Ольга Миронович
В траве сидел кузнечник. Псковский Дом кузнеца станет ночлежкой?
АиФ-Псков, 19:23 21/11/2014 (Источник:
http://www.pskov.aif.ru/culture/1387775)
«Куй железо, пока горячо!» или «Пилите, Шура, пилите»? На днях депутатам Псковской городской Думы предстоит решать, для чего им в центре Пскова нужна кузница Всеволода Смирнова.
Этот старинный псковский дом недавно вдруг взял - и исчез «с радаров» органов охраны памятников как «несуществующий». Сперва чиновники перепутали названия улиц и вписали его в реестр под «чужой фамилией», а потом даже под «девичьей фамилией» перестали узнавать, так как улица, на которой он на самом деле находится, была переименована.
Не думал, не гадал он
Всеволод Петрович Смирнов. Фото:
АиФ-Псков / Юрий Рост.
Тут бы ему и конец. Раз это непамятник, а если и памятник, то «несуществующий», - делай с ним что хочешь и поминай как звали. Хорошо, нашлись добрые люди, которые не поленились восстановить его доброе имя (а зовут его «Домом кузнеца») и теперь борются за то, чтоб он стал музеем. Даже больше, чем музеем.
Но не тут-то было. Теперь из него делают «хижину дяди Тома». Домик хотят продать, причём срочно. Чуть не написала «на органы», ведь если самые худшие подозрения подтвердятся, по сути так оно и будет.
В кирпичном стиле
Вообще-то не такой уж он и «стелс», чтоб его в упор не замечать. Уже много лет он торчит, как бельмо на глазу, на самом видном месте в Покровском углу, пялясь на башню своими заколоченными окнами. Говорят, что внутри этого дома на стенах до сих пор висят подлинники фотографий знаменитого псковского художника-реставратора и мастера художественной ковки Всеволода Смирнова. Говорят, что именно в этом доме наследники Смирнова ковали новый прапор для восстановленной после пожара Покровской башни…
Дом кузнеца на улице Воеводы Шуйского в Пскове. Фото:
АиФ-Псков / Ольга Миронович
«Дом кузнеца», а точнее «Дом-музей «Кузница архитектора-реставратора В.П. Смирнова» - это стопудовый памятник - псковской губернской архитектуры начала 20 века. Он был построен в 1903 году и является образчиком так называемого «кирпичного стиля», но ценен не только этим. Это здание находится в зоне охраны историко-архитектурного ансамбля «Покровский угол» и уже по одной этой причине к нему надо относиться, как к музейному экспонату.
Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Эта реставрация была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР. Фото:
АиФ-Псков / Борис Скобельцын.
Дому этому № 2/16 на бывшей улице Карла Либкнехта, а ныне Воеводы Шуйского (но не Красных Просвещенцев, где его «не стояло») на роду было написано стать музеем, ещё когда только разрабатывалась концепция музеефикации «Покровского угла». Потому что этот дом когда-то служил мастерской тому самому Мастеру, который
вернул псковичам Покровскую башню, а вместе с ней и много-много других шедевров древнерусского зодчества.
Бригадир строителей на установке прапора Власьевской башни. Фото:
АиФ-Псков / М. И. Семенов или Б. С. Скобельцын.
Когда Мастера не стало, псковские кузнецы вызвались было своими силами создать в доме, где он работал, мемориальную кузню. Но не сдюжили.
На златом крыльце сидели
Тогда региональные власти в лице руководителя Госкомитета по туризму Наталии ТРУНОВОЙ решили передоверить эту миссию новому «гению места» - хозяйке гостевого дома «У Покровки» Елене СЕМЁНОВОЙ. Благо именно её заведение стало в последние годы тем магнитом, который притягивает гостей города, да и самих псковичей в Покровский комплекс.
Тем более, что Семёнова оказалась в числе тех благотворителей, стараниями и на средства которых была наконец-то отреставрирована церковь Георгия со Взвоза - ещё один памятник неподалёку от Покровского комплекса, до которого у государства руки так и не дошли.
Ведь бывшая мастерская Всеволода Смирнова - она ну настолько рядом с гостевым домом «У Покровки», что гостиничному персоналу волей-неволей приходится заодно и вокруг мемориальной кузни территорию прибирать.
Оба они находятся у Покровки: и Дом кузнеца, и гостевой. Фото:
АиФ-Псков / Ольга Миронович
«У меня даже и глаз в ту сторону не горел, - уверяет Елена Анатольевна. - Но речь зашла о социальной ответственности бизнеса, и я поняла, что кроме меня, восстанавливать «Дом кузнеца» некому. Муж-строитель меня потом, конечно же, отругал: «Ты хоть представляешь, во что это обойдётся? Тебе же придётся по кирпичику этот дом разобрать, а потом каждый кирпичик обратно прилаживать!».
Пей свой чай, Семирамида
В разработке «концепции» приспособления «Дома кузнеца» под туристический объект, кроме кузнецов, строителей и хотельеров, приняли участие многие известные псковичи, каждый из которых и сам уже при жизни достоин именного музея.
