Оригинал взят у
varandej в
Псков. Часть 5: Завеличье. Завеличье - это район на левом берегу Великой, напротив Псковского кремля. Сложно сказать, входил ли он в черту города в Средние века: скорее это было предместье, где располагались загородные монастыри и усадьбы. И именно в Завеличье находятся два старейших псковских храма: Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на юге, напротив Покровской башни (южный угол крепости) и Ивановский собор на севере, напротив Варлаамовой башни (северный угол крепости).
Между ними - около часа неспешего хода, всё по одной линии, вдоль берега.
Прогулке по этой линии и будет посвящена заключительная часть рассказа о Пскове.
Северный край Завеличья обозначен большим заводом "Радиодеталь", около которого и стоит Ивановский собор. Завод действует, судя по шуму в его цехах и дыму над трубой. В Пскове много старых и почти чёрных кирпичных труб.
Ивановский собор поближе - оба вида сняты с Варлаамовой башни в Запсковье:
Виды в обратную сторону: снято с разницей в день.
Руины Варлаамовой башни, за которой стоит церковь Варлаама Хутынского. Граница Старого города. В арку, хорошо видимую на кадре ниже, стоит пройти, чтобы увидеть панораму Крома с севера.
Сам собор Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря.
Во всех путеводителях значится, что построен он был в 1240-м году, но как поправил меня
av_otus, специалисты уже давно "состарили" этот храм лет на 80, и относят его к середине 12 века. Однако до туристической литературы из научной всё доходит с запаздыванием.
Это образец новгородской архитектурной школы, еще в её домонгольском варианте. И лично мне новгородские церкви нравятся больше, чем псковские.
Идём на юг. Можно по грязной и заросшей Ольгинской набережной (по сути просто тропа вдоль берега), можно по скучной, но асфальтированной улице Горького.
Виды с набережной.
Кром и Троицкий собор в нём:
Устье Псковы и церковь Воскресения со Стадища:
А так устье Псковы выглядит от самой воды - на Ольгинской набережной есть лесенка прямо к реке:
Уже ближе к центру - Ольгинский крест. Согласно легенде, основание Пскова предсказала Ольга, и видение у неё было, опять же по легенде, именно на этом месте.
Реально же старейшее упоминание Пскова относятся к 903 году, и скорее всего он еще старше.
А так выглядит застройка улицы Максима Горького, параллельной Великой:
Кстати, обратите внимание: ни на одном кадре псковских репортажей нет ни трамвайных рельсов, ни троллейбусных проводов. В Пскове единственный вид городского транспорта - автобусы, почти нет даже маршруток, но при этом большинство автобусов в хорошем состоянии. И всё же для облцентра наличие всего одного вида транспорта - редчайший случай.
И улица Горького, и набережная выводят к Ольгинскому мосту, ведущему к самому Крому. Около моста находится гостиница "Ольгинская", где я ночевал, на площади перед гостиницей - современная часовня, опять же Ольгинская:
Рядом - церковь Успения у Парома (1521) - один из самых эффектных псковских храмов. Кадр снят из под моста:
А с моста хорошо видна конечная цель прогулки по Завеличью - Мирожский монастырь с древнейшим собором Пскова:
До туда идти еще 40 минут. Я шёл вдоль берега Великой, опять же по тропе-"набережной".
Прямо у моста, уже с южной стороны, стоит часовня святой Анастасии начала ХХ века - её строил Щусев, а расписывал Рерих.
На заднем плане - пожалуй, самый интересный не-средневековый памятник Пскова - дом купца Батова, построенный в 1906 году. Прекрасное модерновое здание ныне почти в руинах, но мозаика на фасаде с панорамой средневекового Псоква почти как новенькая:
А мост, по словам какого-то краеведа, "ударил дом Батов в скулу", прилепившись к его боковой стене. Во внутреннем дворе дома сохранились палаты 17 века - усадьба на этом месте очень древняя:
Есть информация, что в 2008 году дом передали филиалу Санкт-Петербургского Финансово-Экономического института, и в перспективе Финэк отремонтирует здание - но что там происходит сейчас, не знаю.
Вид с моста вверх по течению Великой - на фабрику в центре Пскова и гигантский долгострой: по разным вариантам это Дворец Спорта, Дом Культуры или гостиница "Интурист". Для нищего Пскова проект явно оказался неподъёмным:
Стены Среднего города и главка церкви Николы на Усохе за Великой:
Редкие в Завеличье старые дома:
А впереди - Мирожский монастырь, но идти до него еще долго:
Мимо церкви Климента Папы Римского 16 века:
Точно напротив неё - церковь Георгия со Взвоза (1494), и два храма обрахуют по разные стороны реки "ворота".
