PLACZEWNAJA RECZ

Mar 31, 2013 17:11

Оригинал взят у maxwolf в Листая старые тетради...


По следам своего недавнего поста, провёл пару выходных в Стокгольмской Королевской Библиотеке (которая в переводах скромно именуется "Национальной", и играет в Швеции роль "Ленинки"). Поскольку я ни разу не историк и не филолог, тянуло меня туда чистое незамутнённое любопытство, каковое и было, в значительной мере, удовлетворено. Я нашёл, и подержал в руках, презабавный документ конца семнадцатого века.



На мой дилетантский взгляд, выглядит сия "Recz" вполне аутентично. Единственное, мне показалось, что страницы речи были откуда-то изъяты, поскольку несут глубокий след складки с правой стороны (так обычно складывают карты и репродукции, которые не помещаются в формат книги). Сейчас они, однако, хранятся отдельно, расправленными, и подшитыми в большую (формата A1) картонную обложку. Насколько я могу судить, "Речь" целиком ещё ни разу нигде не публиковалась, так что потешу своё самолюбие и опубликую её тут, со своими рассуждениями и комментариями.

Как я и подозревал, отпечатки пальцев с руки, вытащившей в пространство интернет-обсуждений "Плачевную речь...", принадлежат авторам "Новой хронологии". Текст, во множестве растиражированный по рунету без указания авторства, восходит к девятой главе книжки "ЦАРСКИЙ РИМ в Междуречье Оки и Волги", небезызвестных Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко (далее - НФ). Кратко резюмируя, их точку зрения можно изложить следующим образом: в XIV-XVI веках Русь-Орда безраздельно царствовала по всей европе, после чего, ослабнув в результате внутренних склок, Русь-Ордынская империя распалась под натиском европейской аристократии, каковая поспешила выкорчевать из народной памяти неприятный период русского владычества, для чего раздробила Европу, искусственно изобрела, вместо русского, множество европейских языков, и велела историкам впредь считать борьбу с империей - войнами реформации (кавычки расставить по вкусу). Таким образом "Плачевная речь" (документ, который "случайно", по версии НФ, всплыл во время выставки "Орел и Лев. Россия и Швеция в XVII веке", прошедшей в Москве в 2001 году), всецело подтверждает их версию всемирной истории: Шведская знать в то время (конец 17-го века) ещё плохо размовляла свежесозданный шведский язык, а потому Спарвенфельд для них, и для большинства шведских подданных, которые тоже хорошо знали русский, написал погребальную речь именно на этом языке.

До сего момента "Речь" более-менее подробно комментировалась в статьях Т. А. Быковой "К ИСТОРИИ РУССКОГО ТОНИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ (Неизвестное произведение И. Г. Спарвенфельда)" и Уллы Биргегорд "Плачевная речь по Карлу XI-му на русском языке" из сборника "Подобаетъ память сътворити. Essays to the Memory of Anders Sjöberg" (её мне любезно прислал Александр Пересветов-Мурат). Что написано на эту тему в Каталоге выставки "Орел и Лев. Россия и Швеция в XVII веке", на который, собственно, и ссылаются НФ, мне неведомо, так как добраться до него пока не удалось.

И Быкова, и Биргегорд сходятся на том, что "Речь" был предназначена для русско-говорящего населения территорий, находившихся под властью Швеции согласно Столбовского договора 1618 года. По моему скромному мнению, текст был либо написан, либо, скорее, оформлен Спарвенфельдом "по заказу" администрации или знати тогдашнего (русскоязычного) населения Нарвы, имевшей в то время название Ругодив, и являлся своего рода официальным соболезнованием, направленным вассалом по случаю смерти своего сюзерена. А натолкнули меня на сей вывод два фрагмента (они, кстати, приводятся и в статье Быковой):

"слезами усердними (ихже живы никалиже не возделаше) преставлшемуся воздаваем от народа салвяно-россыского подданые люди и верные раби."

и

"благодарная, и любов любовийу воздающая ругодивска слабода, благоговеннаго не токкмо корола, но и паче отза отечествийу искусившая иеже последное иест любимцев подарение, слезы, иако кров любви королевского величества пепели, в жертв поднесет."

Другие народы и местности в речи, в таком контексте, не упоминаются. Помимо этого, бросается в глаза небольшая разница в транслитерации. Если в самой речи для передачи "Ш", в основном, используется сочетание "SZ" (и, в паре мест, "ZH" и "SCH"), то в стихотворении, завершающим речь, "Ш" передаётся только через "SCH", что может говорить о разном происхождении текста речи и стихотворения (например, стих Спарвенфельд сочинил по заказу, и добавил к речи, автором котором были нарвцы).

В любом случае, трактовка "Речи" у НФ мне представляется совершенно безосновательной, равно как и их идеи относительно искусственности европейских (в т.ч. Шведского) языков, и их недавнем появлении. "Речь", несомненно, является уникальным документом. Среди всех старинных русскоязычных текстов в библиотеках и архивах Швеции нет ничего подобного. Все такие документы можно, условно, разделить на две группы: оригинальные (т.е. написанные русскими на своё языке и попавшие, каким-либо образом в Швецию), и исследовательские (т.е. написанные про Россию для шведов, например, лютеранских священников, направляемых на службу в русскоязычные владения Швеции). Никакой переписки на русском, касающейся внутренней шведской жизни - нету. Таким образом, в данном вопросе, я присоединяюсь к критикам НФ (например, здесь): на лицо "глубокий вывод" на основе единичного факта. Да и тот был рассмотрен авторами весьма поверхностно...

Ну а теперь, репродукция самой речи, и её транскрипция (оригинальная и кириллизированная):











PLACZEWNAJA RECZ
NA POGREBENIE
TOGHO PREZ SEGHO
WELEMOZNEISZAGHO I WYSOKOROZDENNAGHO
KNJAZJA I GHOSSUDARJA, GHOSSUDARJA
KAROLUSA
ODINATSETOGHO
SWEDSKICH, GOTHSKICH I WANDALSKICH (I PROCZAJA) KOROLA,
SLAVNAGHO, BLAGHOGOWENNAGO, I MILOSTIWAGHO
NASZEGO GHOSSUDAJA
NYNJEZE U BOGHA SPASENNAGHO.
KOGDA JEGHO KOROLEWSKOGO WELICZESTWA OT DUSZI
OSTAWLENNOJE TJELO, S’ PODOBAJUSZCZEJUSÆ
KOROLEWSKOJU CZESTYU, I SERDECZNYM
WSICH PODDANNYCH RYDANIEM BYST
POGREBENNO

W’ STOKOLNJE

DWATSET-CZETWERTAGHO NOWEMVRJA
LJETA OT WOPLOSZCZENIA BOGHA SLOWA
1697.

---

JZE WO SPASENNYCH
BEZ NACZALNAGHO BOGHA NAMESTNIKU
NA ZEMLI, J UGHODNIKU
BLAZENNYA PAMETI
PRESWJETLEISZEMU I DERZAWNEISZEMU GHOSSUDARJU
KAROLUSU ODINATSETOMU
SVIDSKICH, GOTHSKIH, I WANDALSKICH I PROCZ: VELIKOMU KOROLJU
VOISTINNO SLAVNOMU I PRAVOSLAVNOMU.
GHOSSUDARSTUIA PROSTRANSTWOM I WELIKODUZHIA RAZMNOZENIEM NEBESNJE DAROVANNOMU.
BOZESTVENNYA SLUZBY I JEVANGHELSKIA TSERKWY RAZ-SZIRITELJU.
WOUROZENNIM TAZE I UPOKOJENNIMI DOBRODJETELMI SOVERSZENNO USTROJENNOMU.
JEGHOZE SLAVNY MECZ NI BEZ-RAZUDNE, NIZE BOJAZNENNE UPOTREBLAEMY,
PRINOZ LIUBO POBJEDY BLAGHOLEPIE, LJUBO MIRO-UPOKOJENIA BEZ-STRASZIE NA WSELENNOI.
TSARSTVUJUSCZICH BLAGHOPOLUCZNEISZEMU VOZDERZNIKU.
SVOIM SI BLAZENSTVOM STARSTVVO SVOJE SCZASTLIWOE SOTVORIWSZEMU.
WSE-SZCZEDRAGHO BOGHA DARMI PODDANNYA SVOJA BLAZENNYA DJEIUSZCZEMU.
WSEMI ESTESTWA I PRIRODY BLAGHIMI PREISOBILNO UMNOZENNOMU.
KESAREI I WYSOCZAISZICH TSARSTVUJUSZCZICH NA VSELENNEI, WELICZESTW
OTCZICZU DJEDICZU NASLEDNIKU SYNU ZJATU SRODNIKU OTSU I PROCZ:
KRASOTU OBRAZA I OSOBY TSARTWIJU DOSTOINUJU,
OBLADATELSTWO BLAGHO-OBRAZIU URAWNAEMOIE.
TAKZE SOROZDENNOJE BLAGHOUTROBIE I PRIRODNOJE MILOSERDIE
PRAVOSLAWNYM I BLAGOWJERNYM NASLEDNIKAM OSTAWSZEMU.
SMERTNOST SYU PREZIRAWSZEMU
WO IEZE WSEMOGHUSZCZEMU SOSTAWITELJU ODATI JELIKA OTNIEGHO PRIAZHE
TSARSTWO I WSELENNUJU OSIROCZENNYA OSTAWLSZEMU.
OT WSJECH NAS GHORKO OPLACZENNOMU.
JEMUZE NYNJE ZDJE W’MJESTE POBJEDITELNYCH WENTSEW,
J IELENNYCH, FINIKOVYCH, I DAFNENNYCH WJETW USTROENIEM UKRASZENNYCH POCHVALO
NOSHNYCH NAZDANIJ
WO BLAGHODARNOJE WOZPOMINANIE WSELENSKOGO RADI POMIRENIA
SZCZASTLIWYM JEGHO KOROLEWSKOGO VELICZESTWA CHODATAISTVOM OT BOGHA DAROVENNAGHO
ZALOSTNYA TOCKMO I POGREBATELNAJA SIZDANIA
MNOGHA DAWSZEMU
MALYMZE NYNJA DOVOLNOMU POSTAVLAJEM
TAKZE DAR SEJ (OPREWRASCZENNY SLUCZAI!) CHOTNESCZASTLIWY
J OCZES TOCKMO NASZICH UROK
SLEZAMI USERDNIMI (ICHZE ZIVY NIKALIZE NJE WOZDELASZE) PRESTAWLSZEMUSÆ
WOZDAVAJEM
OT NARODA SALVJANO-ROSSYSKOGHO PODDANYE LJUDI I WJERNYE RABI.

