ВОДА И КРАСОТА
О чем может думать человек, уезжающий на несколько дней в Европу в тот самый момент, когда у рубля в очередной раз стало пучить живот? О невыгодном курсе? О высоких (в рублевом эквиваленте) ценах? Да, наверное. О радости встречи с новыми прекрасными городами, невиданными доселе красотами архитектуры и шедеврами искусства? Вероятно. О том, что впереди приятное погружение в атмосферу взаимного уважения и доброго отношения? Очень может быть. Но я почему-то думал совсем о другом. Глядя через стекло «Шереметьево» на поля асфальта, ставшие теперь собственными угодьями Ротенберга (еще одно поле чудес…), мысль упрямо возвращалась к самому убогому из всех возможных вариантов: «Больше недели буду питаться не российским говном, а нормальными продуктами. Санк-ци-он-ны-ми». Вот и вся романтика. Да за такое не грех даже взять по чашке кофе в «Шоколаднице». KLM, конечно, предложит на борту напитки, но пусть уж в животе болтается какое-то время напоминание о пункте отправки. Кстати, кофе в «Шоколаднице» не позорный. Пора уже начинать пересчитывать на евро. Валюта в этот раз была куплена по 70.05 за один европейский рубль. Две чашки кофе и одно пирожное обошлись в 11.75 евро. Нда, как у взрослых. Полетели.
На бюджетные рейсы KLM, к сожалению, распределяет сбитых стюардесс, так что насладиться ритмичным танцем со спасательными жилетами в руках не получится. И обязательно обнаружится какая-нибудь неумеха, которая и вовсе будет портить всю картину жесточайшим рассинхроном. Зато кормят на рейсе вполне прилично и переднее сиденье не упирается в колени (хвала инженерам «Boeing» и не клинически алчной компании KLM, расставляющей сиденья по салону).
Время полета небольшое, так что не успеешь поесть/попить, как самолет уже начинает снижаться. Под крылом дамбы, а это значит, что мы видим Нидерланды. Конкретно в данный момент под самолет заползает небольшой городок Лелистад.
Нидерланды своей северной частью расположены по пояс в воде. Вода всюду.
Понятно, что коли много воды, то будут и большие лужи, но вот что любопытно: у каждой лужи есть свое название. Эта называется Vinkeveense Plassen. Еще любопытнее, что там делает такое количество лодок. Неужели рыбу ловят?
Земля, словно праздничный торт, нарезана протоками на готовые к употреблению куски.
Но во всем надо искать светлую сторону. Есть подозрение, что влажность в этом болоте достаточно высокая, чтобы не тратиться на увлажнители воздуха. Вот вам и выгода. Кстати, о болоте, под крылом населенный пункт с весьма симптоматичным названием - Де Квакель.
А это складские помещения аэропорта. И фуры, фуры, фуры…
«Схипхол». Международный аэропорт Амстердама - один из крупнейших аэропортов Европы (4-й по пассажироперевозкам и 3-й по грузам), но устроен настолько ловко, что не создается впечатление какой-то необычайной растянутости или забитости.
Самолетов, понятное дело, на поле много стоит. И все такие разные.
Удобное расположение терминалов позволяет пассажирам довольно быстро добраться до выхода.
Но мы заходим обратно, потому что Амстердам - пока только лишь пункт для пересадки. Пожалуй, пора быстренько объяснить, что за билеты и куда мы едем.
Наши билеты - «Москва-Брюссель», но мы летим не в Брюссель, а твердо намерены выйти по дороге. Как это может быть возможно при покупке авиабилета? Очень просто. Сервис не стоит на месте, теперь можно купить билет, часть пути по которому преодолевается не самолетом, а поездом. Стоит такой билет до Брюсселя 21 тысячу рублей на двоих туда и обратно, т.е. примерно 5250 рублей на одно жало в один конец. И всё это возможно благодаря тому, что в «Схипхоле» расположен не только международный аэропорт, но и вполне международный железнодорожный вокзал. Достаточно только спуститься на эскалаторе.
Так что Амстердаму можно сделать ручкой, вот только смущает господин на крыше «Схипхола». И чем это он там занимается?
От Амстердама до нашей остановки поезд идет примерно часа полтора-два. В Нидерландах поезда ходят медленно, с этим надо смириться. Между прочим, рейс, идущий до Брюсселя - это Амстердам-Париж, а поезд - Thalys. Т.е. это именно тот самый поезд, в котором две недели спустя двое отважных американских военных обезвредили очередного безумца, увешанного оружием.
Удивляет многоэтажность вокзала? Да, это один из самых необычных железнодорожных вокзалов Европы.
И один из самых красивых, если не самый красивый в Европе. В 2009 году он в рейтинге «Newsweek» занял 4-е место среди самых красивых вокзалов мира. К сожалению, не удосужился сфотографировать эти молниеобразные лестницы, что по краям снимка, а там - эскалаторы. И не как везде - эскалатор, проход по площадке, еще один эскалатор - а сплошная лента, бегущая и по горизонтальному участку. Не часто такое встретишь.
Как?! До сих пор не озвучен пункт назначения?? Это Антверпен, друзья. И его очаровательный вокзал.
Красота - страшная сила, но не всем она дается легко. Антверпен-Центральный был построен в 1898 году по проекту инженера Клеманта Ван Богарта. Ну, как построен… В 1898 году был введен в строй дебаркадер, который позволил городу обслуживать поезда в человеческом режиме, а не во чистом поле. Здание же вокзала появилось только в 1905 году безо всякой помпы и праздничной мишуры. Вот так скромно вошел в мир один из самых красивых вокзалов.
Дальше было все совсем невесело. Произошла удивительная для европейских вокзалов история: он начал разрушаться! Да так солидно, что аж камни посыпались. Ко всему прочему вокзал был тупиковым, что создавало массу городских неудобств, и в шестидесятых годах прошлого века рационально настроенное население удумало снести к чертовой матери эту разлюлюйную халабуду. Антверпен-Центральный спасло только человеческое тщеславие и гордыня. Во-первых, проектов, как использовать территорию снесенного вокзала, было подано столько, что ими можно было бы замостить всю Бельгию. Во-вторых, каждый из членов жюри мнил себя самым великим специалистом Старого и Нового Света по застройке уничтоженных центральных вокзалов и не торопился соглашаться с мнением коллег. Эта волынка тянулась до тех пор, пока в 1975 году вокзал не получил статус памятника архитектуры. Проекты по сносу пришлось сворачивать, но разрушение не остановилось. Все закончилось тем, что в 1979 году с карниза вокзала сорвался камень весом в три центнера. Как говорится, только по счастливой случайности… Тогда и было принято решение о реставрации центрального вокзала Антверпена. Но реставрация оказалась делом ничуть не менее легким, чем снос. Началась она лишь в 1998 году, еще через пару лет вокзал начали делать «сквозным». Реставрация и реконструкция закончились только в 2009-м, по сути на остове старого был построен совершенно новый вокзал. Именно тогда журнал «Newsweek» и был поражен его красотой.
Именно с этого места и начинается по-настоящему летняя поездка-2015. Впереди чуть больше недели.