А это уже вид от Мирожского монастыря - рыбаки ловят рыбу в устье речки Мирожки:
Вот и сам Мирожский монастырь. Основан он был в 12 веке, как считается, святителем Нифантом, епископом Новгородским. Тогда же был построен Спасо-Преображенский собор. На протяжении нескольких веков Мирожский монастырь был главным монастырём Пскова, здесь существовала своя летопись, свои мастерские, монастырь имел крепкое хозяйство, хотя и часто разорялся при нападения на Псков, а Стефан Баторий и вовсе обстреливал город с монастырских башен.
Братский и настоятельский корпуса с надвратной Стефановской церковью - эта часть монастыря строилась в 16-18 веках:
В настоящее время монастырь действует, но делит территорию с музеем, которому по-прежнему принадлежит Спасо-Преображенский собор. Основной вход в монастырь закрыт, войти можно только через малозаметную дверь в западной стене:
В 1994 году в монастыре была создана иконописная мастерская, которую возглавил отец Зинон - один из самых выдающихся (если не самый, не мне судить) современных русских иконописцев. В 1995 году он с учениками восстановил надвратную церковью, соорудив там оригинальный каменный иконостас с современными росписями, тогда же был удостоен Государственной премии РФ. А в 1996 году случился скандал: отец Зинон разрешил провести в еще не освященной надвратной церкви службу католикам... За что надолго оказался в опале: в ноябре того же года архиепископ Евсевий отстранил его от должности.
Вскоре школа иконописи пришла в упадок, и хотя в 2002 году Алексий Второй снял с Зинона все обвинения, для большинства церковных иерархов Зинон стал изгоем, и в конце концов эмигрировал в Европу, где продолжил заниматься росписью православных храмов. Работы Зинона в Пскове и окрестностях же были уничтожены по распоряжению архиепископа, несмотря на протест областного Собрания депутатов (!).
Короче, безобразная история, от которой даже у меня возник соблазн принять либерал-сектантство и европоклонничество.
Подробнее -
в Википедии.
А вот и сам Спасо-Преображенский собор (1156) - старейшее здание Пскова. Более того, собор известен прекрасно сохранившимися фресками 12 века - и это единственный сохранившийся до наших дней комплекс домонгольских фресок в России. Монастырю собор до сих пор не передали - и видимо, справедливо, раз Псковская епархия так любит замазывать "неправильные" фрески.
Вход в собор - 80р., фотосъемка - 200р. На кадре выше видна компания буржуй-туристов. Большую часть времени собор заперт, смотрительница открывает его для посетителей. Не знаю, пустили бы меня внутрь, если бы не эта группка.
В помещении я фотографировать всё равно не умею, поэтому платить 200р. не стал - лучше посмотрите
репортаж new_karfagen, где фрески подробно отсняты. Скажу лишь - они действительно покрывают почти весь зал, и их архаичный, византийский вид оставляет сильнейшее впечатление.
Надо сказать, что платная фотосъёмка только в основном зале собора, где фрески. А вот в притворе можно фотографировать свободно (хотя лучше сначала спросить у смотрительницы), и тут тоже есть, на что посмотреть!
Каменные кресты и надгробья с кладбищ Псковщины - многим из них более 500 лет: Для России это нечто почти уникальное: если каменные стелы еще есть в русской части Великой Степи (от Новороссии до Забайкалья), то именно РУССКИЕ каменные надгробья 15-17вв. распространены только на Псковщине.
На переднем плане - макет Спасо-Преображенского собора в 12 веке - по своей планировке типичная византийская церковь:
На заднем плане - керамиты 17-18 веков, украшения того же типа, что и изразцы:
А в целом, в Мирожском монастыре как-то неуютно. Слышал от краеведов, что епархии древнерусские фрески тут не нужны, и передать собор церкви - убить его как памятник. Не знаю, насколько это мнение верное.
Напротив монастыря - Покровская башня:
Рядом - еще один мост, а у моста едва ли не самый странный заброшенный дом, который я видел. Издалека я принял его за костёл с двумя башнями, вблизи... Наверное, именно так должен выглядеть Храм Вольнодумцев всех мастей, от якобинцев до либерал-сектантов:
Последний взгляд с моста на город:
...Порой, устав от "терры инкогнита", я думаю, что самые популярные и брендовые достопримечательности России, такие как Суздаль, Новгород, Соловки или Псков являются таковыми заслужено. И что даже если ты крутой путешественник, полезно порой отправится туда, куда ездят экскурсионные туристы. Если забыть про снобизм - такие места не разочаруют!
(вид на Кремль из гостиничного номера в "Ольгинской").
Однако, у нас впереди еще Петсеремаа, или, по-нашему, Печорский район.