---

J TO
BLAGOCZESTIVOMU OBLADATELJU SVOJEMU
JAKO ISTINNYM BOGHOCZESTIA W DOCHNOVENIEM, IMZE NEPOROCZENNOJE VJERY SIANIE
OBORONASZE,
TSERKOWNYCH CZINOW JEDINNOST UKREPITI
I W’ DALNYCH JZERKICH SAMOJADSKICH PORUBEZNYCH SOPREDIELECH
TRUDNO PODVIZATI, TAK ZE I RAZSZIRITI WOZCHOTASZE.
O SEM JEGHO KOROLEWSKOGHO WELICZESTWA OTCHOZDENIJ VO ZDYCHJUSCZIJ,
J BLAGODJETELSTWA PEREDNOGO, J NASTOJASCZIA TSCZETY POMINAJUSCZIJAÆ
PLACZEVNAJA, I PRECHODASCZEMU SCZASTIJU PODOBNAJA, I DOSTOJNAJA VOZDAJUT RYDANIA.
WOZLJUBLENNEISZEMU GHOSSUDARJU
WSJU SOBSTWENNUJU SI LJUBOV DALEKO OT SEBE, I IZ PERSEI SWOICH JZKIDAWSZEMU
WE JEZEBY TOCKMO GHOSSUDARSKA JEGHO, K’ SWOIM PODDANNYM LJUBOW
ICH IEDINNA, WESMA I WSACZESKI IZ-POLNASZE
J DABY WZAIMNYA I WOZWRATITELNYA LJUBVI UDWOENNYM CZUDOM
WSI PODDANNIJ W’ PERSECH IEDINNAGHO OTECZESTWA OTSA,
J JEDIN ON W SERDSACH WSELENSKICH OBITASZE;
BLAGHODARNAJA, I LJUBOW LJUBOVIJU WOZDAJUSCZAJA RUGODJWSKA SLABODA,
BLAGHOGOWENNAGO NJE TOCKMO KOROLA, NO I PACZE OTZA OTECZESTWIJU JSKUSIWSZAJA
IEZE POSLJEDNOJE IEST LJUBIMTSEW PODARENIE,
SLEZY, IAKO KROW LJUBWJ KOROLEWSKOGO WELICZESTWA PEPELI, W ZERTVV PODNESET.
PONEZE UBO OT MILOSERDIA, IEZE IEST BLAGHODATI RODITEL, RODITSÆ I LJUBOW; ZA TO
MILOSTIVJESZEMU KOROLJU
J ( JAKO SAM NEPOWINNEN, NA ZLOBYWYJAZE PRAWEDNYI REVVNITEL
CHOTJA PRESTUPLENIA AKI KAZNI NENAVVIDASCZEMU, POKAJANIE PACZE MUKI VOZCHOTJASZCZEMU:
OTMSTITELJU SWOJEMU IZLISZNO SKORO OTJEMLEM
SLAZY RAZLIWAET WSJA SEWERNAJA STRANA SKANDIJSKAJA.
JAKO I MILOSERDNOJE IEGHO BLAGOUTROBIE
NJEBYST BEZ SUROWOSTI, I TSARSKIA OSTROTY,
JCHZE VVELEMOZNOSTIJU, UNICZIZITELEI SVVOJEGHO VVELICZETVVA ‘NASILSTVVOVVASZE
I ZAKONOVV SVVJATUJU PRAVVDU OBORONITI OBYKNOVVEN BYST.
SE OT SUDU RODISÆ ONAJA LJUBWI I WELEMOZNOSTI DOSCZER
PREIMUSZCZESTWO WELIKAGO KAROLUSA I POSTOJANSTWO
JMIZE VVES NAROD KOL SKORO NAKAZAN, TOL I VV’ DOBROVVOLNOJE POSLUZANIE
PODVVIZENN BYST.
DOBRJE UZNAVVAJUSZCZIJ, JAKO POVINITSÆ LJUBO GHIBNUTI TREBA BIAZE.
SEGHO RADI SCOREJE K’ NUZDIE, I K’ IZCZESENIJU, NEZELI K’ PIRSZESTVVU PRIBJEGACHU.
SLIEZAMIZE PODPISZJUTSÆ SEMU POVVINOVVANIJU TAKZE SOSEDNIKI SOMAMUZIE,
IEZE SOBSTVVENOJU ICH KROVVIJU, VVO VVSECH VVOINACH DAVVNO UKREPISZA.
TOLIKOMU WELICZESTWU [DIWNO] BLISKO WSEGDA BIASZE

---
LASKO-GHLAGHOLIWOJE SMIRENNO-MUDRIE
U NJEGO KOROLEWSKOGHO WELICZESTWA
JZE POSTAWLENN NA WYSOCZAJSZEJ GHORE CZESTI, SAM NJE GHORDIJ
OBLADATELSTWOM WELICZAISZIJ WSJECH,
A BESEDOW ANIEM MENSZOMU RAWNY,
ODNAKOZE KOROLWSKOJE PREIMUSZCESTWO KLEWRETSKIM UDOBSTUOM SITSE USLADITI
WOZCHOJE
DA NE UBO SAMAGHO SEBE MENSZIM, NO MENSZIA SEBJE RAWNOWASZE.
TSARSKIA BO SWOJA NRAWY, WO SERDSA MALEJSZICH PERELIWAJUSZCZE
WNEGDA AKI POWELITELMJ SAM POVELEVAJUSZCZIJ, WALDETI POKAZASE
NIKALIZE PRESWJETOJE SVOJE WELICZESTWO NE UMALISZE, NO PACZE UMNOZASZE.
TJEMZE POD SMIRENNIM TAKO, I TAKO BLAGHO-RECZLIWYM BOGHA NAMESTNIKOM,
WARVARSKIA OTLOZIWSZE NRAWY
NERAZUMNYI NJEKOGDA ISKREZESCZUSCZIJ SAVROMATSKY NAROD
J GLASOM CHOTJA PLACZEWNYM, PACZE BLAGHOPRIATNYM
NEDOZRELAGHO RADI (IAKO PODOBITSE) SEGHO PRESTAWLENIA ZALEJET.
NO PACZE JAZYKA, I ZLACZEJE MNOGO, DUSZI NARODSKIJE PRIWLECZE
BLAGODJEISTWUJUSCZAJA KOROLEWSKAJA RUKA.
JAZE PRISNYM TORZESTVOM I ZAPASOM JMNIZE SUOJA PITATI
KARABLO-PLAWANIEM, I KUPLEDJEISTWIA PODWIZENIEM
SWIDSKOJE SUOJE GHOSSUDARSTWO, SPROCZIMI CZASTMI SWJETA TAKO SOWOKUPI
JAKO POVELEWAJUSCCZIM PACZE A NE PROSZAJUSCZIM LIUDEM
AMERIKANSKOGHO ZLATA I SREBRA, TAKZE ASIJ AFRITSTZE SZOLKOW I PROCZICH SOKROWISCZEJ
VV’ ZEMLJU SVIO-GOTHSKUJU, OTECZESKIM VVOZLJUBLENIEM ISPOLNASZE.
SEGO RADNJE TOCKMO DOMASZNYE I PROCZIE INOZEMSTVY,
NO I CZRES MOSKOWSKOJE GHOSSUDARSTVVO PRIJEZAJUSCZIJ CHISELBASZKO-ARMJANSKIE
TORGOVIE LJUDI
O SEM OTECZESTWIA OTSA ZALOBNEM PRESTAWLENIJ GHORKO OPLAKAJUT
KOLIKAJAZE BYST TJAZKICH I NUZDNICH DJELECH
OBEREGATELNAJA I UTEINUSZCZAJA IEGHO KOROLEWSKOGO WELICZESTWA PROWIDITELNAJA PREDMUDROST
IASNOJE TO TECZENIE, VVSEDJETELNAGHO JEGHO ZITIJA, U LJETOPISTSEV UZE PRISNOPAMETNO,
PROSTRANNO NAUCZAET.
WOZKRESEZE TAKZE, OBRAZOM KAOLUSOIVYM ISTINA WJERNOST.
VVNEGDABO K’SLADKO-SLYSZANIJU UDOBNAJA NACZALODERZTSEVV MNOGAZDY USZESA
OT DVORJANSKICH KOSCZUNIKOVV SLADKOGLAGHOLUSCZICH JAZYKOVV, POOBICZAJU
UVVJESCZENNA SUT:
AKI NJEST VVSELENSKAA I POSPOLITAJA VVERNOST, TOCKMO NIZNICH LUDEI, I NISZCZYCH
DOBRODJETEL,
NATSCHALNOIZE SWOBODJE WELEMOZNYCH KNJAZEJ, IEZE KLJATWO PRESTUPITI
W’ WOLNOST DANNO
ONZE DRAGHIJ SAMODERZETS NASZ KAROLUS
KOROLEWSKOJE SWOJE SLOWO, JAKO WSJECH OBESCZANIJ ZALOGH, I WSJECH OBESCZAJUSCZICH
SVJATYJ PRESTOL,

