В Рязань пришёл троллейбус (часть 2) (реконструкция поста идёт полным ходом)

Jan 07, 2011 20:45

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА В 1949 ГОДУ

читать первую часть

«Рекорд»

Интересен следующий факт: 6 ноября 1949 г. газеты пишут, что стройка троллейбусной линии завершена ровно за рекордные 2 месяца. Однако, почему-то совершенно не учитывая, что работы началась ещё в конце июня. Чтож, действительно, монтаж провода производился осенью, но ведь летом шли подготовительные работы: мостились дороги, начала строиться тяговая подстанция, асфальтовый завод и т.п. Можно ли говорить про два «рекордных» месяца, да ещё и «ровно»? Возможно ли разрывать стройку на две части: подготовительную и собственно подвеску контактной сети? Как это понять?



Главная причина тут, конечно, кроется в том, что работы начали фактически на свой страх и риск - без утверждённого технического проекта на строительство, ведь процесс этот долгий. Вот и получается, что все работы до этого события, официально «как бы не считаются» строительством троллейбуса, а относятся к благоустройству города.

ЧАСТЬ 3. «СЕГОДНЯ ГОРОД С ПРАЗДНИЧНОЙ ОБНОВОЙ»

Итак, стройка завершена 6 ноября. Однако торжественное открытие первой троллейбусной линии, согласно официальной газете «Сталинское знамя», состоялось только 13 ноября. Почему же не на годовщину Октябрьской революции, а на неделю позже? Попробуем разобраться в датах.

Когда же открылось регулярное движение?

6 ноября в первый, пробный рейс (естественно без пассажиров) на улицы Рязани вышел троллейбус. Это был вагон №4 под управлением Анны Антимоновой.
Также этот день считается датой завершения основных работ по строительству. Но что значит основных? Расшифруем это сообщение. Значит есть и недоработки? Увы, так и было. Ещё не готова была тяговая подстанция (её доделывали и испытывали), да и первые водители, проходящие обучение в г. Горьком не успевали вернуться в срок. Не хватило каких-то нескольких дней, чтоб уложиться к празднику.



Заметка из газеты «Сталинское знамя» от 10.11.1949 г. (кликабельно)

Поэтому с 6 по 13 ноября шли последние приготовления, доработка оборудования и обкатка троллейбусов на линии. Сейчас может показаться, что в таком большом деле, задержке на неделю не стоило бы придавать большого значения. Но не будем забывать реалии тех лет - партийному руководству города и области необходимо было «докладывать наверх» об успехах и выполненных обязательствах к большим советским праздникам и датам. Конечно же, строителям хотелось сделать подарок всем рязанцам к празднику. И давайте будем считать, что они со своей задачей справились на "отлично"!

Однако, есть и нюанс. Сегодня ситуация, когда "линия уже была, но движения ещё не было" вносит некоторую путаницу. Например, даже в официальной брошюре, посвященной 50-летнему юбилею Управления Троллейбуса можно прочитать следующее:
«Природа одарила жителей города за их труд ясным днём. 6 ноября, в субботу, огромные массы людей выстроились по всей первой трассе троллейбуса, заполнили площадь Ленина, где в час дня состоялся праздничный митинг» (Цитата из брошюры)

Но дело в том, что во-первых, 6 ноября 1949 года - воскресенье, а не суббота и это довольно легко проверить. А во-вторых, кроме диаметрально противоположного описания погоды, брошюра слово в слово повторяет статью из «Сталинского знамени», посвящённой официальному открытию троллейбуса... 13 ноября. И начало в 13.00, и «…на трибуну поднялось партийное руководство области, строители троллейбуса и гости», и «…первый троллейбус, под управлением тов. Антимоновой А.И. двинулся в путь» и т.п.

Ещё больше интриги добавляет само Управление Троллейбуса. Ведь помимо пресловутой юбилейной брошюры, одно время перед главным входом предприятия висела мемориальная доска, извещающая, что регулярное движение троллейбуса в Рязани открылось 12 ноября 1949 года. Неужели руководство УРТ настолько суеверно, что не признаёт 13-е число как факт, между прочим, широко освещённый в прессе тех лет?
Но кроме шуток, интересно было бы разобраться: сколько было торжественных запусков? И что происходило 12-го числа? Тоже митинг был?

Кто управлял первым троллейбусом?

Дальше - интереснее. Из-за путаницы с датами (12-е или 13-е ноября) сложно понять кто же был за рулём троллейбуса, уехавшего в первый регулярный рейс? На эту почётную роль претендуют два водителя, две замечательные женщины: уже знакомая нам Анна Антимонова и Мария Коровина.

Не умаляя заслуг обеих водителей, Анна Ильинична, выручила УРТ по срокам. Дело в том, что первая группа водителей не успевала вернуться из г. Горького (Н. Новгорода), где проходила обучение. И тогда, в срочном порядке, «товарищу» Антимоновой (она водила троллейбус в Москве во время войны) было поручено обучить ещё несколько человек. С задачей она справилась. Именно благодаря большому опыту, 6-го ноября ей доверили повести в испытательный рейс по улицам вечерней Рязани троллейбус №4. А, следуя официальной газете «Сталинское знамя», 13 ноября она же открыла и официальное движение.

С другой стороны, к 12-му ноября уже вступила в строй тяговая подстанция, прибыли водители, а троллейбусы были полностью подготовлены к работе. В брошюре к 50-летию УРТ (какой-никакой источник информации) чётко говорится о том, что регулярное движение открыла всё-таки Мария Семёновна  Коровина - 12 ноября. Да и "старожилы" предприятия склонны с этим согласиться.

