О Ледовом побоище и пропаганде времен Великой Отечественной Войны

Apr 05, 2013 14:01



Годовщие битвы на Чудском озере посвещается...
Битва на Чудском озере в восприятии многих наших современников является чуть ли не «главной битвой средневековья» (по крайней мере отечественного точно). Но стало оно таковым только в XX веке. Для людей XIII века событие это было, безусловно, важным, но не исключительным. Чтобы не быть голословной, отмечу, что Новгородская летопись уделяет Ледовому побоищу 125 слов, в то время как Невской битве (1240 г.) посвящены 232 слова, а Раковорской (1268 г.) - 780 слов, т.е. в шесть с лишним раз больше, чем Ледовому побоищу. Помимо объема текста, на большую значимость Раковорской битвы указывает и сообщение новгородского летописца о том что «бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни дѣди». Указание это относится к потерям новгородцев, но говорит и о масштабе самой битвы.
Своей безмерной популярностью Ледовое побоище обязано советской пропаганде времен Великой Отечественной Войны. Образ Александра Невского как победителя Тевтонского ордена начал активно популяризироваться буквально с последних дней июня 1941 года.

Битва на Чудском озере. Кадр из фильма "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна (1938 г.).


О том, как это произошло, читайте под катом.

С первых дней войны в кинотеатрах стали показывать фильм «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Совместно с просмотром фильма практиковались непродолжительные сообщения и комментарии по теме, часто вслед за показом фильма проводилось его обсуждение.

Интересно посмотреть, как изменились афиши фильма с началом войны.

Александр Невский. Афиша 1938 г.


Александр Невский. Афиша 1938 г.


Александр Невский. Афиша 1941 г.


Александру Невскому было посвящено множество публикаций в газетах и журналах, театральные постановки, крупные живописные произведения, открытки и листовки. В многочисленных лекториях активно читались лекции военно-патриотической тематики. Популярности Ледовому побоищу придало и широкое отмечание его 700-летней годовщины, которая пришлась на 1942 год.
Триптих П. Корина «Александр Невский».
Северная Баллада - левая часть.


Александр Невский - центральная часть.


Старинный рассказ - правая часть.


Почти с первых дней войны образ Александра Невского появляется на плакатах - как самостоятельно, так и вместе с другими великими полководцами.

Владимир Серов. Били, бьем и будем бить. 1941 г.


Кукрыниксы. Бьемся мы здорово… 1941


В многокадровых плакатах Ледовое побоище обычно открывает рассказ о победах русского народа.

Художник Д. Мельников, Текст - М.Андриевская. Русский народ. Окно ТАСС №207. 30.09.1941


Стой! Прочти рассказ о том, как боролась Русь с врагом и как ныне дело спорится - наш народ с фашистом борется!» (цветная литография Т. Мавриной, А. Эфроса (текст). 1941 г.


Врагами Александра Невского на всех листах выступают исключительно тевтонские рыцари. Обо всех остальных противниках князя на время войны было забыто.

Художник Д. Мельников. Текст С. Маршак. 1943 г.


Кстати говоря, преимущество тевтонских рыцарей в вооружении над новгородским войском - не более чем иллюзия. Возможно, она возникла из неправильного понимания термина «дощатая броня» - именно такая была у многих новгородцев. Но это был не доспех из досок, а пластинчатый доспех - вполне соответствующий новейшим достижениям тогдашней военной науки. А возможно, конечно, имела место и целенаправленная подмена фактов.

В 1941-45 годах появились по меньшей мере двадцать две самостоятельные книги, посвященные князю и Ледовому побоищу - в основном брошюры небольшого формата, предназначавшиеся, в первую очередь, для солдат.

Брошюра "Ледовое побище. Краткая библиографическая справка". Казань, 1942.









В рамках пропаганды преемственности героической славы предков СССР были учреждены ордена имени знаменитых героев прошлого, в частности, Александра Невского (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г.).

Орден Александра Невского.


Художник - П. Соколов-Скаля, текст - В. Лебедев - Кумач. Окно ТАСС №542. Орден Александра Невского.  1942 г.


Александр Невских прочно вошел во фронтовой фольклор. Так в журнале «Фронтовой юмор», 1942 г. были напечатаны такие анекдоты в виде телеграммы:
Берлин, Гитлеру.
Желаю тебе, немчин, проклятый, погибели скорой.
Скорблю, что… не могу лично приложить руку к немецкому загривку.
А. Невский.

Германия, Гитляряке.
Припомни, гад, сколько наковырял я оглоблей твоих предков на Чудском озере. По случаю юбилея могу повторить.
Василий Буслаев.

Активно эксплуатировался персонаж Александра Невского и как образ, тесно связанный со свободой Новгорода и Пскова.

Художник - П. Соколов-Скаля. Окно ТАСС №904. Освободим земли Новгородские от врага! 1944 г.


Александр Даниличев. Окно ТАСС №1028. Освободители Пскова. 1944 г.


Такая популярность у Александра Невского у советских пропагандистов была связана с тем, что еще в конце 30-х гг., в период противостояния СССР с нацистской Германией, он закрепился как антинемецкий символ и теперь же уже готовый патриотический образ Александра Невского как нельзя лучше подходил для антифашистской пропаганды.