---

SOVJESTZE SVVOJU JAKO PRESVVJATUJU, DERZAVVNEISZAGO JEGHO SERZA BOGHINU,
BLAGHOCZEZESTIVE POCZITASZE.
S VVJECZNYMI AKI GVVOZDY UKREPLAJUSCZE JELIKA JAZYK NJEKOGDA OBESCZASZESÆ
SAMYM TAZE PRIMIRNO-LOMITELEM, NJELOMIMUJU VVJERNOST SOCHRANITI WOZCHOTE.
WJEDAJUT TO RETSTWUJUSCZIE The STRANI WSI
SYLU JEGO I MUZESTWO NA BOJU I BRANACH
WIERU I SLOWO WO PRIMJRENIACH
I WO WSJECH DJEJANIJACH BLAGHOGOWENIE UNJEGHO ISKUSIWSZIE
J TO W’ SLEZACH POGRUSZENNIJ, UKREPLAJU RIDANIEM.
NO WJASCZEJE JESCZE BYST CZJUDO
JEZE W’ PREWELITSEM GHOSSUDARJE ARJE SMIRENNOMUDRIE.
CHOTJA UBO WLASTI, KAKO I OGNJA, BEZMJERNAJA BYTI WOZDELENIA OBIKOSZA
I KAZETSE TAKO, BUTTOB BLAGHORODNOJE BYST SIE WELA MOSCZI ISTLENIE,
IEZE UMNOZENIA STJAZANIJ SWOICH WOZ-ZELATI;
PONEZE BLAGIMI NE PRISTOJASCZIMI, NO PACZE OSKUDEWAJUSCZIMISE NAM,
UGOZDENNI BYWAJEM.
NASZ-ZE SEI DOSTO-CHWALNIJA I WJEKO-WJECZNYA PAMET POVELITEL,
GHOSSUDARSTWIJA I DERZAWI PROSTRANSTWOM, PACZE INIJCH MNOGHICH
PREIMUSCZICH, CHOT PREWOZCHODASCZIJ
ODNAKOZE TAKO USKIM OPREDELENIEM ZELANIE SVOJI WOZTAGASZE
DA OT NJEGHO TSARSTWOVANIA KAKO PODDANNIMI
IOT ZELANIJ JEGHO KAKO WOZ-DELENIEM TELESNYM WLADJETI, UCZITISÆ MOZNO.
POKAZUT NAM TOLIKAGHO WOZDERZITELNAGHO SMIRENNOMUDRIA POZOR,
PORUBEZNYE KRAINI WSI
GDJE WELEMOZNOST KOROLEWSKAJA, RAZMNOZENIA BLAGOUDOBIU MNOGAZDIJ PREZIRENNU,
WO SVOICH SI GRANITSACH, BEZOVVSAKAGO BLIZNICH MOSCZEI ZAZORA VVOZDERZASZESÆ
SITSEWUJUZE BEZMJERNUJU CZEST WOZPRIAZE OT NJEGO KOROLEWSKGHO WELICZESTWA,
SRAMNO-TSELOMUDRIE I CZISTOTY DOBRODJETEL
IAZE IZ KUSCZECH WO DWOR GHOSSUDARSKIJ WOZPRIATA, MEZDU BAGRANNIMI DOBRODJETELEMI WOZSIASZE
IBO CZISTOTA OT TSAREI POCZTENNA, ONA SAMA PACZE WSJECH WESCZEI UKRASZAET TSARSTWUJUSCZIA.
NUTKA WY O RYBONOSZNYE SEWERNYCH; PROTOKOW BEREGHI USLYSZITE,
OSTAWITE NYNJE MEZDU SWIOGHOTHSKOGO GHOSSUDARTWA ZNATNIMI CZUDMI IZGLAGHOLATI,
BISEREI WASZICH W’ BAGRANNOI SKORLUPE ROZ-DENUJU CZISTOTU I BIELOST,
ZANE KOROLEWSKIJ DWOR W’ STEKOLNE PACZE WSIECH PREKRASNEISZIJ ZEMCZUG POKAZASCHE
SIRECZ JEDINAGHO KAROLUSA, IEDNNOI ULRITSE ROZDENNA
IEDINNAGHO KOROLA S’ EDINNOIU KOROLOWNOJU CZISTO I CZESTNO ZIWUSCZA,
ICHZE CZISTOTA I NESKWERNAGO SOJEDINENIA BIELOSTI SIANIE
[WO TSARSTWUJUSCZICH BAGRANITSE NIEKOGDA DIWNA DYKOWINA]
SAN WELICZESTWA, I SRAMOTY DRAGOST DWAZDY OSWJESCZAJUSCZAJA,
J BAGRANITSY, I CZISTOTY TSENU USUGUBLASZE.
NO CHORE NAM NEDOSTOINIM STJAZATELEM
TOL MNOGHO - TSENNAGHO BISERA NE STALO
PRELESTNAJA SMERT IEGHO NAM, UWY! UKRADIWSZA
EWROPU, NAIPACZEZE OTECZESTIE NASZE UNISZCZASZE.

---

WELIKOGO KAROLUSA DUSZU WELIKUJU
TREGUBYM BLAGOPOLUCZENIEM WOZNOSITI, SCZASTIE I FORTUNA OTVIEDOVASZA,
NEPRIATELEI UBJEGSTWOM, PREVVYSOKOJU POBIEDOJU I SLAWNYM MIROM.
TREGUBYM TAKZE UDARENIEM POKORATI WTUNE NAZNAMENASZE:
PREIMENITOGO OTSA JEGO KOROLEWSKOGO WELICRESTWA
NIERAZDJELIMYA I BLAGONRAWNEISZIA SUPRUZNITSI,
I TOL DRAZAISZICH KOROLEWSKICH CZAD I SNAMENITIJCH NASLEDNIKOW
NE DOZRELYM (AKI CZELOWIEKOM KAZETSE) PRESTAWLENIEM.
NO IEGHO KOROLEWSKOJE, BLAZENNYA ISLAWNYA PAMETI PRESWIETLOJE WELICZESTWO,
BESMIERNOJE BLAGHOPOLUCZIE, TAKZE I NEIZGLAGOLAEMOIE OSKORBLENIE
POCHWALNYM WSEGDA RAWNO-UMIEM PODIMAJUSCZE, WOZCHOTE NAS Time NAKAZATI:
JAKO NJEST TOKMO LJUBOMUDRSKOJE NIZE PHILOSOWSKOJE, NO TSARSKOIE DELO
JEZE W’ POSTOJANNEM BLAGHOPOLUCZIJ NEWOZNOSITISÆ, I W’ PROTIWNEM NIE SKORBITI.
TOLIKAGO KOROLA TOLIKOGO MUZESTWA,
TAKZE I SEGHI BEZWREMENNAGHO (AKI PODOBITSE) SKONCZANIA
WEZDIE ZWENASCZUJU SLAWU
POSLEDNAJA THULE SLUSZAWSZA
I KAKOWA LISZAETSÆ GHOSSUDARA SOBOJU RAZ-SUZDAJUSZA
POSLIEDNOJE WSELENSKIA PECZALI SIENODIEISTWO SLEZAMJ ZAKLUCZAET.
PLACZITE O SEM WSECH BOGATIRSKICH WELEMOZEI NACZALNITSE
WY CHRABRIE ORUZENOSTIJ WSI
ICHZE SUOIM SI OBRAZOM CHRABRICH, A NE SWIREPICH SOSTWORASZE
PLACZITE SUDILISCZA O PREMUDREM OBLADATELE OBSCZEM,
IZE ZAKONNYA OTVVJETI, I PRAWEDINE SUDI
SVVOISTVVENNOM SI NRAWOM LJUDEM SUOIM WSEGDA DAWAZE.
PLACZITE PODDANNYE OBSCZE WSIJ OSOBNO WSAKOI
O SEM POSPOLITIA SVVOBODY VVASZJA OTOMSTITELE
JZE DABY WY USPOKOJENNYJE BYSTE, SAM NIKOGHDA NIE POCZIWASZE
PLACZITE NA POSLIEDOK OBNEM, IZE DOSTOIN BJASE,
DABY NA NIEGO POGREBENIE WSA WSELENNAJA PROBAVLENNA BYST,
I WSI JEJA CZASTI NA SLUZBU JEGO RAZPUSTNOB IZ DIWASZASÆ:
ZEMLJA DAZD GHROBNIJ CHOLM, REKI PROLIWAIUT SLEZIJM PERUN ZAPALAET SWJETILA,
WOZDUCH ZDYCHAET BLAGOUCHANIA, SWJEZDY ODJEWAJUTSÆ CZERNOSTIU;
JEMUZE I EMPIRISKOJE NEBO SOSYDAET ZUPISCZE
IZE WO BLAZENNIJCH, KOROLU NASZEMU
JEGOZE ZDJE, PRI NAS WZIRAEM OSTATKI.

