«Мелетово. Время решений»
06.07.2017 16:32 ПЛН, Псков
Среди 5 тысяч памятников древности, которыми обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:
- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (пер. пол. XII века)
- Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.)
- Церковь Успения Богоматери в селе Мелетово (1465 г.), в 45-ти км от Пскова
- Часовня св. Анастасии с фресками по эскизам Н.К.Рериха 1911 г.
Кроме того, экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в т.н. Довмонтовом городе Пскова множество фрагментов росписей из разрушенной церкви Св. Софии (Николы с Гребли - по С.В. Белецкому), а в храме Рождества Христова (Покрова - по С.В. Белецкому) сохранившемся до сводов, сняла со стен и отправила на реставрацию в Санкт-Петербург целые композиции фресок, датируемых вт. пол. XIV-XV вв. Все они находятся ныне в фондах Государственного Эрмитажа. Однако этот замечательный список следует дополнить еще одним шедевром - фресками, покрывающими стены и своды готической католической часовни в капелле св. Креста … в сердце Польши, в Кракове, древней столице Польского государства. Росписи выполнены псковскими мастерами в расцвете славы в 1470 г. по заказу польского короля Казимира IV. Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме с его Сикстинской капеллой, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже.
29 июня 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря прошёл круглый стол, участники которого обсудили проблему сохранения выдающегося памятника древнерусской живописи и архитектуры - храма Успения Пресвятой Богородицы в деревне Мелётово Карамышевской волости Псковского района, состояние которого было официально признано остроаварийным.Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4-5 лет.По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Льва Лифшица «Гибель храма в Мелётове - это наш национальный позор»!
Если обобщенно представить проблемы подлинников, то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок - безусловная истина; значит, должно хранить их как можно дольше и как можно лучше. Это исключает как периодическое, так и спонтанное посещение памятников туристскими группами. Здесь не только говорить и ходить, но «дышать надо вполголоса», - как сказал незадолго до своей безвременной кончины лучший реставратор монументальной живописи в России, знаток наших фресок и их «лечащий врач» Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Нужно ясно представлять, что фрески «уходят», это неизбежный процесс, который где-то заторможен, - как в Мироже, хорошим хранением и реставрацией, и где-то активно разрушителен, как в отдаленном Мелетове. Значит, число посетителей должно быть очень ограничено.
Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписями утрачены безвозвратно! Немного жизни, несмотря на реставрацию и особое хранение, остается и главным памятникам города - ансамблям храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески «уходят». Непонимание первоочередности проблемы сохранения фресок может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей, - «слава» Герострата, уничтожившего великий храм древности, реально угрожает нам.
Итак, нам всем надо добиться надлежащего финансирования и качественно проведения реставрации, как архитектуры, так и живописи, обеспечить безупречное хранение фресок - нашего главного достояния.
Одной из главных задач Общественных советов является контроль за использованием средств, выделенных по соответствующим направлениям
Однако для чего в конечном смысле такие строгости, не хранение же ради только самого хранения!? Безусловно, и для того, чтобы былавозможность показа и рассказа туристам со всего света о великих шедеврах искусства, делающих честь не Пскову, но человечеству! Налицо явное противоречие, из которого может быть только один выход - скорейшее принятие решения о создании Музея фрески как стратегическом направлении реализации главного культурно-туристского потенциала Псковской области.
Новый Музей фрески мог бы широко открыть двери для всех желающих войти в сложный мир православного искусства. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематично-богатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой.
Создание Музея фрески в Пскове затрагивает деятельность нескольких Общественных советов: Общественного совета при Комитете по культуре, Общественного совета по туризму и Общественного совета при Государственном комитете по охране объектов культурного наследия - ввиду особой важности идеи создания Музея фрески, объединяющей интересы всех псковичей.
Этапы создания Музея фрески в обобщенном виде можно представить следующим образом:
I. Важнейшим и первым шагом на пути к его созданию должен стать Виртуальный Музей фрески. Для создания Виртуального Музея фрески необходимо провести значительную работу по созданию единой Базы данных, разработке новой концепции показа псковских фресок, созданию рекламных роликов туристического толка, видеофильмов, изданию буклетов и различной печатной продукции, определить различные помещения с оборудованием для демонстрации видеопродукциив центре города и местах наибольшего пребывания туристов и горожан. Таким решением может быть - создание мощного Информационно-Туристского Центра, многофункционального, объединяющего разные виды деятельности - образовательную, музейную, туристическую, с филиалами в любой точке города.
II. Но уже одновременно с ним надо возводить настоящий, полноформатный достойный Пскова Музей фрески. Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. Ибо, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры, - истинно народной русской культуры, - в уникальном Музее Фрески; без этого музея - «Псков - не Псков».
III. Для создания полноформатного Музея Фрески, которой должно бы разместить в прекрасном старинном здании, например, палатах Меншикова, Солодежне, Доме Печенко или ином подобном, а еще значительнее - в Рождественской батарее Довмонтова города. Экспонатами такого музея должны быть уже не только цифровые фотокопии фресок отличного качества, но копии-факсимиле и копии- реконструкции, выполненные хорошими художниками. Вершиной здесь должны стать ОРИГИНАЛЫ фресок Довмонтова города, которые Государственный Эрмитаж предлагал в некотором количестве вернуть в Псков после блистательной реставрации - при условии экспонирования в достойном пространстве с современным музейным оборудованием.
Уже весь мир осознал великую ценность наших фресок: копии Мелетова, экспонирующиеся ныне в Москве, запросил Шанхай на долгосрочную выставку; Центр Грабаря не знает, что делать с наплывом посетителей, оставляющих восторженные отзывы…
Но Псков не запросил ее для экспонирования в родном городе, никто из власть предержащих псковичей не посетил эту блистательную выставку с точным названием: «Мелетово. Время решений».
Пора принимать решения, и именно нам, властям области, города, Карамышевской волости - всем псковичам!
Тамара Шулакова
Источник:
http://pln-pskov.ru/society/282959.html