Например, знаменитый на весь мир псковский чайный эксперт Денис ШУМАКОВ загорелся открыть там авторскую чайную. Ведь купеческий шик гостевого дома «У Покровки» не очень для его чайных церемоний подходит. Чисто стилистически.
До сих пор псковичи ничего, кроме палатки, предложить Денису Шумакову не могли. Фото:
АиФ-Псков / Ольга Миронович
А что. Шумаков - сам по себе человек-бренд и что называется, давно уже заслужил застолбить себе в Пскове знаковое местечко. Не всё ж ему со своими международными чайными фестивалями по загородным турбазам околачиваться.
Фото:
АиФ-Псков Известный псковский искусствовед Тамара ШУЛАКОВА предложила организовать в Доме кузнеца перевалочный пункт для экскурсоводов: чтоб им было где перевести вместе с туристами дух - чайку попить, ага. А хотя бы и в туалет сходить, потому что с общественными заведениями такого рода в нашем «туристско-рекреационном кластере», как водится, полная… она самая. Сегодня разохотившимся до памятников псковского оборонного зодчества туристам ничего не остаётся, как бегать по малой нужде в пафосное кафе «У Покровки» (хорошо, что хозяйка в прошлом сама экскурсовод и понимает).
Фото:
АиФ-Псков Ну и конечно, псковские музейщики с удовольствием вызвались помочь Елене Семёновой во всём, что касается организации посвящённого Всеволоду Смирнову мемориала.
А роза упала на лапу Азора
И не только музейщики. На «ловца» сбежалось столько «зверей», что музей, пока ещё несуществующий, начал стремительно обрастать экспонатами.
Всеволод Петрович Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни перед кузней в звоннице храма Успенья с Пароменья. Фото:
АиФ-Псков / М.И. Семёнов. 1967 год.
Декоративная композиция «Птица» - фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Фото:
АиФ-Псков / АиФ-Псков
Елене Анатольевне то отреставрированный лично Всеволодом Смирновым подлинный изразец с барабана церкви Георгия со Взвоза принесут («нате, коли затеваете такое важное дело»), то выкованного им собственноручно петуха, который загромождал чью-то квартиру, пока хозяин не узнал, кому такая вещь нужнее.
Откуда ни возьмись нашлась фотография, проливающая свет на происхождение псковской кованой розы. Оказывается, свой первый железный цветок Всеволод Петрович выковал не для кого-нибудь, а для самой Элизабет Тейлор. Роза была торжественно вручена великой актрисе на одном из Каннских фестивалей, о чём и свидетельствует давнишний чёрно-белый снимок.
Директор "Мастерских авторской керамики" Вадим Боровко вместе с сыном Всеволода Смирнова Дмитрием пообещали передать в будущий музей сохранившиеся работы основоположника псковской кузнечной школы: гигантские кованые люстры, канделябры - из тех, что когда-то выставлялись в «Гончарном углу» Псковского кремля, причём специально для того, чтоб посетители лишний раз восхитились искусством легендарного псковского кузнеца и осознали необходимость всё-таки создать в Пскове его персональный музей.
В списках не значился
…Тем временем областного комитета по туризму не стало. И вопросом «музеефикации» Дома кузнеца начал заниматься городской комитет по культуре, который самым тщательным образом изучил подготовленное Семёновой со товарищи проектное предложение.
Елена Анатольевна надеялась, что городские власти вот-вот дадут отмашку, что наконец-то можно было взять Дом кузнеца в аренду и приступить к реализации давно вынашиваемого проекта.
Как вдруг в феврале этого года совершенно случайно узнала, что нежилое помещение по адресу улица Воеводы Шуйского, дом №16/2 передано в хозяйственное ведение Городскому парку культуры и отдыха имени А. С. Пушкина. Руководство парка тут же объявило, что «в скором времени» само откроет там и летнее кафе, и музей, чтоб заработать побольше денег.
Когда покровские мечтатели стали разбираться, как так вышло, что почти готовый проект увели у них из-под носа, заодно выяснилось, что парку достался никакой не памятник, а просто заброшенный дом «в перспективном месте». Городской комитет по управлению имуществом в прошлом году специально уточнял статус этого здания в региональном комитете по культуре. Там так и ответили: охраняемого государством памятника по указанному адресу не существует.
Естественно, знающие люди подняли бучу. В результате созданный недавно комитет по охране объектов культурного наследия хорошенько пошарил в закромах Родины и, конечно же, «разыскал» там «утраченный» памятник. А дальше ещё интересней.
Трое на одного
Глава Пскова сразу же провёл совещание, чтоб обсудить «возможность восстановления и использования» вновь выявленного исторического здания. Директор МП Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А. Пушкина» Евгений ШЕЛЕМБА бодро изложил свой план, предусматривающий создание в стенах Дома кузнеца музея имени Всеволода Смирнова, а также кафетерия и центра экскурсионного обслуживания.
После чего собравшиеся заслушали представителей гостевого дома «У Покровки». Предложение инвестора чудесным образом совпало с прожектом парка культуры.