---

W’ ZNAK J WO OBRAZ SLABOSTI I NEMOSCZI CZELOWJECZESKIA.
W’ KREPKOJE ISWJESTVOWANIE NE - UKLONIMAGHO SLUCZAJA.
W’ DOWOD POGHIBAEMAGO ZITIA WYSOCZAISZICH SEGO SWJETA.
W’ PRIKLAD RAZTLENIA NASZEGO TELESNAGHO,
DA BUDUT RASUMIJ SAMODERZTSIJ, BDASCZIJ KOROLI I WSI WSE WSEGDA K’ SMERTI GOTOWIJ.
JZE SEBJE A NJE JEDINNOMU RODISÆ.
CZELOWJEKOM PROZIVE PODDANNYM TSARSTWOVASZE. BOGHU PRESTAVISÆ.
W’ ROZDENIJ BLAGHPOLUCZEN. W ZISNI PRILJEZEN. NA PRESTOLE TSARSKIM REVVNITEL
WO SMERTI SAMOI BLAGHOMUDRII I SWJETOPREZRITEL.
RODISÆ WOJEZE WJEKOWJECZNO ZITI.
PROZIVE WOJEZE PRAWEDNO TSARSTWOWATI
TSARSTWOWAZE WOJEZE SPASENNO UMRETU.
UMRE WOJEZE WJECZNUJU CZEST I SPASENIE DOSTIGNUTI.
PONJEGHOZE PRESTAWLENIJ SIM UDOVVLAEMSÆ UTESZENIEM JEDINNYM
JAKO IZ SICH DRAGICH KOROLEWSKICH PEPELEJ
WOZKRESE NAM, I OSANETSÆ FENIX NJEKIJ
NA POLNOJE I SOWERSZENNOJE WOZDAJANIE ZA TOLIKUJU TSCZETU
NA IS-POLNENIE NASZEGHO CZAJANIA
NA CHOLM I UMNOZENIE VVSELENSKAGHO BLAGHOPOLUCZENIA
I NA OBNOWLENIE WYSOKOROZDENNAGHO SEGO KOROLEWSKOGO PLEMENE,
ISKRA BOZCSWENNAGHO OGNJA
OTECZESKICH WELICZESTW I DOBRODIETELEI SOKROWISCZE.
DIEDICZNYCH SOWERSZENIJ I MUZESTWA NASLJEDNIK.
TOLIKAGHO OTSA TOL WELIKIJ SYN
BLAGHO-CZESTIWIJ, BLAGOMUDRIJ, BLAGORAZUMIEM I BLAGHODATIU VVOZRASTAEMYI
SAMODERZAWNIJ NASZ NACZALODEZETS
BOZIEJU WSEDERZITELNOUI MILOJTIU
PRESVIETLEISZIJ I DERZAVVNEISZIJ KNIJÆZ I GHOSSUDAR
CAROLUS DWENADESJATIJ
SVVIDSKICH, GOTHSKICH, VVANDALSKICH I PROCZ:
VV’ MJESTE OTSA SAM NYNIE VLADJEJUSCZIJ KOROL.
IEGHOZE DASOCHRANET GHOSPOD BOGH MIROM I BLAGODENSTVVIJEM
NA MNOGHIE LJETA
WSI SITSE USERDNO ZELAEM.
SIE PISMO OKROPLENNO
JSTINNYM GORKOGO SERDSA FINIKOM

----

IMZE WOSTOCZNOJE SOLNTSE SIAJET
SLAVÆNE SLYSCHITE CZTO VOSVESCZAJET
GLAS OPLACZLIV IZ SEVERNYJA STRANY
JAKO KOROL PRESTAVISÆ ISBRANNYJ
GORE NAM SWJEDSKIM JAKO SOGRESCHICHOM
I NEPOSLUSCHINYI BOGOVI BYCHOM
PADE WENETS DOBRODJETELEJ, SLAVI,
IMZE VENCZANNYJA BYSCHA NAM GLAVI
GDJE INOMU COROLJU TYI TSWETI?
W’ DUSCHI JEDINNOI MOGLILI POSPJETI?
BIE S’ BAGHOCZESTIEM SWJAZANA KREPOST?
S’ WELIKODUSCHIEM, BDENIE KROTOST
SO WOZDERZANIEM CZISTOTA, MILOST
I S’ LIUBOTRUDIEM PRAVDA, PREMUDROST.
WSE SICH WELICZESTWO WSE SOWERSCENNO
BIASCHE WELIKU CAROLU SOBSTWENNO
NYNJE W’SELENNEI NEPRAWDA WLADEJET
I CHRISTIANSKA LIUBOU OKUDEJET
DLIA TOGHO MIRSKLI TSARI RYDAITE
MIROTWORITELJA MIRA PLACAITE
IZE DERZAVY W’ WOJNE PSINIMASCHE
JWO PRESLAVNOM MIREZE SKONCZASCHE
WY TAKZE MIR I POKOI VOZLIUBITE
MIROPOGUBNIKI VSI RAZORITE
TSELA JEUROPA SLEZY PROLIVAET
MIR BEZ CAROLUSA KTO JEJ PODAJET?
KTO SWIOGOTSKIM BUDET UTESCHITEL
UMRE BO CHRABRYI VRAGH POBEDITEL
OT JEGHO RUKI VRAGHI POBEGOSCHA
I PROTIWITISÆ NE VOZMOGOSCHA.
DRUZI NE PLAKAITE JAK’ IZTSELISÆ
NASCHEGO SERDTSA RANA. I JAVISÆ
S’ KORENE SLAVNAGHO TSWIET NERAZTLENNYI
NRAVOWZE OCZESKICH OBRAS S’WERSCHENNYI
CAROL DWANATZETOI VO MLADZCH LJETECH
MUZESTWO KAZUJET DAVNOZ OT DIETECH
JEST RAZLUCZIMYI RASUMOM TJELOM
WELIKODUSCHIEM SLAVOJU DEJELOM
WSECH DOBRODJETLEJ OCZESK, REVNITEL
J NERAWNITELEN BJEDNYM KORMITEL
DAI BOZE CAROLU DOLGHO POZITI
JEDINODUSCHNO JEMU NAM SLUZITI
* * *

ПЛАЧЕВНАЯ РЕЧ
НА ПОГРЕБЕНИЕ
ТОГО ПРЕЗ СЕГО
ВЕЛЕМОЖНЕИШАГО И ВЫСОКОРОЖДЕННАГО
КНЯЖЯ И ГОССУДАРЯ, ГОССУДАРЯ
КАРОЛУСА
ОДИНАЦЕТОГО
СВЕДСКИХ, ГОТСКИХ И ВАНДАЛСКИХ (И ПРОЧАЯ) КОРОЛА,
СЛАВНАГО, БЛАГОГОВЕННАГО, И МИЛОСТИВАГО
НАШЕГО ГОССУДАЯ
НЫНЕЖЕ У БОГА СПАСЕННАГО.
КОГДА ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ОТ ДУШИ
ОСТАВЛЕННОЕ ТЕЛО, С’ ПОДОБАЮЩЕЮСЯ
КОРОЛЕВСКОЮ ЧЕСТЮ, И СЕРДЕЧНЫМ
ВСИХ ПОДДАННЫХ РЫДАНИЕМ БЫСТ
ПОГРЕБЕННО

В’ СТОКОЛНЕ

ДВАЦЕТ-ЧЕТВЕРТАГО НОВЕМВРЯ
ЛЕТА ОТ ВОПЛОЩЕНИА БОГА СЛОВА
1697.

