Закрытые линии. У больницы им. Семашко (реконструкция поста идёт полным ходом)

Jan 07, 2012 20:47



Вот и остался позади разобранный участок на улице Гагарина. И хотя этой троллейбусной линией пользовались тысячи людей, чёткого представления о предмете исследования поначалу не было и быть не могло. Пришлось заново изобретать велосипед.  В самом деле, не будем же мы подробно выпытывать у наших старших родственников сведения обо всех закрытых линиях. Тем более, что память человеческая недолговечна. Люди заняты своими делами и, в основном, относятся к вопросу "какой троллейбус где ходил" утилитарно. В архивы, тем более служебные, попасть не так-то просто. Остаётся лишь метод мистера Холмса - логика.

ЧАСТЬ 2. КРУГ В РОЩЕ

Итак, в ноябре 1951 года от Советской (ныне - Соборной) площади и ул. 1 мая (совр.- Первомайский проспект), по ул. Дзержинского и Большой (совр.- Гагарина), к Больнице им. Семашко пустили троллейбусный маршрут №3. Где же находился бывший разворотный круг, проще говоря - конечная этого маршрута?

Искать его надо на улочке, ведущей мимо входа в Больницу им. Семашко к стадиону. Места здесь богаты историей и живописны. Вот - бывшая Рюмина роща, ставшая Городской, а затем сменившая название на ЦПКиО. Любимое место отдыха многих поколений рязанцев. А рядом старейшая рязанская больница - Салтыковская, ставшая «имени Семашко». Она служила лазаретом ещё в Первую мировую войну, и её посещал последний российский император Николай II.



Идём от остановки «Больница им. Семашко» в сторону стадиона ЦСК. Левая сторона улицы.
Единственный свидетель былого троллейбусного прошлого - обезглавленный столб с изолятором. Остальные опоры уже без них, поэтому догадаться, что здесь было оживлённое движение, сейчас довольно сложно.



Корпус Больницы им. Семашко. Правая сторона улицы.
На этом участке все опоры почему-то оказались за заборами. Тут явно не хватало ширины улицы для подвески контактной сети. А может ограждения ставили уже потом?



А вот и бывший круг. Впереди - ЦСК.
Жители нашего города, детство и юность которых пришлись на 1960-е, вспоминают, что троллейбус, проехав мимо добротных зданий поликлиники и больницы, въезжал, как будто на лесную опушку - кругом росли деревья, и стоял домик диспетчерской.

И сегодня, по расположению столбов, на этом месте ещё угадывается конечная. Она-то и служила сначала для третьего маршрута, а затем для «пятёрки»



Там же. Чуть левее - за забором…
Естественно, никаких лестниц и оград у входа к стадиону и в ЦПКиО сначала не было. Всё это парадное бетонно-гранитное «великолепие» было построено гораздо позже, в конце 70-х, а в 90-х начало приходить в упадок. Часть бывшего разворотного круга потерялась за фигурным забором.

ЧАСТЬ 3. СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС

Вот, незаметно, мы и подошли к заключительной части нашего повествования об одной из интереснейших троллейбусных линий Рязани. И если первый её отрезок мы вычислили логически, а второй с лёгкостью нашли в районе стадиона, то как же представить третий - не менее важный участок, ставший уже таким обычным, что кажется, будто он был всегда?
Речь про дорогу от Больницы до путепровода на ул. Есенина. Да-да - это тоже часть той сети, о которой мы говорим. Давайте-ка присмотримся к ней поближе - ведь со дня открытия она претерпела немалые изменения.

До осени 1964 года транспортное сообщение в Горрощу со стороны Театральной площади осуществлялось только автобусами, шедшими от ул. Ленина в сторону ул. Большой (совр.- Гагарина) через ж/д переезд на ул. Либкнехта (совр.- Введенской) - сейчас это пешеходный переход у остановки «Спортивная».
Всё поменялось 17 сентября того же года, когда в эксплуатацию был сдан путепровод на расположенной неподалёку Ряжской улице (совр.- Есенина). Положительный момент его открытия, безусловно, заключался в том, что поезда теперь не задерживали транспорт на старом переезде и не создавали помех для строительства троллейбусной линии. К сожалению, возник и неприятный нюанс - новая дорога получила довольно резкую извилину, с одной стороны которой был пруд, а с другой овраг.



