Рождение, жизнь и смерть Моста.

Nov 30, 2014 14:25

Оригинал взят у mefody60 в Рождение, жизнь и смерть Моста.
Первый плавучий мост был наведен псковичами в 1463 году. Писцовая книга 1585-1587 годов отмечала: «… мост плаучей на Великой реке против Власьевских ворот псковичи мостили сами, но принадлежал он царю, и мостовщики, собрав с него плату , вносили оброк по 60 рублей в год.»
Конструктивно этот мост состоял из трех бревенчатых плотов, соединенных между собой и покрытых настилом из досок. Ночью его разводили на три часа для пропуска судов. Из-за этого правила в мае 1897 г. сгорел гончарный завод, расположенный на левом берегу. Мост был разведенным, и пожарным оставалось только наблюдать за пожаром с другого берега.







28 ноября 1869 года городской голова Пётр Петрович Калашников подал губернатору Михаилу Семёновичу Каханову прошение о постройке постоянного моста через Великую, приложив акт о неудобствах плавучего моста, а также весеннего парома.




4 января 1870 года губернатор обратился с обстоятельным письмом к министру путей сообщения. После новых обращений городской Думы и губернатора МПС и МВД ответили 31 марта 1873 года, что требующиеся для сооружения постоянного моста 150 тысяч рублей не могут быть выделены ввиду его местного значения и недостатка средств казны. Более трёх десятилетий псковичи повторяли просьбы о постройке постоянного моста.
В очередном прошении от 10 ноября 1898 года городская Дума напомнила, что в связи с размещением войск на Завеличье мост будет иметь стратегическое значение. Ходатайство поддержало Военное министерство. В сентябре 1899 года император повелел после завершения строительства мостов в некоторых других городах назначить на очередь Псков.
19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II.
Торжество закладки моста отпраздновали 14 июня 1909 года, устроив на Завеличенском берегу временный павильон, фонтанчик, украсив постройки зеленью и флагами. Молебствие и водосвятие завершились обедом для самых почётных гостей в зале Дворянского собрания и гуляньем на даче Лентовского в Черехе.
Как и 20 лет назад, при постройке железнодорожного моста, псковичи с интересом наблюдали, как в июле 1909 года опускался в воду первый кессон высотой почти 13 метров для сооружения опоры нового моста.




Пологий берег Завеличья пришлось поднять до уровня Торговой площади противоположного берега. По проекту эту высокую насыпь следовало подпереть со стороны Пароменской церкви опорной стеной. Взамен её по решению городской Думы от 6 апреля 1910 года Лентовский согласился сделать более дешёвый, пологий откос. Здание школы перенесли дальше, на левую сторону Рижского шоссе, где сейчас проходит Петровская улица.
С августа 1910 года под руководством инженера Брянского завода Нечаева на каменных опорах и деревянных лесах, поставленных рабочими Лентовского, началась сборка и склёпка поступивших с завода металлических конструкций общим весом в 63 тысячи пудов (1032 тонны). Двойной настил на пропитанные деревянные брусья укладывали в июле-августе 1911 года. Для испытания прочности моста по нему пропустили 700-пудовый паровой шоссейный каток и навезли на телегах 45 тысяч пудов песка. Движение по мосту открылось 30 октября 1911 года после крестного хода из Троицкого собора во главе с епископом Алексием, который совершил чин освящения.







Проект украшений для моста составили столичные художники. Торчавшие над фермами железные башенки в восточном стиле вызвали обвинения в безвкусице и даже в "архитектурном бесстыдстве". Позднее, в августе 1912 года, при въезде на мост с обеих сторон установили гранитные столбы с позолоченными кронштейнами для фонарей и государственным гербом Российской империи, а со стороны Завеличья - гербом губернии. Ещё когда мост строился, его стали называть Ольгинским. На телеграмму об открытии моста и просьбу об официальном присвоении такого названия император ответил 9 ноября 1911 года:" СОГЛАСЕН И БЛАГОДАРЮ ВСЕХ".













При закладке моста 14 июня 1909 года чудная погода внезапно сменилась грозой с проливным дождем. При освящении моста 30 октября 1911 года из-за ненастья молебен совершался в особой палатке. Дурные приметы оправдались. За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 гола перед вступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении.
Первый раз мост был взорван 25 мая 1919 года примерно в 23.30. Этот взрыв был произведен лично командиром 2-й роты 4-го минно-подрывного дивизиона А.А.Чепулиным (Чечулин, Чепурин), который при этом погиб. Минирование моста было произведено заблаговременно - к 8 часам утра 25 мая, весь необходимый для этого материал доставлялся на лодках по Великой, а взрыв был произведен согласно письменному предписанию инженера 10-й стрелковой дивизии. В воду рухнула правобережная консоль. Подготовительные работы к восстановлению моста начались в феврале 1920 года. Активное участие в этих работах принимали горожане, неоднократно выходившие на воскресники по сколке льда, забивке свай и расклепке ферм. Непосредственное восстановление моста развернулось с окончанием ледохода в апреле 1920 года под руководством инженера Етихина.Процесс восстановления занял целый год. На подъеме упавшего пролета гидравлическими домкратами были заняты 20 кузнецов, 25 плотников и 50 чернорабочих, трудившихся в две смены круглые сутки. В середине февраля 1921 года по мосту прошли первые пешеходы, затем открылась езда на лошадях, а 28 февраля состоялось торжественное открытие восстановленного моста.
Второй раз мост взорвали в первой половине дня 8 июля 1941 года. Мост был взорван специально выделенной для этого командой из состава 50-го инженерного батальона 1-го механизированного корпуса под руководством воентехника А. А. Шпица.







Довольно быстро немцы озаботились ремонтом моста и он был воостановлен.












В третий раз мост был взорван немцами при отступлении 22 июля 1944 года. Немцы подошли к этому делу со всей основательностью. Был взорван центральный пролет длиной 75 метров В русло упали все фермы моста. Ценральная ферма взрывом была "сломана" попалам.







15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта восстановления моста был инженер-майор Сыч В.М.
За время работ было поднято обрушенных строений общим весом 1200 тонн на высоту 20 метров.
Движение по мосту было открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.













Назвать точную дату смерти Моста трудно. Резали его в 1969-м. Говорят, части его до сих пор лежат в  реке...









мосты Пскова, перепост, история, фотографии, познавательно, Псков на старых открытках и фото

Previous post Next post
Up