---

ИЖЕ ВО СПАСЕННЫХ
БЕЗ НАЧАЛНАГО БОГА НАМЕСТНИКУ
НА ЗЕМЛИ, И УГОДНИКУ
БЛАЖЕННЫА ПАМЕТИ
ПРЕСВЕТЛЕИШЕМУ И ДЕРЖАВНЕИШЕМУ ГОССУДАРЮ
КАРОЛУСУ ОДИНАЦЕТОМУ
СВИДСКИХ, ГОТСКИХ, И ВАНДАЛСКИХ И ПРОЧ: ВЕЛИКОМУ КОРОЛЮ
ВОИСТИННО СЛАВНОМУ И ПРАВОСЛАВНОМУ.
ГОССУДАРСТУИА ПРОСТРАНСТВОМ И ВЕЛИКОДУШИА РАЗМНОЖЕНИЕМ НЕБЕСНЕ ДАРОВАННОМУ.
БОЖЕСТВЕННЫА СЛУЖБЫ И ЕВАНГЕЛСКИА ЦЕРКВЫ РАЗ-ШИРИТЕЛЮ.
ВОУРОЖЕННИМ ТАЖЕ И УПОКОЕННИМИ ДОБРОДЕТЕЛМИ СОВЕРШЕННО УСТРОЕННОМУ.
ЕГОЖЕ СЛАВНЫ МЕЧ НИ БЕЗ-РАЗУДНЕ, НИЖЕ БОЯЖНЕННЕ УПОТРЕБЛАЕМЫ,
ПРИНОЖ ЛЮБО ПОБЕДЫ БЛАГОЛЕПИЕ, ЛЮБО МИРО-УПОКОЕНИА БЕЗ-СТРАШИЕ НА ВСЕЛЕННОИ.
ЦАРСТВУЮЩИХ БЛАГОПОЛУЧНЕИШЕМУ ВОЗДЕРЖНИКУ.
СВОИМ СИ БЛАЖЕНСТВОМ СТАРСТВО СВОЕ ЩАСТЛИВОЕ СОТВОРИВШЕМУ.
ВСЕ-ЩЕДРАГО БОГА ДАРМИ ПОДДАННЫА СВОЯ БЛАЖЕННЫА ДЕЮЩЕМУ.
ВСЕМИ ЕСТЕСТВА И ПРИРОДЫ БЛАГИМИ ПРЕИСОБИЛНО УМНОЖЕННОМУ.
КЕСАРЕИ И ВЫСОЧАИШИХ ЦАРСТВУЮЩИХ НА ВСЕЛЕННЕИ, ВЕЛИЧЕСТВ
ОТЧИЧУ ДЕДИЧУ НАСЛЕДНИКУ СЫНУ ЖЯТУ СРОДНИКУ ОТЦУ И ПРОЧ:
КРАСОТУ ОБРАЗА И ОСОБЫ ЦАРТВИЙУ ДОСТОИНУЮ,
ОБЛАДАТЕЛСТВО БЛАГО-ОБРАЗЮ УРАВНАЕМОИЕ.
ТАКЖЕ СОРОЖДЕННОЕ БЛАГОУТРОБИЕ И ПРИРОДНОЕ МИЛОСЕРДИЕ
ПРАВОСЛАВНЫМ И БЛАГОВЕРНЫМ НАСЛЕДНИКАМ ОСТАВШЕМУ.
СМЕРТНОСТ СЮ ПРЕЗИРАВШЕМУ
ВО ИЕЖЕ ВСЕМОГУЩЕМУ СОСТАВИТЕЛЮ ОДАТИ ЕЛИКА ОТНИЕГО ПРИАШЕ
ЦАРСТВО И ВСЕЛЕННУЮ ОСИРОЧЕННЫА ОСТАВЛШЕМУ.
ОТ ВСЕХ НАС ГОРКО ОПЛАЧЕННОМУ.
ЕМУЖЕ НЫНЕ ЖДЕ В’МЕСТЕ ПОБЕДИТЕЛНЫХ ВЕНЦЕВ,
И ИЕЛЕННЫХ, ФИНИКОВЫХ, И ДАФНЕННЫХ ВЕТВ УСТРОЕНИЕМ УКРАШЕННЫХ ПОХВАЛО
НОЧНЫХ НАЖДАНИЙ
ВО БЛАГОДАРНОЕ ВОЗПОМИНАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО РАДИ ПОМИРЕНИА
ЩАСТЛИВЫМ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ХОДАТАИСТВОМ ОТ БОГА ДАРОВЕННАГО
ЖАЛОСТНЫА ТОККМО И ПОГРЕБАТЕЛНАЯ СИЖДАНИА
МНОГА ДАВШЕМУ
МАЛЫМЖЕ НЫНЯ ДОВОЛНОМУ ПОСТАВЛАЕМ
ТАКЖЕ ДАР СЕИ (ОПРЕВРАЩЕННЫ СЛУЧАИ!) ХОТНЕЩАСТЛИВЫ
И ОЧЕС ТОККМО НАШИХ УРОК
СЛЕЗАМИ УСЕРДНИМИ (ИХЖЕ ЖИВЫ НИКАЛИЖЕ НЕ ВОЗДЕЛАШЕ) ПРЕСТАВЛШЕМУСЯ
ВОЗДАВАЕМ
ОТ НАРОДА САЛВЯНО-РОССЫСКОГО ПОДДАНЫЕ ЛЮДИ И ВЕРНЫЕ РАБИ.

---

И ТО
БЛАГОЧЕСТИВОМУ ОБЛАДАТЕЛЮ СВОЕМУ
ЯКО ИСТИННЫМ БОГОЧЕСТИА В ДОХНОВЕНИЕМ, ИМЖЕ НЕПОРОЧЕННОЕ ВЕРЫ СИАНИЕ
ОБОРОНАШЕ,
ЦЕРКОВНЫХ ЧИНОВ ЕДИННОСТ УКРЕПИТИ
И В’ ДАЛНЫХ ИЖЕРКИХ САМОЯДСКИХ ПОРУБЕЗНЫХ СОПРЕДИЕЛЕХ
ТРУДНО ПОДВИЖАТИ, ТАК ЖЕ И РАЗШИРИТИ ВОЗХОТАШЕ.
О СЕМ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ОТХОЖДЕНИЙ ВО ЖДЫХЮЩИЙ,
И БЛАГОДЕТЕЛСТВА ПЕРЕДНОГО, И НАСТОЯЩИА ТЩЕТЫ ПОМИНАЮЩИЙАЯ
ПЛАЧЕВНАЯ, И ПРЕХОДАЩЕМУ ЩАСТИЙУ ПОДОБНАЯ, И ДОСТОИНАЯ ВОЗДАЮТ РЫДАНИА.
ВОЗЛЮБЛЕННЕИШЕМУ ГОССУДАРЮ
ВСЮ СОБСТВЕННУЮ СИ ЛЮБОВ ДАЛЕКО ОТ СЕБЕ, И ИЗ ПЕРСЕИ СВОИХ ИЖКИДАВШЕМУ
ВЕ ЕЖЕБЫ ТОККМО ГОССУДАРСКА ЕГО, К’ СВОИМ ПОДДАННЫМ ЛЮБОВ
ИХ ИЕДИННА, ВЕСМА И ВСАЧЕСКИ ИЗ-ПОЛНАШЕ
И ДАБЫ ВЗАИМНЫА И ВОЗВРАТИТЕЛНЫА ЛЮБВИ УДВОЕННЫМ ЧУДОМ
ВСИ ПОДДАННИЙ В’ ПЕРСЕХ ИЕДИННАГО ОТЕЧЕСТВА ОТЦА,
И ЕДИН ОН В СЕРДСАХ ВСЕЛЕНСКИХ ОБИТАШЕ;
БЛАГОДАРНАЯ, И ЛЮБОВ ЛЮБОВИЙУ ВОЗДАЮЩАЯ РУГОДИВСКА СЛАБОДА,
БЛАГОГОВЕННАГО НЕ ТОККМО КОРОЛА, НО И ПАЧЕ ОТЗА ОТЕЧЕСТВИЙУ ИСКУСИВШАЯ
ИЕЖЕ ПОСЛЕДНОЕ ИЕСТ ЛЮБИМЦЕВ ПОДАРЕНИЕ,
СЛЕЗЫ, ИАКО КРОВ ЛЮБВИ КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПЕПЕЛИ, В ЖЕРТВ ПОДНЕСЕТ.
ПОНЕЖЕ УБО ОТ МИЛОСЕРДИА, ИЕЖЕ ИЕСТ БЛАГОДАТИ РОДИТЕЛ, РОДИТСЯ И ЛЮБОВ; ЗА ТО
МИЛОСТИВЕШЕМУ КОРОЛЮ
И ( ЯКО САМ НЕПОВИННЕН, НА ЖЛОБЫВЫЯЖЕ ПРАВЕДНЫИ РЕВНИТЕЛ
ХОТЯ ПРЕСТУПЛЕНИА АКИ КАЖНИ НЕНАВИДАЩЕМУ, ПОКАЯНИЕ ПАЧЕ МУКИ ВОЗХОТЯЩЕМУ:
ОТМСТИТЕЛЮ СВОЕМУ ИЖЛИШНО СКОРО ОТЕМЛЕМ
СЛАЗЫ РАЗЛИВАЕТ ВСЯ СЕВЕРНАЯ СТРАНА СКАНДИЙСКАЯ.
ЯКО И МИЛОСЕРДНОЕ ИЕГО БЛАГОУТРОБИЕ
НЕБЫСТ БЕЗ СУРОВОСТИ, И ЦАРСКИА ОСТРОТЫ,
ИХЖЕ ВЕЛЕМОЖНОСТИЙУ, УНИЧИЖИТЕЛЕИ СВОЕГО ВЕЛИЧЕТВА ‘НАСИЛСТВОВАШЕ
И ЗАКОНОВ СВЯТУЮ ПРАВДУ ОБОРОНИТИ ОБЫКНОВЕН БЫСТ.
СЕ ОТ СУДУ РОДИСЯ ОНАЯ ЛЮБВИ И ВЕЛЕМОЖНОСТИ ДОЩЕР
ПРЕИМУЩЕСТВО ВЕЛИКАГО КАРОЛУСА И ПОСТОЯНСТВО
ИМИЖЕ ВЕС НАРОД КОЛ СКОРО НАКАЖАН, ТОЛ И В’ ДОБРОВОЛНОЕ ПОСЛУЖАНИЕ
ПОДВИЖЕНН БЫСТ.
ДОБРЕ УЗНАВАЮЩИЙ, ЯКО ПОВИНИТСЯ ЛЮБО ГИБНУТИ ТРЕБА БИАЖЕ.
СЕГО РАДИ СКОРЕЕ К’ НУЖДИЕ, И К’ ИЖЧЕСЕНИЙУ, НЕЖЕЛИ К’ ПИРШЕСТВУ ПРИБЕГАХУ.
СЛИЕЖАМИЖЕ ПОДПИШЮТСЯ СЕМУ ПОВИНОВАНИЙУ ТАКЖЕ СОСЕДНИКИ СОМАМУЖИЕ,
ИЕЖЕ СОБСТВЕНОЮ ИХ КРОВИЙУ, ВО ВСЕХ ВОИНАХ ДАВНО УКРЕПИША.
ТОЛИКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ [ДИВНО] БЛИСКО ВСЕГДА БИАШЕ