Вид от разворотного круга в сторону современной остановки «Спортивная». (Фото 70-х гг. автор - Пал Палыч)

Тот самый крутой изгиб трассы и та самая "лесная опушка". В 1964 году здесь прошли 5-й и 10-й троллейбусные маршруты, а 3-й маршрут был реорганизован в Горрощу. Как конечная, остановка «Больница им. Семашко» вновь понадобилась 8 декабря 1967 г. для «пятёрки», ставшей кольцевой, и просуществовала в таком качестве ещё десять лет.



Вид от бывшего разворотного круга в сторону остановки «Спортивная». (Современное фото)
Сегодня всё изменилось почти до неузнаваемости. Разве что «избушка» коммерческого магазинчика, как бы продолжает традицию одноэтажной Рязани со старой фотографии. Транспорт теперь идёт далеко в стороне. Нет ни оврага, ни серпантина. Кстати, а куда они делись? И когда это произошло?

Ответ на этот вопрос связан со спортом. Давайте и мы, ради интереса, попробуем объяснить всё наглядно с помощью спортивной тематики. Вот какое состязание лучше: трек или слалом? «Некорректный вопрос, - скажете Вы, - как такие разные дисциплины сравнивать можно?». Ну, с точки зрения спортивных достижений, наверное, и не нужно их сравнивать, а вот с точки зрения водителя троллейбуса или автобуса давайте попробуем.
Для начала представим «старую» дорогу: от ул. Дзержинского поворот налево - на ул. Гагарина (бывш.- Большую). Затем направо - проезд до Б-цы им. Семашко. Минуем разворотный круг. Далее поворот налево: проезд к железной дороге. И направо - до путепровода на ул. Есенина. И вновь налево - въезд на путепровод.
Ничего не напоминает? Узкая проезжая часть, где с трудом разъезжались две машины, довольно крутые серпантины, перепад рельефа - то «в горку», то «с горки»… Получается слалом, причём достаточно экстремальный:

«…Не дай бог, где-нибудь на спуске у Горрощи откажут тормоза. Не миновать тогда беды…»

- газета «Приокская правда» 16 ноября 1973 год

В зимнее время ещё опаснее. Сколько раз на нечищеных спусках заносило здесь тяжёлые грузовики, да и другой транспорт... Даже в газетах тех лет писали об этом:

«…Завертелась словно волчок грузовая автомашина. А шофёр один. Бегает он вокруг неё, а сделать ничего не может. Посмотришь на него, и жалко станет. А тут ещё «пробка» создалась. Но счастье, что всё обошлось благополучно, без аварии. А ведь вполне могло случиться так, что грузовой автомобиль, развернувшись на льду, оказался бы под откосом, в озере.»

-          газета «Приокская правда» 30 декабря 1967 года

***

Однако, окончательное решение о переносе дороги и троллейбусной линии было принято всвязи с приближающейся Московской Олимпиадой 1980 года. На месте старенького стадиона «Трактор» было развёрнуто строительство Рязанского Центрального Спортивного Комплекса, вместимостью до 27000 человек. Он сооружался в качестве резервной арены и для проведения на нём некоторых квалификационных соревнований.
Для прокладки новой дороги, от перекрёстка с улицей Дзержинского вглубь квартала было снесено несколько одноэтажных домишек, а овраг за Больницей им. Семашко засыпан (на этой площадке до недавнего времени размещался Авторынок, а ещё раньше сюда приезжал «Лунапарк»). Проложено более километра ливнёвой канализации. Объём земляных работ превысил 30000 кубометров.

15 декабря 1977 года, по основательно спрямленной трассе (с шириной дорожного полотна 15 метров), соединяющей улицы Гагарина и Халтурина широкой дугой, напоминающей трековую, открылось движение. Транспортники и автомобилисты получили более быстрый и удобный путь, экономя время и топливо. Ускорилось и строительство нового стадиона - ЦСК, т.к. появилось место для прокладки некоторых подземных коммуникаций. Мешавшие и ненужные участки троллейбусной сети вскоре разобрали. А мы, проезжая остановку у Больницы «Семашко», нет-нет, да и вспомним об этой старой закрытой  линии.

Схема кликабельна (gif 128 Кб)



____________________________________________

Роман Буранов, июль 2009 - январь 2012
Фото и схема автора, кроме  указанных в тексте

история, Рязань, закрытые линии, троллейбус

Previous post Next post
Up