И вот тут-то выяснилось, что существует ещё один неназванный инвестор, который так же горячо желает вложиться в Дом кузнеца, но пока не афиширует своих планов. Глава Пскова Иван Цецерский даже восхитился, что в городе наметилась такая прекрасная «тенденция»: инвесторы чуть не в драку за памятники архитектуры лезут.
(А и правда, того и гляди, начнут рвать друг у дружки дом Печенко, выстраиваться в очередь, чтоб восстановить Солодёжню, а то и за Дом Батова шпаги скрещивать.)
В общем, участники совещания пришли к заключению, что в данном конкретном случае надо устроить инвесторам конкурс.
Продать что-нибудь ненужное
Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата". Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото:
АиФ-Псков / Михаил Семёнов.
А вместо этого в повестку очередной сессии Псковской городской Думы, которая состоялась 31 октября, был скоропостижно внесён вопрос «О даче согласия муниципальному предприятию г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» на совершение сделки по продаже здания, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Воеводы Шуйского, дом 16/2».
Как мне объяснил начальник управления культуры администрации города Пскова Юрий МАРТЫНОВ, руководство парка по ходу дела выяснило, что с памятниками всё не так просто. Одна только проектно-сметная документация на Дом кузнеца обойдётся миллионов в 5-6. Такие деньги парку, разумеется, взять неоткуда. Он же, напомню, собирался на Доме кузнеца заработать. И, похоже, придумал, как это лучше сделать.
Хозяйка гостевого дома «У Покровки» Елена Семёнова:
«Очень жаль, что у нас в Пскове знают только два способа приспособить историческое здание: под «поесть» и под «поспать». В том же Мышкине с населением меньше шести тысяч человек больше 30 музеев! Ну давайте переделаем Дом кузнеца ещё в одну евроизбу с койко-местами. А много ли город на этом заработает?»
Нет, с первого раза депутаты вопрос с продажей Дома кузнеца не решили. Отложили до ноябрьской сессии, которая состоится в ближайший четверг. Правда, в основной повестке этот вопрос пока не значится, но земельный комитет во вторник может включить его в дополнительную.
Год прошёл, как сон пустой
По расчетам Елены Семёновой, на создание в Доме кузнеца музея Всеволода Смирнова, а также мемориальной кузни, авторской чайной и экскурсионного бюро придётся потратить как минимум 24 миллиона рублей и как минимум три года работы. Один год (нынешний) для дома на улице Воеводы Шуйского, считай, уже потерян. Его сегодняшние хозяева всего только и успели за минувшие несколько месяцев, что выкосить вокруг этого здания траву.
В отличие от них покровские энтузиасты времени зря не теряли. Они заручились поддержкой Минрегионразвития. Министерство, как выяснилось, очень заинтересовано в подобных туристических проектах, которые не только служат восстановлению памятников истории, но ещё и развивают местную экономику.
Ведь известно, что каждое созданное в туристической индустрии рабочее место тянет за собой ещё десять в смежных сферах деятельности. А по проекту гостевого дома «У Покровки» в музее Всеволода Смирнова будет создано не меньше двадцати новых рабочих мест. Короче, Минрегионразвития пообещало на каждый вложенный в восстановление Дома кузнеца рубль добавить псковским предпринимателям ещё три.
Руководитель УФАС по Псковской области Ольга Милонаец:
«Если объект недвижимости находится в хозяйственном ведении у муниципального предприятия, то оно может продать его без конкурса кому захочет и по какой захочет цене. К сожалению, имеется в законе такая «дырка». Поэтому нередко практикуется следующая схема: здание сначала специально отдают в хозяйственное ведение какому-нибудь МП, а потом предприятие продаёт эту недвижимость за бесценок нужным людям».
...Так кто же тот загадочный второй инвестор, которому тоже не терпится приступить к восстановлению Дома кузнеца, спросите вы. И я спрашивала, но администрация Пскова не спешит делиться этой информацией. По слухам, кузня Всеволода Смирнова может невзначай превратиться, например… в хостел.
Всеволод Смирнов. Фото:
АиФ-Псков Ну что ж, тогда на все последующие запросы комитет по охране объектов культурного наследия, наверное, будет отвечать, что да, есть в Пскове на улице Воеводы Шуйского такое историческое здание под номером 16/2. Несуществующий Дом кузнеца.
Руководитель представительства «Российской Ассоциации реставраторов» по Псковской области Игорь Лагунин:
«Наиболее значимые памятники истории и архитектуры, конечно же, предпочтительнее сдавать в долгосрочную аренду, нежели продавать. У арендатора, если он бесчинствует, памятник, по крайней мере, можно отобрать. А вообще, когда речь идёт о таких объектах культурного наследия, как Покровский комплекс, который, между прочим, уже находится под охраной мирового сообщества, так как включён в Предварительный список ЮНЕСКО в составе номинации «Большой Псков», то ни в коем случае нельзя решать проблемы сохранения его самого или его отдельных элементов посредством купли-продажи. Тем более, если мы имеем дело c наследием такой значительной личности, как Всеволод Смирнов».