---

ЛАСКО-ГЛАГОЛИВОЕ СМИРЕННО-МУДРИЕ
У НЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
ИЖЕ ПОСТАВЛЕНН НА ВЫСОЧАИШЕИ ГОРЕ ЧЕСТИ, САМ НЕ ГОРДИЙ
ОБЛАДАТЕЛСТВОМ ВЕЛИЧАИШИЙ ВСЕХ,
А БЕСЕДОВ АНИЕМ МЕНШОМУ РАВНЫ,
ОДНАКОЖЕ КОРОЛВСКОЕ ПРЕИМУШКЕСТВО КЛЕВРЕЦКИМ УДОБСТУОМ СИЦЕ УСЛАДИТИ
ВОЗХОЕ
ДА НЕ УБО САМАГО СЕБЕ МЕНШИМ, НО МЕНШИА СЕБЕ РАВНОВАШЕ.
ЦАРСКИА БО СВОЯ НРАВЫ, ВО СЕРДСА МАЛЕИШИХ ПЕРЕЛИВАЮЩЕ
ВНЕГДА АКИ ПОВЕЛИТЕЛМИ САМ ПОВЕЛЕВАЮЩИЙ, ВАЛДЕТИ ПОКАЖАСЕ
НИКАЛИЖЕ ПРЕСВЕТОЕ СВОЕ ВЕЛИЧЕСТВО НЕ УМАЛИШЕ, НО ПАЧЕ УМНОЖАШЕ.
ТЕМЖЕ ПОД СМИРЕННИМ ТАКО, И ТАКО БЛАГО-РЕЧЛИВЫМ БОГА НАМЕСТНИКОМ,
ВАРВАРСКИА ОТЛОЖИВШЕ НРАВЫ
НЕРАЗУМНЫИ НЕКОГДА ИСКРЕЖЕЩУЩИЙ САВРОМАЦКЫ НАРОД
И ГЛАСОМ ХОТЯ ПЛАЧЕВНЫМ, ПАЧЕ БЛАГОПРИАТНЫМ
НЕДОЖРЕЛАГО РАДИ (ИАКО ПОДОБИЦЕ) СЕГО ПРЕСТАВЛЕНИА ЖАЛЕЕТ.
НО ПАЧЕ ЯЗЫКА, И ЖЛАЧЕЕ МНОГО, ДУШИ НАРОДСКИЕ ПРИВЛЕЧЕ
БЛАГОДЕИСТВУЮЩАЯ КОРОЛЕВСКАЯ РУКА.
ЯЖЕ ПРИСНЫМ ТОРЖЕСТВОМ И ЗАПАСОМ ИМНИЖЕ СВОЯ ПИТАТИ
КАРАБЛО-ПЛАВАНИЕМ, И КУПЛЕДЕИСТВИА ПОДВИЖЕНИЕМ
СВИДСКОЕ СВОЕ ГОССУДАРСТВО, СПРОЧИМИ ЧАСТМИ СВЕТА ТАКО СОВОКУПИ
ЯКО ПОВЕЛЕВАЮСКЧИМ ПАЧЕ А НЕ ПРОШАЮЩИМ ЛЮДЕМ
АМЕРИКАНСКОГО ЖЛАТА И СРЕБРА, ТАКЖЕ АСИЙ АФРИЦЦЕ ШОЛКОВ И ПРОЧИХ СОКРОВИЩЕИ
В’ ЗЕМЛЮ СВИО-ГОТСКУЮ, ОТЕЧЕСКИМ ВВОЗЛЮБЛЕНИЕМ ИСПОЛНАШЕ.
СЕГО РАДНЕ ТОККМО ДОМАШНЫЕ И ПРОЧИЕ ИНОЗЕМСТВЫ,
НО И ЧРЕС МОСКОВСКОЕ ГОССУДАРСТВО ПРИЕЖАЮЩИЙ ХИСЕЛБАШКО-АРМЯНСКИЕ
ТОРГОВИЕ ЛЮДИ
О СЕМ ОТЕЧЕСТВИА ОТЦА ЖАЛОБНЕМ ПРЕСТАВЛЕНИЙ ГОРКО ОПЛАКАЮТ
КОЛИКАЯЖЕ БЫСТ ТЯЖКИХ И НУЖДНИХ ДЕЛЕХ
ОБЕРЕГАТЕЛНАЯ И УТЕИНУЩАЯ ИЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПРОВИДИТЕЛНАЯ ПРЕДМУДРОСТ
ИАСНОЕ ТО ТЕЧЕНИЕ, ВСЕДЕТЕЛНАГО ЕГО ЖИТИЙА, У ЛЕТОПИСЦЕВ УЖЕ ПРИСНОПАМЕТНО,
ПРОСТРАННО НАУЧАЕТ.
ВОЗКРЕСЕЖЕ ТАКЖЕ, ОБРАЗОМ КАОЛУСОИВЫМ ИСТИНА ВЕРНОСТ.
ВНЕГДАБО К’СЛАДКО-СЛЫШАНИЙУ УДОБНАЯ НАЧАЛОДЕРЖЦЕВ МНОГАЖДЫ УШЕСА
ОТ ДВОРЯНСКИХ КОЩУНИКОВ СЛАДКОГЛАГОЛУЩИХ ЯЗЫКОВ, ПООБИЧАЮ
УВЕЩЕННА СУТ:
АКИ НЕСТ ВСЕЛЕНСКАА И ПОСПОЛИТАЯ ВЕРНОСТ, ТОККМО НИЖНИХ ЛУДЕИ, И НИЩЫХ
ДОБРОДЕТЕЛ,
НАТШАЛНОИЖЕ СВОБОДЕ ВЕЛЕМОЖНЫХ КНЯЖЕИ, ИЕЖЕ КЛЯТВО ПРЕСТУПИТИ
В’ ВОЛНОСТ ДАННО
ОНЖЕ ДРАГИЙ САМОДЕРЖЕЦ НАШ КАРОЛУС
КОРОЛЕВСКОЕ СВОЕ СЛОВО, ЯКО ВСЕХ ОБЕЩАНИЙ ЖАЛОГ, И ВСЕХ ОБЕЩАЮЩИХ
СВЯТЫИ ПРЕСТОЛ,

