ЗОВ ДЕТСТВА
Каждый нормальный мальчик знает, что такое мяч. Большинство нормальных мальчиков расширяют знакомство до понятия футбол. Самые ненормальные из них становятся футболистами. И некоторым даже удается развить свою ненормальность до таких масштабов, что они превращаются в кого-то вроде полубогов. И это нормально.
Прошло уже более полувека с тех пор, как Венгрия пережила всеобщее сумасшествие и даже делегировала на полу-Олимп своего представителя - Ференца Пушкаша. Скоро ли повторится история и в каком качестве - не знают, наверное, даже боги, но люди не унывают и усердно продолжают мечтать еще об одном патологически ненормальном мальчике. Болеют в Будапеште не хуже, чем в Мадриде или Лондоне, но совершенно особенные фанаты у «Ференцвароша». Они настолько тесно связаны между собой, что мне порой казалось, будто эти мужчины с белой кожей и зеленой кровью поголовно родственники. Теперь для семейных праздников строится новый стадио на 25 тысяч племянников, братьев и внуков. Обещают (как и «Спартак») запустить чашу в текущем году. Нельзя не порадоваться за них, но разговор сегодня пойдет вовсе не о футболе.
Возникает закономерный вопрос: а при чем тут стадион? А ни при чем! Я просто прошелся мимо него к метро, волоча за собой чемодан. План на последний день в Будапеште был предельно ясен еще накануне: большинство нормальных детей любит животных.
Ничего лучше Московского зоопарка я до сих пор не видал среди выставок животных. Поневоле пришлось сравнивать. Первое же отличие - сразу за входом: аллея с известными венгерскими зоологами. Правильная штука. Только, чу! А что он-то здесь делает?! Морок спал, глаза навели резкость: это не Иосиф, это Адольф. Нельзя же так пугать детей сразу при входе в звероцарство.
Одна из главных черт будапештского зоопарка: звери ближе, доступнее, чем в Москве. Иногда даже чересчур.
Очень много детворы, но это как и везде - им положено. Тут ведь что важно? Когда смотришь на птиц (т.е. вверх), не забывай шарить вокруг себя рукой или ножкой пошаркивать, чтобы не придавить мальца ненароком.
Общий набор зверей сравним и достаточно стандартен. В Москве, разве что, менее ухожены, ну дык, елы-палы, денег не хватает - все на Олимпиаду ушло. Зато после нее как начнем зверей холить…
Около этого венценосного индюка скопилось довольно много посетителей, что для птиц не характерно. Пришлось орудовать словом «сорри».
Большое внимание уделено ландшафту - не просто там какие-то ровные дорожки, плиткой выложенные, а тропинки, подъемы, спуски, переходы. Есть даже гора (динозавров) и водопад (маленький).
Традиционные курицы топчутся по газонам. Говорю же: животные здесь куда доступнее.
Как и в остальных зоопарках, больше всего людей возле обезьян. Зов предков - штука такая, не поспоришь. А мне в последние годы почему-то обезьян жалко становится, когда вижу их за решеткой.
Юный натуралист, похоже. Просто чудо какое-то!
Ара - живое олицетворение толерантности. У нас в зоопарке его быстро бы в бело-сине-красный перекрасили бы, а здесь - нет, сидит себе, нарушает закон о гей-пропаганде, являя собой флаг ЛГБТ, и в клюв не дует.
Здесь с цветовой гаммой полный порядок: весь синий, глаза краснющие - наш человек.
Вот этого шайтана я видел первый раз в жизни. Понятия не имею, что за существо. Маленькое, но вида весьма свирепого.
Русскую речь я услышал в павильоне с пресмыкающимися и сразу понял: сейчас мне будут портить отдых. Так и вышло. Пара сорокалетних супругов терлась около саламандры.
- Надоело. Сплошные ящерицы да лягушки. Я уже устала от этих зеленых. Пойдем, покушаем.
- Да ведь мы только пришли.
- Тут сма-атреть не на что! И я уста-ала.
- Посиди на лавочке.
Через минуту она уже тащила его к выходу.
Можно ли отдыхать вдвоем? Наверное, можно, но только не с женой. Жена всегда лучше знает, что нужно ее «второй половинке», т.к. абсолютно убеждена, что первая половинка знает всё гораздо лучше - на то она и первая. И если даже соглашается ублажить нелепое желание второй, то минут через десять начинает считать, что супружеский долг исполнен и можно смело возвращаться к привычному «статус кво». Или это только у русских так?
От подобных посетителей даже ящерку перекосило, не только меня.
Впрочем, зря я так о пресмыкающемся (это я сейчас не про несчастного мужа-туриста). К тому же, это, похоже, девочка. Вполне ничегошная.
Русские туристы всегда сумеют испортить себе отдых. Вот мальчик лет 11-12-ти с мамой за ручку. Только не мама ведет ребенка, а он её. И, само собой, ноет по-русски.
- Ма-а-а-а! Тут даже львов и жирафов нет. Купи мороженое!
Так и ждал, что она ему предложит сейчас на лавочке посидеть. Нет, смиренно плетется, молчит. А подрастающий вундеркинд продолжает ныть, растягивая: «Отсто-о-ой».
Да есть тут львы, есть! И жирафы - тоже. Просто надо не полениться и пройти еще 50 метров. Так ведь нет, подай все сразу здесь, сейчас и сразу: чтобы ты сел, а вокруг тебя львы начали тявкать, да жирафы вышагивать.
Попугай оценивающе посмотрел на карапуза: не кинет ли, случаем, камушком в репу? Или это он на мой фотоаппарат так уставился? Или на меня? Хм, в таком случае у нас взаимный интерес.
Если вы бывали в Московском зоопарке, то видели пузатую и плешивую кошку под названием «лев». Здесь лев самый настоящий - сильный, холеный, уверенный в себе. Только вот спать завалился не вовремя, доверив сторожить свой сон малышу. Но Симба тоже красивый.
Черепаха негодуэ. Бойтесь черепах в гневе! Атакуют они стремительно. Только очень плавно.
А вот мишке наоборот плавности не хватает. Какой-то он нервный там, бездуховный.
Говорил же, что жирафы тоже есть. Только почему-то грустные.
На самом деле здесь главный герой - птичка, а вовсе не персонаж из «Айболита» по имени Тяни-Толкай.
Рок-н-ролльный птах. Вспомнились СЕКРЕТ и АЛИСА. Кого-то упустил?
Одному всегда нелегко. Даже если ты - обезьяна.
Зоопарк утопает в зелени. В жару здесь всегда можно найти, где спрятаться в тень, вдохнуть прохладную свежесть. Все очень органично и способствует неторопливому времяпрепровождению без дурацкого «а теперь побежали во-о-он к тому павильону».
Это спуск с горы. Что называется, почувствуй себя спелеологом.
Красно-белый рачок напомнил о доме. Скоро надо будет двигать на самолет.
Но пока есть еще время, и можно заглянуть на огонек к самой человечной обезьяне.
Суровый профиль как бы намекает: обойдемся без телячьих нежностей.
Сделай на прощание ручкой: «Пока! Бай-бай!»