Вот такая книга выйдет, Богу споспешествующу, в этом октябре...

Oct 16, 2009 03:31



Тираж 1000 экз.
Издательство "Искусство России"
Издают сестры Покровской общины


Содержание

1. Любовь Алексеевна Карпычева ............……5

2. Университет ....………….11
2.1. Нам нечего делить. К истории университетской церкви……………. ..11
2.2. Константин Иванов. Памяти православного ученого. Статья в газете «Русская мысль»…………...21
2.3. Ко дню памяти Константина Павловича Иванова. 15 лет спустя……………. 24
2.4. Жизнеописание священномученика Владимира Лозина-Лозинского. Материалы для канонизации ….......…28
2.5. Новомученики Российские -покровители Санкт-Петербургского Университета. Краткий университетский синодик …....………40
2.6. О возможности новой метафизики. Рецензия на доклад А.Белякова в Университете ………………...61
2.7. Таинство рождения или сотворение человеков в пробирке? Интервью с о. Кириллом Копейкиным о методе ЭКО …………...…69

3. Новомученики петербургские. Цикл передач для радиостанции «Голос православия» …………….74
3.1. Письмо в редакциюрадио «Голос Православия» ………………..74
3.2. Передача первая. Свщмчч. Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Философ Орнатский, Алексий Ставровский, Григорий Поспелов ……...78
3.3. Передача вторая. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) и иже с ним убиенные архим. Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Часть первая …………………91
3.4. Передача третья. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) и иже с ним убиенные архим. Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Часть вторая ……...............104
3.5. Передача четвертая. Святитель Илларион (Троицкий), архиепископ Верейский ……………..117
3.6. Передача пятая. Святитель Иосиф (Петровых), митрополит Ленинградский и новомученики из числа его сторонников …………...128

4. Покровское сестричество …………….143
4.1. Церковь св. апостола Павла при Мариинской больнице для бедных .......………...143
4.2. «Иудео-христианский» и другие диалоги. Из записок сестры млосердия ..............…..148
4.3. Из истории христианской медицины. Брошюра ……………..152
4.4. Отзыв на книгу священника Сергия Филимонова «В помощь болящему» .................174
4.4. Послесловие четыре года спустя ........………..184
4.5. Заметка о сестрах Матери Терезы в Петербурге ....................190
4.6. Заметка о встрече мощей св. преподобномученицы Елисаветы Федоровны в Петербурге ……192

5. Статьи по истории общин сестер милосердия …………….194
5.1. Одесская Стурдзовская община сердобольных сестер ……………194
5.2. Из истории «женского милосердного» служения в России XIX века…………211
5.3. Покровская община …………….....224
5.4. Почему легендарная община сестер милосердия названа Крестовоздвиженской? ..................235
5.5. Община сельских сестер милосердия под названием «Марии Магдалины».238
5.6. Община во имя Христа Спасителя ……………248
5.7. Общины сестер милосердия и православная церковь ……………258
5.8. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диаконисса? ..................276
5.9. Кто такие сестры милосердия? От исторической этимологии к современному контексту ………...290
5.10. Есть ли будущее у Марфо-Мариинской обители? ........................309
5.11. Приложения: Две неоконченные статьи …………….…322
5.11.1. Приложение к статье «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диаконисса?»…….….322
5.11.2. Санкт-Петербургские общины сестер милосердия ….………..327


и вступительная статья:

Эта книга - в первую очередь дань памяти и любви нашей сестре во Христе, Любови Алексеевне Карпычевой. Но и - признание важности и значительности ее церковно-исторических исследований, особенно в области истории и современности милосердного служения в церкви.
В течение многих лет Любовь Алексеевна, Любочка, была сестрой милосердия Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации Покровская община. Ее безвременный уход стал невосполнимой потерей для всех, знавших ее.
Люба обладала потрясающим талантом дружить и «собирать» людей (хотя она - человек требовательный и прямой, но и ранимый и чуткий, - и с ней не всегда было легко). С каждым она готова была делиться тем, что знает и имеет, поддержать и поправить, но и - внимать, и - учиться самой. Порой думаешь, что имя, которое носит человек, - даровано ему не случайно. Любовь - подоплека всякого душевного движения и тот камертон, по которому Люба старалась строить свою жизнь. Она придает глубину и смысл всякой вещи, даже простой и повседневной, будь то работа, ученый диспут, уход за больным, дружеская беседа или затянувшийся ремонт у соседки...
Пожалуй, лишь пустота и легкомыслие не совместимы с Любой. Друзей у нее было много, и всяк сохранил к ней теплое чувство, уважение и благодарность.
Целительное время течет, боль умеряется, но остается любовь и добрая память о друге и сестре во Христе.
Как написал один из Любиных друзей, «она - один из тех редких людей, о которых сказано «любовь не преходит».