---

СОВЕСЦЕ СВОЮ ЯКО ПРЕСВЯТУЮ, ДЕРЖАВНЕИШАГО ЕГО СЕРЗА БОГИНУ,
БЛАГОЧЕЖЕСТИВЕ ПОЧИТАШЕ.
С ВЕЧНЫМИ АКИ ГВВОЗДЫ УКРЕПЛАЮЩЕ ЕЛИКА ЯЗЫК НЕКОГДА ОБЕЩАШЕСЯ
САМЫМ ТАЖЕ ПРИМИРНО-ЛОМИТЕЛЕМ, НЕЛОМИМУЮ ВЕРНОСТ СОХРАНИТИ ВОЗХОТЕ.
ВЕДАЮТ ТО РЕЦТВУЮЩИЕ ТЕ СТРАНИ ВСИ
СЫЛУ ЕГО И МУЖЕСТВО НА БОЮ И БРАНАХ
ВИЕРУ И СЛОВО ВО ПРИМИРЕНИАХ
И ВО ВСЕХ ДЕЯНИЙАХ БЛАГОГОВЕНИЕ УНЕГО ИСКУСИВШИЕ
И ТО В’ СЛЕЗАХ ПОГРУШЕННИЙ, УКРЕПЛАЮ РИДАНИЕМ.
НО ВЯЩЕЕ ЕЩЕ БЫСТ ЧЮДО
ЕЖЕ В’ ПРЕВЕЛИЦЕМ ГОССУДАРЕ АРЕ СМИРЕННОМУДРИЕ.
ХОТЯ УБО ВЛАСТИ, КАКО И ОГНЯ, БЕЗМЕРНАЯ БЫТИ ВОЗДЕЛЕНИА ОБИКОША
И КАЖЕЦЕ ТАКО, БУТТОБ БЛАГОРОДНОЕ БЫСТ СИЕ ВЕЛА МОЩИ ИСТЛЕНИЕ,
ИЕЖЕ УМНОЖЕНИА СТЯЖАНИЙ СВОИХ ВОЗ-ЖЕЛАТИ;
ПОНЕЖЕ БЛАГИМИ НЕ ПРИСТОЯЩИМИ, НО ПАЧЕ ОСКУДЕВАЮЩИМИСЕ НАМ,
УГОЖДЕННИ БЫВАЕМ.
НАШ-ЖЕ СЕИ ДОСТО-ХВАЛНИЙА И ВЕКО-ВЕЧНЫА ПАМЕТ ПОВЕЛИТЕЛ,
ГОССУДАРСТВИЙА И ДЕРЖАВИ ПРОСТРАНСТВОМ, ПАЧЕ ИНИЙХ МНОГИХ
ПРЕИМУЩИХ, ХОТ ПРЕВОЗХОДАЩИЙ
ОДНАКОЖЕ ТАКО УСКИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЖЕЛАНИЕ СВОИИ ВОЗТАГАШЕ
ДА ОТ НЕГО ЦАРСТВОВАНИА КАКО ПОДДАННИМИ
ИОТ ЖЕЛАНИЙ ЕГО КАКО ВОЗ-ДЕЛЕНИЕМ ТЕЛЕСНЫМ ВЛАДЕТИ, УЧИТИСЯ МОЖНО.
ПОКАЖУТ НАМ ТОЛИКАГО ВОЗДЕРЖИТЕЛНАГО СМИРЕННОМУДРИА ПОЖОР,
ПОРУБЕЗНЫЕ КРАИНИ ВСИ
ГДЕ ВЕЛЕМОЖНОСТ КОРОЛЕВСКАЯ, РАЗМНОЖЕНИА БЛАГОУДОБЮ МНОГАЖДИЙ ПРЕЗИРЕННУ,
ВО СВОИХ СИ ГРАНИЦАХ, БЕЗОВСАКАГО БЛИЖНИХ МОЩЕИ ЖАЖОРА ВВОЗДЕРЖАШЕСЯ
СИЦЕВУЮЖЕ БЕЗМЕРНУЮ ЧЕСТ ВОЗПРИАЖЕ ОТ НЕГО КОРОЛЕВСКГО ВЕЛИЧЕСТВА,
СРАМНО-ЦЕЛОМУДРИЕ И ЧИСТОТЫ ДОБРОДЕТЕЛ
ИАЖЕ ИЗ КУЩЕХ ВО ДВОР ГОССУДАРСКИЙ ВОЗПРИАТА, МЕЖДУ БАГРАННИМИ ДОБРОДЕТЕЛЕМИ ВОЗСИАШЕ
ИБО ЧИСТОТА ОТ ЦАРЕИ ПОЧТЕННА, ОНА САМА ПАЧЕ ВСЕХ ВЕЩЕИ УКРАШАЕТ ЦАРСТВУЮЩИА.
НУТКА ВЫ О РЫБОНОШНЫЕ СЕВЕРНЫХ; ПРОТОКОВ БЕРЕГИ УСЛЫШИТЕ,
ОСТАВИТЕ НЫНЕ МЕЖДУ СВИОГОТСКОГО ГОССУДАРТВА ЖНАТНИМИ ЧУДМИ ИЗГЛАГОЛАТИ,
БИСЕРЕИ ВАШИХ В’ БАГРАННОИ СКОРЛУПЕ РОЖ-ДЕНУЮ ЧИСТОТУ И БИЕЛОСТ,
ЖАНЕ КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР В’ СТЕКОЛНЕ ПАЧЕ ВСИЕХ ПРЕКРАСНЕИШИЙ ЗЕМЧУГ ПОКАЖАШЕ
СИРЕЧ ЕДИНАГО КАРОЛУСА, ИЕДННОИ УЛРИЦЕ РОЖДЕННА
ИЕДИННАГО КОРОЛА С’ ЕДИННОЮ КОРОЛОВНОЮ ЧИСТО И ЧЕСТНО ЖИВУЩА,
ИХЖЕ ЧИСТОТА И НЕСКВЕРНАГО СОЕДИНЕНИА БИЕЛОСТИ СИАНИЕ
[ВО ЦАРСТВУЮЩИХ БАГРАНИЦЕ НИЕКОГДА ДИВНА ДЫКОВИНА]
САН ВЕЛИЧЕСТВА, И СРАМОТЫ ДРАГОСТ ДВАЖДЫ ОСВЕЩАЮЩАЯ,
И БАГРАНИЦЫ, И ЧИСТОТЫ ЦЕНУ УСУГУБЛАШЕ.
НО ХОРЕ НАМ НЕДОСТОИНИМ СТЯЖАТЕЛЕМ
ТОЛ МНОГО - ЦЕННАГО БИСЕРА НЕ СТАЛО
ПРЕЛЕСТНАЯ СМЕРТ ИЕГО НАМ, УВЫ! УКРАДИВША
ЕВРОПУ, НАИПАЧЕЖЕ ОТЕЧЕСТИЕ НАШЕ УНИЩАШЕ.

---

ВЕЛИКОГО КАРОЛУСА ДУШУ ВЕЛИКУЮ
ТРЕГУБЫМ БЛАГОПОЛУЧЕНИЕМ ВОЗНОСИТИ, ЩАСТИЕ И ФОРТУНА ОТВИЕДОВАША,
НЕПРИАТЕЛЕИ УБЕГСТВОМ, ПРЕВЫСОКОЮ ПОБИЕДОЮ И СЛАВНЫМ МИРОМ.
ТРЕГУБЫМ ТАКЖЕ УДАРЕНИЕМ ПОКОРАТИ ВТУНЕ НАЖНАМЕНАШЕ:
ПРЕИМЕНИТОГО ОТЦА ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИКРЕСТВА
НИЕРАЗДЕЛИМЫА И БЛАГОНРАВНЕИШИА СУПРУЗНИЦИ,
И ТОЛ ДРАЗАИШИХ КОРОЛЕВСКИХ ЧАД И СНАМЕНИТИЙХ НАСЛЕДНИКОВ
НЕ ДОЖРЕЛЫМ (АКИ ЧЕЛОВИЕКОМ КАЖЕЦЕ) ПРЕСТАВЛЕНИЕМ.
НО ИЕГО КОРОЛЕВСКОЕ, БЛАЖЕННЫА ИСЛАВНЫА ПАМЕТИ ПРЕСВИЕТЛОЕ ВЕЛИЧЕСТВО,
БЕСМИЕРНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ТАКЖЕ И НЕИЗГЛАГОЛАЕМОИЕ ОСКОРБЛЕНИЕ
ПОХВАЛНЫМ ВСЕГДА РАВНО-УМИЕМ ПОДИМАЮЩЕ, ВОЗХОТЕ НАС ТИЕМ НАКАЖАТИ:
ЯКО НЕСТ ТОКМО ЛЮБОМУДРСКОЕ НИЖЕ фИЛОСОВСКОЕ, НО ЦАРСКОИЕ ДЕЛО
ЕЖЕ В’ ПОСТОЯННЕМ БЛАГОПОЛУЧИЙ НЕВОЗНОСИТИСЯ, И В’ ПРОТИВНЕМ НИЕ СКОРБИТИ.
ТОЛИКАГО КОРОЛА ТОЛИКОГО МУЖЕСТВА,
ТАКЖЕ И СЕГИ БЕЗВРЕМЕННАГО (АКИ ПОДОБИЦЕ) СКОНЧАНИА
ВЕЖДИЕ ЗВЕНАЩУЮ СЛАВУ
ПОСЛЕДНАЯ ТУЛЕ СЛУШАВША
И КАКОВА ЛИШАЕТСЯ ГОССУДАРА СОБОЮ РАЗ-СУЖДАЮША
ПОСЛИЕДНОЕ ВСЕЛЕНСКИА ПЕЧАЛИ СИЕНОДИЕИСТВО СЛЕЗАМИ ЗАКЛУЧАЕТ.
ПЛАЧИТЕ О СЕМ ВСЕХ БОГАТИРСКИХ ВЕЛЕМОЖЕИ НАЧАЛНИЦЕ
ВЫ ХРАБРИЕ ОРУЖЕНОСТИЙ ВСИ
ИХЖЕ СВОИМ СИ ОБРАЗОМ ХРАБРИХ, А НЕ СВИРЕПИХ СОСТВОРАШЕ
ПЛАЧИТЕ СУДИЛИЩА О ПРЕМУДРЕМ ОБЛАДАТЕЛЕ ОБЩЕМ,
ИЖЕ ЗАКОННЫА ОТВЕТИ, И ПРАВЕДИНЕ СУДИ
СВОИСТВЕННОМ СИ НРАВОМ ЛЮДЕМ СВОИМ ВСЕГДА ДАВАЖЕ.
ПЛАЧИТЕ ПОДДАННЫЕ ОБЩЕ ВСИЙ ОСОБНО ВСАКОИ
О СЕМ ПОСПОЛИТИА СВОБОДЫ ВАШЯ ОТОМСТИТЕЛЕ
ИЖЕ ДАБЫ ВЫ УСПОКОЕННЫЕ БЫСТЕ, САМ НИКОГДА НИЕ ПОЧИВАШЕ
ПЛАЧИТЕ НА ПОСЛИЕДОК ОБНЕМ, ИЖЕ ДОСТОИН БЯСЕ,
ДАБЫ НА НИЕГО ПОГРЕБЕНИЕ ВСА ВСЕЛЕННАЯ ПРОБАВЛЕННА БЫСТ,
И ВСИ ЕЯ ЧАСТИ НА СЛУЖБУ ЕГО РАЗПУСТНОБ ИЗ ДИВАШАСЯ:
ЗЕМЛЯ ДАЖД ГРОБНИЙ ХОЛМ, РЕКИ ПРОЛИВАЮТ СЛЕЗИЙМ ПЕРУН ЗАПАЛАЕТ СВЕТИЛА,
ВОЗДУХ ЖДЫХАЕТ БЛАГОУХАНИА, СВЕЖДЫ ОДЕВАЮТСЯ ЧЕРНОСТЮ;
ЕМУЖЕ И ЕМПИРИСКОЕ НЕБО СОСЫДАЕТ ЖУПИЩЕ
ИЖЕ ВО БЛАЖЕННИЙХ, КОРОЛУ НАШЕМУ
ЕГОЖЕ ЖДЕ, ПРИ НАС ВЗИРАЕМ ОСТАТКИ.

