Интересная фотография

Nov 06, 2011 20:35

Ямская, 1950 год



Что ни говори, а в Сети иногда удаётся вылавливать крайне интересные фотографии. Например, на одном из сайтов, посвящённых транспорту Рязани и Рязанской области, недавно появился вот такой снимок с подписью: «Ямская площадь. 1949 год». Отдельно хочется сказать большое спасибо приславшему его человеку. Но тут же «чешутся руки» уточнить дату и место, потому что перед нами весьма интересное фото, на котором, вероятно, запечатлено одно из знаковых событий в истории Рязанского Троллейбуса.

Ниже, я представляю вам маленькое расследование, доказывающее эту версию. А заодно  разберёмся и с датой, и с местом (все картинки кликабельны - 1700 х 750, 250 Кб):



Помните есть такие задачки, где нужно найти 10 отличий на двух, казалось бы, совершенно одинаковых картинках. Так вот, чтобы уточнить, где именно на Ямской (ныне - Театральной) площади происходит действие и на Ямской ли вообще, нас ожидает похожий тест на внимательность.

ФОТОГРАФИИ СТАРОЙ ЯМСКОЙ

Итак, что же мы видим на снимке? Какие-то маленькие домики, которые наверняка давным-давно снесены, т.е. вряд ли помогут нам со стопроцентной уверенностью определить, верна ли подпись. К тому же, найти фотографии Ямской слободы до времён массовой жилой застройки 1950-х - 60-х годов, когда эта улица приобрела современный «сталинско-хрущёвский» вид, не так-то просто. Но с другой стороны, давайте подумаем: а так ли уж сильно менялся пейзаж Рязани до конца 40-х? И если нет, возможно, просто стоит поискать для сравнения дореволюционные фото этого места? Тем более что они есть!

Взгляните на дома, стоящие друг за другом слева: два двухэтажных, два одноэтажных, затем один с затейливой крышей, и далее вновь двухэтажный... Сравните их архитектурную форму и количество окон. По-моему, вполне достаточно, чтобы совершенно точно убедимся, что постройки на снимках идентичны. Более того, теперь становится понятно, что троллейбус стоит прямо перед въездом на площадь со стороны нынешней ул. Циолковского.




Но быть может мы с вами пали жертвой общей схожести рязанской архитектуры? Окончательно понять так это или нет, нам поможет строящееся здание со светлой полосой поперёк 3-го этажа на заднем плане нашей фотографии. Смотрим и…

УЗНАЁМ ЗНАКОМЫЕ ДОМА

Какой же дом около Николо-Ямской церкви повёрнут к Ямской (совр.- ул. Циолковского) перпендикулярно? Их не так уж и много. Догадались? Ну, конечно же, догадались - ведь он стоит там до сих пор. И хотя внешний вид немного изменился, мы без труда узнаем один из корпусов Радиотехнического университета. Он построен в 1952 году к открытию в нашем городе этого учебного заведения (крыло по ул. Циолковского было возведено чуть позже). Между прочим, когда-то это было самое первое высокое здание в здешних краях.




Похоже, с местом разобрались.  Дело и впрямь происходит возле Ямской площади. А теперь поговорим про время.

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Предлагаю вспомнить некоторые факты о Рязанском троллейбусе и, глядя на фотоснимок, поразмышлять про год.

  • Во-первых, троллейбус, как вид транспорта, пришёл в Рязань в ноябре 1949 года. И вряд ли даже самый пылкий энтузиазм и радость заставят выйти людей на улицу так легко одетыми поздней осенью.
  • Во-вторых, мы выяснили, что действие происходит не на Ямской площади (совр. - Театральная), а чуть дальше - на Ямской улице (совр. - Циолковского). Разница существенная, потому что в 1949 году первая троллейбусная линия дошла от вокзала «Рязань-2» только до площади. К тому же, нам не видно никакого разворотного круга - он остался позади, за кадром.
  • В-третьих, по Ямской улице троллейбусы был пущены в следующем - 1950-м году. Они пошли до Электролампового завода. И если присмотреться, можно заметить, что туда как раз уходит один из них.
  • И наконец, фотография не могла быть сделана позже лета 1952 года (скорее намного раньше), ведь здание института, о котором мы говорили выше, было полностью закончено (включая отделку) к 1 сентября 1952 года, а здесь построена лишь половина.

Не смотря на разброс дат с осени 1950 до весны 1952- го, всё это может означать только одно:
Очевидно, на снимке отображён момент сразу после торжественного пуска троллейбусной линии от Ямской площади к Электроламповому заводу 1 сентября 1950 года.



Этой версии не противоречит ни погода, ни стройка института. И вот ещё несколько подтверждающих аргументов:
  • Почему «сразу после торжественного пуска»? - Да потому что, как минимум, один троллейбус к заводу уже поехал, помните?
  • Другой троллейбус, который виден нам, празднично украшен - на его крыше установлены флажки.
  • Также, на нём сосредоточено всё внимание собравшихся вокруг людей.
  • Некоторые местные жители зачем-то стоят вдоль новой трассы.
  • Раз это не празднично настроенные горожане, а всего лишь скопление народа на остановках, ждущее транспорта, что здесь делает велосипедист? У вас не складывается ощущение, что он никуда не торопится, а явно приехал лицезреть радостное событие своими глазами.
Остаётся добавить, что если эти выводы верны, то нашлась не просто ещё одна безымянная фотография, а маленькая страничка истории, рассказывающая нам о жизни нашего города.

________________________

Роман Буранов, ноябрь 2011
Иллюстрации автора (кроме заглавной).

Автор выражает благодарность пользователю «Иванычь», а также сайтам transportryazan.ru, hystory-ryazan.ru, группе «Рязань, которую мы потеряли» (ВКонтакте) и их администраторам за фотографии, использованные при написании данной статьи.

история, Рязань, фотодетектив, троллейбус

Previous post Next post
Up