Любовь Алексеевну занимали прежде всего вопросы церковной истории, и в частности, благотворительности и сестринского движения в России. Этот интерес никогда не был абстрактным, все, что писала Люба, имело прикладную, практическую цель - устроение нашей христианской, церковной жизни. Этой и только этой цели подчинены, в конечном счете, ее размышления и исторические экскурсы. Люба умела разглядеть корни проблемы там, где другие исследователи пройдут мимо, и сформулировать ее таким образом, что игнорировать ее в дальнейшем делалось невозможным. Поднимаемые вопросы по существу выходят за рамки узко специальной темы истории российских общин сестер милосердия. Яркий публицист, Любовь Карпычева писала о том, что ее глубоко волновало, что неоднократно обдумано и прожито, выводы ее порой горьки и даже беспощадны, но всегда взвешены, и факты, на которых они основываются, многократно проверены. Наблюдения за церковной жизнью и размышления о современном состоянии Русской церкви привели ее в конечном счете к разрыву с Московской патриархией. «Моя статья - мое личное покаяние, а караван все равно будет идти…», - писала она одному из друзей.

В этой книге мы постарались собрать большую часть ее работ разных лет.

Статьи, посвященные магистральной теме - истории и перспективам милосердного служения в России - вошли в последнюю часть книги; мы сочли возможным и правильным предпослать им различные по жанру работы, в целом хронологически и тематически предшествующие. Представляя сами по себе несомненный интерес для многих читателей, они, кроме того, очерчивают круг тем, занимавших Любовь Алексеевну, и характеризуют само время - к.80-х - 90-х гг. теперь уже прошлого столетия, этой, как тогда казалось, «эпохи освобождения церкви из вавилонского пленения».

Любовь Алексеевна Карпычева родилась в 1952 году.
Корни семейства по отцовской линии уходили в старообрядческое Заволжье. О прошлом, как и во многих советских домах, много не говорили, но детская память сохранила образ бабушки, молящейся по книгам.
Дочек было двое - Любовь и Надежда.
С именинами в один день, о чем они, кажется, долго не знали - обе крестились уже взрослыми. Отец был военным, семья часто перебиралась с места на место. Девочки меняли школы, так что друзей тех лет почти не осталось.
Школа позади. Любовь к природе и интерес к таинственным основам жизни, свойственный иногда трезвым и вместе с тем романтическим натурам, определил дальнейший выбор - биология. Люба поступила на биолого-почвенный факультет Ленинградского университета; еще в студенческие годы складывается и область ее основных научных интересов - эмбриология. Кафедры эмбриологии ходатайствовала об оставлении Любови Карпычевой в качестве научного сотрудника и преподавателя, но по окончании университета Люба получила распределение на Университетскую Морскую биологическую станцию на Белом море. Хотя биостанция являлась учебно-научной базой биологического факультета, все же научная деятельность в столь отдаленной точке затруднена, и через некоторое время Люба возвращается к работе на кафедре.
В конце 90-х Любовь Алексеевна оставляет преподавательскую деятельность, но с Университетом, севером и Белым морем уже никогда не порывает… Соловки, Кемь, рукой подать - Кереть - родина необычного русского святого… Суровая жизнь, в которой так много зависит от того, что за человек оказался рядом с тобой, дивная и дикая природа, старинная и недавняя история Беломорья, - вся загадка, вся под запретом, ощущение свободы и удаленности от удушающего советского социума; - на острове в те годы, да и после, собирались самые разные люди, далеко не одни биологи. И дружба, сложившаяся там, пронесена через всю жизнь.
С Белым морем связано и обращение Любы. Она приняла крещение в 80-х, в Печорах, где жила некоторое время. С тех пор ее жизнь получила центр - Христа и Его Церковь. Конечно, это был Путь, не простой и совсем не гладкий.
По свойствам своей натуры она активно окунулась в церковную жизнь, и много могла бы рассказать об этом непростом, но полном надежд времени.

