсем исчезнут с этих улочек. А вот какие маршруты пустят по Телевизионной, которая возможно станет частью новой магистрали, или не пустят вообще - покажет время.

Роман Буранов,
март 2009 - «Выцветшая линия»
март 2014 - расширенная версия к 5-летию статьи.

В статье использованы фотографии из книги «Рязань - знакомые места», альбома «Управление Рязанского Троллейбуса» - 1973 г, группы ВКонтакте «Новости Рязани» и собственные материалы. Схемы автора.

история, Рязань, закрытые линии, троллейбус

Previous post Next post
Up