В Infection and Immunity вышла наша новая статья
Distinct Effects of Integrins αXβ2 and αMβ2 on Leukocyte Subpopulations during Inflammation and Antimicrobial Responses.
Интегрины - это класс гетеродимерных клеточных рецепторов. Интегрины находятся на внешней мембране клетки в неактивном состоянии и для проявления биологической активности должны быть активированы.
Бета2 интегрины, называется еще "лейкоцитарные интегрины", т.к. они находятся преимущественно на поверхности лейкоцитов. Это семейство состоит из 4 рецепторов, имеющих разные альфа субьединицы, но одну и ту же бета2 субьединицу. Альфа субьединицы двух из них: Мак-1 (алфаМ/бета2) и p150,95 (альфаХ/бета2) очень похожи (на 70%), они узнают одинаковые наборы лигандов и находятся на тех же самых клетках. Смысл такого дублирования не понятен и точная роль в иммунопатологии интегрина р150,95 неизвестна.
В этой работе мы пытались разобратся в роли этих рецепторов в имунном ответе на патоген и в воспалительной реакции.
2 породы трансгенных мышей, лейкоциты которых не имеют один из этих рецепторов, были источником выделения раличных субсетов лейкоцитов, а также использовались для определения имунного ответа на инфекцию или воспаление. Грибок Candida albicans и грампозитивная кишечная палочка Escherichia coli использовались как модельные инфекционые агенты, это облигатные паразиты к которым у нас имеется врожденный клеточный иммунитет, поэтому многие нарушения иммунитета приводят к инфекции этими патогеннами.
___
Выделенные нейстрофилы мышей без Мак-1 (альфаМ-мыши) при остром тиогликоллатном перитоните были дефективны в миграции к месту воспаления и потеряли способность фагоцитировать и грибок, и бактерию, при этом нейтрофилы дефективные по p150,95(альфаХ мыши) ничем не отличались от нормальных. Зато подобная активность перитонеальных макрофагов (а следовательно и у их предшественников - моноцитов) была дефективной только у альфаХ-мышей. При заражении грибком через 16 часов количество колоний грибка в мозгах, печени и почках у альфаХ мышей было в 10 раз выше чем у нормальных и альфаМ мышей, показывая что тканевые резидентные макрофаги: микроглия в мозгу и Купферовские клетки печени, и дендритные клетки Лангерганса используют для уничтожения патогена р150,95, а не Мак-1, как считалось прежде. Такой же результат получили и при бактериальной инфекции. Однако перитонеальные альфаМ макрофаги были дефективны по иммиграции из перитонеальной полости к лимфатическим узлам.
Дефицит по р150,95 предохранил мышей от сепситечского шока эндотоксином (бактериальными липопротеинами). АльфаХ мыши были дефективны в секреции воспалительного TNF-alpha и про-воспалительного IL-6, а Мак-1 мыши секретировали мало противовоспалительного IL-10.
Таким образом мы нашли что нейтрофилы (и возможно и остальные гранулоциты) для воспалительных и имунных функций используют Мак-1. Моноциты и их производные: воспалительные макрофаги, дендритные клетки и тканевые резидентные макрофаги используют для иммуных и воспалительных реакций только р150,95. Однако Мак-1 играет в них центральную роль при дифференциации воспалительных М1 макрофагов в противовоспалительные М2 макрофаги, а следовательно этот интегрин игает важную роль при заживлении ран и при превращении острых воспалительных и инфекционных заболеваний в хронические. Кроме того, Мак-1 необходим для передачи макрофагами антигена на MHC-II лимфоцитам.