Так, всё-таки, кто же? Точного ответа на сегодняшний день, к сожалению, нет. Есть лишь варианты. И самый вероятный, пожалуй, такой:
1) Регулярное троллейбусное движение в Рязани открыла Мария Коровина 12-го числа, а 13-го был торжественный митинг, и вот там первый троллейбус вела Анна Антимонова.

Другие варианты менее правдоподобны, но всё же имеют право на существование. Вот они:

2) Открыла Коровина М.С. - 13-го числа "для всего народа", но уже после торжественного митинга и покатушек дорогих гостей Антимоновой А.И.
3) На торжественном митинге открыла движение Мария Коровина, а в газете почему-то всё напутали. Возможно не к месту вспомнили, как Антимонова открывала пробное движение 6-го числа...

Быть может кто-то скажет, что сегодня всё это не так уж важно. Да и вряд ли тогда было какое-то соперничество - люди работали для общего дела, и на благо всего города. Соглашусь, но дело здесь в том, что мы не очень бережно относимся к своей истории. Вот и возникают подобные вопросы.

Торжественное открытие движения



Торжественный митинг, посвящённый пуску троллейбуса. Рязань, 13 ноября 1949 года (кликабельно)

Итак, 13 ноября 1949 года, в пасмурный день на площади Ленина собрались огромные массы народа (будем придерживаться официальной версии). Но хмурое небо никому не портило настроения, наоборот люди радовались и ликовали.
После митинга, начавшегося в час дня, была перерезана красная ленточка, и колонна празднично украшенных троллейбусов двинулась к Ямской площади. В первый троллейбус под управлением Антимоновой А.И. село руководство области и города во главе с Ларионовым А.И., в два других - представители предприятий, принимавших участие в стройке. Когда официальные мероприятия закончились водители троллейбусов ещё три часа катали восторженных детей, пришедших на праздник.
Пуск троллейбуса был изображён на картине рязанского художника И.М. Лисакова. Ему даже посвятил стихи поэт Василий Цветков:

В кумач знамён оделся город весь,
Поднялось солнце над Рязанью выше,
И видим мы - сегодня в первый рейс
На улицы троллейбус новый вышел.

Идёт троллейбус…А за ним другой.
Спешат с Ямской заставы до вокзала.
На их пути - домов высокий строй.
В широких окнах солнце засверкало.

По городу троллейбусы плывут -
Вокруг асфальт - накатанный до глянца.
Мы видим наш упорный общий труд
И наш успех, товарищи рязанцы!

Так выйдемте на улицу, друзья.
Сегодня город с праздничной обновой!
Пускай растёт из года в год Рязань!
Так мы хотим. И держим наше слово!



Фото из газеты «Сталинское знамя» от 15.11.1949 (кликабельно)

Городская Доска Почёта

Решением городских и партийных властей того времени более двадцати организаций и учебных заведений по результатам стройки были занесены на городскую Доску почёта. Среди них:
- Управление Строительства Станкозавода
- Деревообделочный завод
- Автоколонна №73
- Холодильник
- «Рязаньстрой»
- Дорожно-Мостовая Контора
- Городские Электросети
- Судоремонтные Мастерские
- Завод «Рязсельмаш»
- Завод САМ
и другие предприятия и организации.

Первые дни работы троллейбуса

В первые же дни троллейбус взял на себя пассажиров наиболее перегруженных автобусных линий. И как планировалось ранее, автобусные маршруты были пересмотрены и перемещены на другие улицы.
А свой первый миллион пассажиров троллейбус в Рязани перевёз уже к июлю 1950 года. В течение дня им пользовалось 35 - 40 тыс. пассажиров.



Фото из газеты «Сталинское знамя» от 15.11.1949 (кликабельно)

По итогам социалистических соревнований в первом полугодии 1950 года среди городов РСФСР Рязань по перевозкам пассажиров и доходу от использования троллейбусов заняла уверенное первое место.

***

«…Поблёскивая чистой синевой эмали и ясными стёклами широких окон, троллейбус совершал свой рейс по трассе от Рязани-2 до Ямской заставы. Бесшумно, плавно и быстро мчался он мимо юных липовых аллей по просторной улице 1 Мая, мимо новых скверов улицы Красной Армии и площади Ленина, по глянцевитому асфальту, вновь проложенному по трассе. А вдоль неё сотни людей встречали и провожали восхищёнными возгласами и взглядами красавицу машину…» («Сталинское знамя» 15.11.1949)

__________________________________

Роман Буранов, июнь 2010 - январь 2011

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ:
1.
Газета «Сталинское знамя» 01.05.1949
Газета «Сталинское знамя» 25.05.1949
Газета «Сталинское знамя» 31.05.1949
Газета «Сталинское знамя» 22.06.1949
Газета «Сталинское знамя» 01.07.1949
Газета «Сталинское знамя» 12.08.1949
Газета «Сталинское знамя» 31.08.1949
Газета «Сталинское знамя» 19.10.1949
Газета «Сталинское знамя» 06.11.1949
Газета «Сталинское знамя» 10.11.1949
Газета «Сталинское знамя» 15.11.1949

2.«Рязанскому Троллейбусу - 50 лет» сост. - группой авторов. Изд. «Узорочье»,1999
3. В. В. Розалиев «История трамвая и троллейбуса Рязани» Изд. М, 1999
4. Фотоматериалы: газета «Сталинское знамя», личная коллекция

В заголовках разделов использованы названия статей из газеты «Сталинское знамя»:

Раздел 1 - от 31.05.1949
Раздел 2 - от 22.06.1949
Раздел 3 - от 15.11.1949 (название стихотворения В. Цветкова)

история, Рязань, троллейбус

Previous post Next post
Up