---

В’ ЖНАК И ВО ОБРАЗ СЛАБОСТИ И НЕМОЩИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИА.
В’ КРЕПКОЕ ИСВЕСТВОВАНИЕ НЕ - УКЛОНИМАГО СЛУЧАЯ.
В’ ДОВОД ПОГИБАЕМАГО ЖИТИА ВЫСОЧАИШИХ СЕГО СВЕТА.
В’ ПРИКЛАД РАЗТЛЕНИА НАШЕГО ТЕЛЕСНАГО,
ДА БУДУТ РАСУМИЙ САМОДЕРЖЦИЙ, БДАЩИЙ КОРОЛИ И ВСИ ВСЕ ВСЕГДА К’ СМЕРТИ ГОТОВИЙ.
ИЖЕ СЕБЕ А НЕ ЕДИННОМУ РОДИСЯ.
ЧЕЛОВЕКОМ ПРОЖИВЕ ПОДДАННЫМ ЦАРСТВОВАШЕ. БОГУ ПРЕСТАВИСЯ.
В’ РОЖДЕНИЙ БЛАГПОЛУЧЕН. В ЖИСНИ ПРИЛЕЖЕН. НА ПРЕСТОЛЕ ЦАРСКИМ РЕВНИТЕЛ
ВО СМЕРТИ САМОИ БЛАГОМУДРИИ И СВЕТОПРЕЗРИТЕЛ.
РОДИСЯ ВОЕЖЕ ВЕКОВЕЧНО ЖИТИ.
ПРОЖИВЕ ВОЕЖЕ ПРАВЕДНО ЦАРСТВОВАТИ
ЦАРСТВОВАЖЕ ВОЕЖЕ СПАСЕННО УМРЕТУ.
УМРЕ ВОЕЖЕ ВЕЧНУЮ ЧЕСТ И СПАСЕНИЕ ДОСТИГНУТИ.
ПОНЕГОЖЕ ПРЕСТАВЛЕНИЙ СИМ УДОВЛАЕМСЯ УТЕШЕНИЕМ ЕДИННЫМ
ЯКО ИЗ СИХ ДРАГИХ КОРОЛЕВСКИХ ПЕПЕЛЕИ
ВОЗКРЕСЕ НАМ, И ОСАНЕТСЯ ФЕНИКС НЕКИЙ
НА ПОЛНОЕ И СОВЕРШЕННОЕ ВОЗДАЯНИЕ ЗА ТОЛИКУЮ ТЩЕТУ
НА ИС-ПОЛНЕНИЕ НАШЕГО ЧАЯНИА
НА ХОЛМ И УМНОЖЕНИЕ ВСЕЛЕНСКАГО БЛАГОПОЛУЧЕНИА
И НА ОБНОВЛЕНИЕ ВЫСОКОРОЖДЕННАГО СЕГО КОРОЛЕВСКОГО ПЛЕМЕНЕ,
ИСКРА БОЖКСВЕННАГО ОГНЯ
ОТЕЧЕСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ И ДОБРОДИЕТЕЛЕИ СОКРОВИЩЕ.
ДИЕДИЧНЫХ СОВЕРШЕНИЙ И МУЖЕСТВА НАСЛЕДНИК.
ТОЛИКАГО ОТЦА ТОЛ ВЕЛИКИЙ СЫН
БЛАГО-ЧЕСТИВИЙ, БЛАГОМУДРИЙ, БЛАГОРАЗУМИЕМ И БЛАГОДАТЮ ВВОЗРАСТАЕМЫИ
САМОДЕРЖАВНИЙ НАШ НАЧАЛОДЕЖЕЦ
БОЖИЕЮ ВСЕДЕРЖИТЕЛНОУИ МИЛОИТЮ
ПРЕСВИЕТЛЕИШИЙ И ДЕРЖАВНЕИШИЙ КНИЙЯЖ И ГОССУДАР
КАРОЛУС ДВЕНАДЕСЯТИЙ
СВИДСКИХ, ГОТСКИХ, ВАНДАЛСКИХ И ПРОЧ:
В’ МЕСТЕ ОТЦА САМ НЫНИЕ ВЛАДЕЮЩИЙ КОРОЛ.
ИЕГОЖЕ ДАСОХРАНЕТ ГОСПОД БОГ МИРОМ И БЛАГОДЕНСТВИЕМ
НА МНОГИЕ ЛЕТА
ВСИ СИЦЕ УСЕРДНО ЖЕЛАЕМ.
СИЕ ПИСМО ОКРОПЛЕННО
ИСТИННЫМ ГОРКОГО СЕРДСА ФИНИКОМ

----

ИМЖЕ ВОСТОЧНОЕ СОЛНЦЕ СИАЕТ
СЛАВЯНЕ СЛЫШИТЕ ЧТО ВОСВЕЩАЕТ
ГЛАС ОПЛАЧЛИВ ИЗ СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ
ЯКО КОРОЛ ПРЕСТАВИСЯ ИСБРАННЫИ
ГОРЕ НАМ СВЕДСКИМ ЯКО СОГРЕШИХОМ
И НЕПОСЛУШИНЫИ БОГОВИ БЫХОМ
ПАДЕ ВЕНЕЦ ДОБРОДЕТЕЛЕИ, СЛАВИ,
ИМЖЕ ВЕНЧАННЫЯ БЫША НАМ ГЛАВИ
ГДЕ ИНОМУ КОРОЛЮ ТЫИ ЦВЕТИ?
В’ ДУШИ ЕДИННОИ МОГЛИЛИ ПОСПЕТИ?
БИЕ С’ БАГОЧЕСТИЕМ СВЯЖАНА КРЕПОСТ?
С’ ВЕЛИКОДУШИЕМ, БДЕНИЕ КРОТОСТ
СО ВОЗДЕРЖАНИЕМ ЧИСТОТА, МИЛОСТ
И С’ ЛЮБОТРУДИЕМ ПРАВДА, ПРЕМУДРОСТ.
ВСЕ СИХ ВЕЛИЧЕСТВО ВСЕ СОВЕРСКЕННО
БИАШЕ ВЕЛИКУ КАРОЛУ СОБСТВЕННО
НЫНЕ В’СЕЛЕННЕИ НЕПРАВДА ВЛАДЕЕТ
И ХРИСТИАНСКА ЛЮБОУ ОКУДЕЕТ
ДЛИА ТОГО МИРСКЛИ ЦАРИ РЫДАИТЕ
МИРОТВОРИТЕЛЯ МИРА ПЛАКАИТЕ
ИЖЕ ДЕРЖАВЫ В’ ВОИНЕ ПСИНИМАШЕ
ИВО ПРЕСЛАВНОМ МИРЕЖЕ СКОНЧАШЕ
ВЫ ТАКЖЕ МИР И ПОКОИ ВОЗЛЮБИТЕ
МИРОПОГУБНИКИ ВСИ РАЗОРИТЕ
ЦЕЛА ЕУРОПА СЛЕЗЫ ПРОЛИВАЕТ
МИР БЕЗ КАРОЛУСА КТО ЕИ ПОДАЕТ?
КТО СВИОГОТЦКИМ БУДЕТ УТЕШИТЕЛ
УМРЕ БО ХРАБРЫИ ВРАГ ПОБЕДИТЕЛ
ОТ ЕГО РУКИ ВРАГИ ПОБЕГОША
И ПРОТИВИТИСЯ НЕ ВОЗМОГОША.
ДРУЖИ НЕ ПЛАКАИТЕ ЯК’ ИСЦЕЛИСЯ
НАШЕГО СЕРДЦА РАНА. И ЯВИСЯ
С’ КОРЕНЕ СЛАВНАГО ЦВИЕТ НЕРАЗТЛЕННЫИ
НРАВОВЖЕ ОЧЕСКИХ ОБРАС С’ВЕРШЕННЫИ
КАРОЛ ДВАНАЦЕТОИ ВО МЛАДЖХ ЛЕТЕХ
МУЖЕСТВО КАЖУЕТ ДАВНОЖ ОТ ДИЕТЕХ
ЕСТ РАЗЛУЧИМЫИ РАСУМОМ ТЕЛОМ
ВЕЛИКОДУШИЕМ СЛАВОЮ ДЕЕЛОМ
ВСЕХ ДОБРОДЕТЛЕИ ОЧЕСК, РЕВНИТЕЛ
И НЕРАВНИТЕЛЕН БЕДНЫМ КОРМИТЕЛ
ДАИ БОЖЕ КАРОЛУ ДОЛГО ПОЖИТИ
ЕДИНОДУШНО ЕМУ НАМ СЛУЖИТИ
* * *



Скандинавия, XVII в., Прибалтика, музеи и архивы, источники

Previous post Next post
Up