Кстати говоря, распространенное мнение, что обращение к русской истории и идее преемственности военной славы русского оружия возникли только в начале войны - не более чем иллюзия. Действительно, выступления Молотова (22 июня 1941 г., в котором война была провозглашена Отечественной), Сталина (3 июля 1941 г., в котором он обратился к советскому народу «братья и сестры»), имели большое значение для поворота советской пропаганды к великим победам прошлого. Тем более, что в обеих этих речах были затронуты темы Отечественной войны 1812 г. и борьбы с немецкими захватчиками в 1918 г.

Еще более важное значение для этого процесса имела речь Сталина от 7 ноября 1941 г., когда в обращении по поводу 24-й годовщины Октябрьской революции, он произнес: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образа наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Причем, помимо полководцев в этой речи Сталин говорил и о великих деятелях культуры: таких как Пушкин, Толстой, Чехов и Чайковский.

После выступлений Молотова и Сталина в газетах и журналах начали активно печататься статьи, в которых авторы обращались к победе над Наполеоном, прославляли боевые традиции русской армии, описывали сражения русских с немцами в прошлом: Ледовое побоище, Грюнвальдская битва, Семилетняя война, победы на Украине, под Псковом и Нарвой в 1918 г., борьба с интервентами в 1918-20 гг. Материалы по истории народов СССР, пропагандирующие их боевые традиции и военный опыт в газете «Правда» занимали в среднем 60%, «Красная звезда» - 57%, «Труд» - 54% среди публикаций, посвященных пропаганде идей патриотизма.
Началось издание массовых серий брошюр соответствующей тематики (таких, как «Писатели - патриоты Родины», «Великие борцы за русскую землю» и т.д.). Издательство «Детская литература» даже в 1941-42 гг. продолжало выпуск для детей произведений русских и зарубежных классиков.

Особенное место эта речь Сталина от 7 ноября 1941 года имела для плакатного искусства.

Петр Алякринский. Пусть вдохновляет вас в этой войне… 1942.


Виктор Иванов, Ольга Бурова. Кто с мечем к нам придет…  Александр Невский. 1942 г.


Виктор Иванов, Ольга Бурова. Лучше честная смерть, чем позорная жизнь... Дмитрий Донской. 1942 г.


Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. 1942 г.


Виктор Иванов, Ольга Бурова. Пусть вдохновляют вас… Дмитрий Пожарский. 1942 г.


Виктор Иванов. Бей, руби, бери в полон! Александр Суворов. 1942 г.


Виктор Иванов, Ольга Бурова. Пусть вдохновляют вас… Михаил Кутузов. 1942 г.


Однако начался этот процесс введения идеи преемственности между дореволюционной Россией и Советским Союзом еще в начале 30-х годов, когда СССР признал себя историческим продолжением Российского государства. Отказ от цели мировой революции в среднесрочной перспективе и объявление новой доктрины «построения социализма в отдельно взятой стране», мощные социально-экономические переломы (коллективизация и индустриализация) и установление единоличной власти Сталина нуждались в легитимизирующей основе. Такой основой и призван был стать «советский патриотизм». В его построении идеологи власти стали основываться на образцы патриотизма имперского.

Именно в связи с этим процессом началось возвращение истории в советскую действительность. С 1931 г. историю вновь стали преподавать в школах как отдельный предмет. В 1934 г. восстановили исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Но советскому правительству не нужна была просто история ради истории, ему требовалось создать новую патриотическую историю, полную фактов, событий и личностей, которая заняла бы прочное место в идеологии «советского патриотизма» и повысила любовь населения к родине и политическому руководству.

Виктор Говорков. Славна богатырями земля наша. Довоенный плакат 1941 г.


Поэтому имперская историческая доктрина была подвергнута ревизии. Так Александр Невский из русского святого, воина и героя, а также покровителя царской семьи, коим он воспринимался в России XIX века, стал военным и политическим вождем. Он становится фигурой отца, тесно связанного с народом, но и в то же время и возвышающегося над подданными. Сходство такой фигуры с пропагандировавшимся образом Сталина очевидно. Общество XIII в. рисовалось тоже очень узнаваемым. В него изнутри проникали предатели и «враги народа», а «в затылок дышала все возрастающая внешняя угроза, исходившая от врагов-немцев». Единственным выходом из этой ситуации рисовалась ожесточенная борьба и коллективное подчинение вождю.

Александр Невский. Кадр из фильма "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна (1938 г.).


Собственно, с советских времен не многое изменилось. В общественном сознании до сих пор Александр Невский в первую очередь ассоциируется с Ледовым побоищем, а во-вторых, для тех кто читал чуть больше, с авторитарным правителем, который ради всеобщего блага вынужден был идти на жесткие и подчас даже жестокие меры.

Использованная литература:
Гордон А.В. Революционная традиция и имперские модели: историческая наука последнего сталинского десятилетия// Историк и власть: советские историки сталинской эпохи. Саратов, 2006. - С.96-135.
Горяева Т. «Если завтра война…» Образ противника в советской пропаганде 1941-1945 // Россия и Германия в ХХ веке. Том. 1. Обольщение властью. Русские и немцы в Первой и Второй мировых войнах. М., 2010. С. 343 - 372.
Колоскова Т.Г. Советский политический плакат как исторический источник // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. С. 328 - 334.
Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: эволюция "образа врага" в сознании армии и общества. М., 2006.
Сенявский А.С. Советская идеология в годы ВОВ: стабильность, элементы трансформации, влияние на историческую память // История и культура страны-победительницы: к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Самара, 2010. - С.10-19.
Суздалев П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны М., 1965
Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2007.

князья, фальсификации, политическая история, историография, XII-XIII вв.

Previous post Next post
Up