В начале 90-х годов верующие Университета обратились к ректору с просьбой о возвращении Университетской церкви. В 1991 году была зарегистрирована Университетская община, едва ли не первая при учебном заведении на «постсоветском пространстве»… Члены общины собрали около тысячи подписей под обращением о возрождении университетского храма. В числе подписавших - профессора, научные сотрудники, студенты университета и близлежащих научных и академических учреждений. Прошло, однако, несколько лет, прежде чем историческая университетская церковь была возвращена верующим, тогда, когда уже имелись прецеденты восстановления домовых храмов при учебных заведениях. (В эту книгу вошла статья тех лет, опубликованная в газете университета, - «Нам нечего делить», с экскурсом в историю университетской церкви). Община вела активную деятельность, церковно-образовательную, просветительную и научную. Любовь Алексеевна познакомилась и подружилась со старостой Университетской общины - Константином Павловичем Ивановым. Трагической смерти этого яркого человека и друга посвящен некролог, опубликованный в парижской газете «Русская мысль». Почти пятнадцать лет спустя Люба пишет заметку «Ко дню памяти Константина Павловича Иванова». Пятнадцать лет, за которые страна, и церковь и люди в них проделали впечатляющую эволюцию, отразились в примечательной смене интонации этих памятных статей.
В качестве члена общины Университетской церкви свв. ап. Петра и Павла, Любовь Карпычева подготовила материалы для канонизации и опубликовала несколько жизнеописаний последнего настоятеля Университетской церкви свщмч. Владимира Лозина-Лозинского (2000), материалы о новомучениках - выпускниках Санкт-Петербургского Университета, участвовала в деятельности научно-церковных семинаров (см., например, рецензию на статью А.Белякова); она - автор ряда журнальных и газетных публикаций по истории Университетской церкви, о методе ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), и других.

В начале 90-х, будучи научным сотрудником и преподавателем кафедры эмбриологии Петербургского университета, Любовь Алексеевна одновременно обучалась на вечернем отделении Высшей религиозно-философской школы, участвовала в написании «Очерков истории Санкт-Петербургской епархии (1994), переводе творений Дионисия Ареопагита «О Божественных именах» (1994).

Когда на рубеже 80-х - 90-х годов в России стали возрождаться сохраненные русской эмиграцией и церковной памятью идеи деятельного мирянского служения на ниве просвещения и благотворительности, Люба оказалась в числе тех людей, для которых, по ее выражению, слова ап. Иакова «Вера без дел мертва есть» имели не только аскетический смысл, но звучали как призыв к внешней деятельности, суть которой состояла бы в исполнении заповеди любви к ближнему. Сестры и братья возникшего тогда в составе братства св. Анастасии Узорешительницы Покровского сестричества (позднее - самостоятельной Покровской общины) ухаживали за пациентами Покровской (бывшей больницы Ленина), потом - Мариинской больницы, навещали одиноких беспомощных людей на дому, помогали бедствующим малоимущим семьям. Позднее сестрам удалось открыть небольшую богадельню, а также временный приют для бездомных. Люба Карпычева принимала самое непосредственное участие в этой непростой работе, облегчая страдания или даже спасая, поддерживая советом или беседой, наконец, провожая в последний путь; память многих больных и их родственников сохранила благодарность милосердной сестре Любови. Впечатления и размышления больничного служения отразились в небольшом рассказе конца 90-х гг. «Из записок сестры милосердия». Написанный беллетристически, он отличается документальной точностью деталей, только имена изменены. И в этом смысле он - маленькое зеркало эпохи, хоть горькой, но еще полной свежего воздуха и надежд.
Люба знала изнутри те трудности - духовные, психологические, социальные, финансовые, с которыми ежедневно сталкиваются сестры милосердия. По мере накопления опыта становилась очевидной необходимость и осмысления собственного пути, и христианского просвещения, как тех, кто так или иначе связан с этого рода деятельностью, так и самого общества, в котором церковная благотворительность должна была найти свое место. Сестры начали с себя. Люба отбирала литературу, писала рецензии и делала выдержки и «листовки» для сестер о христианских аспектах медицины, святоотеческой традиции отношения к болезни, больному, лечению и уходу, о сестринском деле; с такой целью была составлена брошюра «Из истории христианской медицины». В значительной степени трудами Любови Карпычевой был создан сайт Покровской общины, в котором она вела раздел «Библиотека», отслеживая, обрабатывая, и публикуя здесь наиболее значительную периодику по истории и современности милосердного служения. Ею проделана большая работа по сбору сведений и установлению связей между сестричествами из разных городов, в первую очередь Москвы и Петербурга. Покровская община проводила межобщинные научно-практические семинары и конференции, в которых Любовь Алексеевна принимала участие и в качестве организатора, и в качестве докладчика. (Статьи, выросшие из докладов, готовившихся для семинаров и конференций, составили большую часть последнего раздела этого сборника).

В начале 90-х, в Мюнхене, где Любовь Алексеевна побывала по делам братства св.Анастасии, она познакомилась и подружилась, уже на склоне их лет, с замечательными русским людьми - Еленой Петровной и Евгением Евгеньевичем Поздеевыми, много помогавшими Русской церкви, организовавшими радиовещание из-за границы «Голоса православия». О них Люба собиралась рассказать отдельно, и вряд ли кто-нибудь теперь сможет сделать это так, как могла бы она - любовно, ярко, вписав эти удивительные судьбы в эпоху, и саму эпоху увидев через них. Елена Петровна умерла у Любы на руках, Люба провожала ее и в последний путь, из Германии до тихого русского монастыря в Бюсси, во Франции, где теперь похоронены оба эти, ставших дорогими ей человека. Монастырь в Бюсси стал для Любы образом высокого и прекрасного монашеского служения, беседы с настоятельницей монастыря матерью Ольгой подали реальную надежду поступить в Бюсси. Но этим планам, увы, не суждено было сбыться.
В 90-х для «Голоса православия» Любовь Алексеевна подготовила цикл авторских передач о новомученниках петербургских, посвятив их памяти Е.П. и Е.Е.Поздеевых (о свщмчч. Иоанне Кочурове, Петре Скипетрове, Философе Орнатском, Алексии Ставровском, Григории Поспелове; митр. Вениамине Казанском и с ним убиенных архим. Сергие (Шеине), Юрии Новицком, Иоанне Ковшарове; свт. Иларионе Троицком, свт.Иосифе Петровых).
Радостные и печальные события церковной жизни, опыт христианской благотворительности находили у Любы живой отклик, что не раз выливалось в газетные и журнальные публикации. Таковы помещенные в этой книге заметки о деятельности петербургских сестер-терезианок, о встрече в Петербурге мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Любови Алексеевне вообще было свойственно это ощущение специфики эпохи, умение окинуть ее взглядом и оценить в перспективе, выделить главное. К сожалению, она не успела осуществить задуманный очерк (он был лишь начат), последовательно излагающий историю современного сестринского движения, события духовной и практической жизни, свидетелем и участником которых она была.
Основательность, соединенная с пристальным вниманием к факту, «честный, непарадный анализ» и живой практический интерес к урокам истории, сплавляющий прошлое и современность, достоверные, хотя иной раз неожиданные выводы и ракурсы делают ее публикации значительным фактом церковно-исторических исследований. «Мы уверены, - пишет сестра Покровской общины в некрологе памяти Любы, - что серьезная исследовательская работа Любы Карпычевой займет достойное место в истории российской благотворительности. Нам, современным сестрам милосердия, Любины исследования и открытия помогли понять суть прошедших исторических процессов, неоднозначных явлений во взаимоотношениях общин и церкви. Они помогают нам понять день сегодняшний. Они заставляют посмотреть внутрь самих себя».

via ovtsa
Previous post Next post
Up