Улица Садовая

Apr 12, 2012 14:58


УЛИЦА САДОВАЯ

"Есть улицы центральные, высокие и важные
С витринами зеркальными, с гирляндами огней
А мне милей бесшумные, милей - одноэтажные
От их названий ласковых становится светлей"

Ю. Антонов. Песня «Пройду по Абрикосовой,
сверну на Виноградную и на тенистой улице я постою в тени...»

В городе Пензе было много разных улиц с красивыми названиями. Среди них была и улица Садовая - современная Лермонтова.


См. все фотографии ул. Садовой.
Начиналась улица Садовая с южной стороны Соборной площади, а еще ранее - прямо за крепостью, да и улицей ее назвать в то время было невозможно. Долгое время здесь располагался пустырь, на котором пасся скот местных жителей.  Будучи заполненным талыми водами, ставший ненужным крепостной ров притягивал водоплавающую птицу, скот и сделался вместилищем всякой прудовой живности в том числе и пиявок. На реализации последних в разные города России, а также заграницу был построен целый бизнес.*

Вот и существовала эта практически деревенская идиллия прямо напротив Губернаторского дома, Спасского собора и рядом с Присутственными местами, пока в 1837 году на сие обстоятельно не обратил внимания будущий царь Александр II. Именно он предложил разбить здесь городской сквер, получивший впоследствии название «Нижнее гуляние» и ставший излюбленным местом для гуляния горожан.



В 1839 году сквер был открыт для посещения публики, а в 1842 году здесь был сооружен фонтан, сохранившийся и поныне.



17 мая 1891 году здесь состоялось открытие памятника М.Ю. Лермонтову.



Также в сквере располагался ресторан «Товарищества Пензенских пивоваренных заводов». В начале 1960-х гг. ресторан сгорел во время пожара, пережив Спасский собор на 30 лет. Впоследствии на его месте был построен павильон «Парус».






Автор современного фото Bozhday. Здесь же виден дореволюционный фонтан.


см. все фотографии сквера на Соборной площади.

Очень интересен рассказ В. Самсонова  в его книге "Подземные тайны" о его исследованиях, проводимых в 1986 - 1987 годах.
"В этот период СМУ-23 прокладывало водопровод в самой древней части города - в районе Советской площади и Лермонтовского сквера. Безусловно, место, где когда-то стояла крепость, откуда берет начало наш город, не могло оставить нас безучастными. К тому же в сквере сохранилась подземная часть разрушенного собора. Наши ожидания оправдались.

В траншее глубиной более двух метров обнажились четыре склепа аркообразной формы. В одном из них покоились останки бородатого мужчины в позолоченной парчовой одежде. К сожалению, почти все находки были безжалостно расхищены.  Строители, несмотря на наши неоднократные просьбы, своевременно об отбытии склепов никого не оповещали. По дошедшим до нас слухам из склепов пропали парчовая одежда, серебряный крест, старинная книга в кожаном переплете, медная пряжка. В руки работавшего тогда корреспондентом «Пензенской правды» Владимира Федорова попал лишь обрывок грубо разорванной кем-то парчи. Краевед В.В. Дружинин предполагает, что в одном из склепов захоронен отец Иннокентий, скончавшийся в шестидесятых годах прошлого столетия, довольно известный в церковных кругах религиозный деятель. В остальных склепах, считает краевед, захоронены тоже религиозные деятели Евлампий и Евлампия. К нашему огорчению, поиски подземного лаза около склепов не увенчались успехом.

Но у фонтана в Лермонтовском сквере траншея преподнесла сюрприз. Чугунный фонтан, построенный в 1863 - 1867 гг., - единственное сооружение из уникального архитектурного комплекса взорванного в тридцатые годы кафедрального собора, уцелевшее до наших дней. Неподалеку мы увидели выложенный кирпичом аркообразный тоннель. Он находился неглубоко - на глубине одного метра от поверхности. Ширина тоннеля не превышала метра. Подземный ход тянулся в юго-западном направлении, примерно в сторону памятника М. Ю. Лермонтову и где-то через десять метров оказался сильно затянутым илом. Нас удивило редкое зрелище: в тоннеле с потолка свисали сталактиты. Слева зиял ход в небольшое (2x3 метра) помещение с кирпичными стенами. Оно расположено под фонтаном. Очевидно, из этой комнатки производилась регулировка «самотечного»  фонтана XIX века"*****.

Вернемся на улицу Садовую. Задумана улица была как дорога к училищу Садоводства, отсюда и возникло ее название.

Давайте поднимемся на колокольню Спасского собора и посмотрим на улицу Садовую сверху .



В связи с тем, что Пенза расширялась преимущественно в северном направлении, тяготея к Базарной площади, земельные участки, расположенные вдоль новой улицы Садовой раскупались и соответственно застраивались медленно. Одним из первых на этой улице построил каменный дом декабрист Горсткин.
Однако сначала дом №2 (на фото слева).



Этот дворянский особняк, построенный в середине XIX века, располагается на террасе склона углового участка  на углу Садовой и Верхнее-Покровской (современная  ул. Калинина). Здесь проживал пензенский лесничий.
На фото слева.



Южную часть усадьбы занимал фруктовый сад, вдоль северной границы стоял каменный дом. К западу от него находились каменная ограда с воротами и калиткой - здесь располагался проезд на обширный хозяйственный двор со служебными постройками, через который можно было пройти в сад. В настоящее время сохранился главный дом, ограда, перестроенный бывший каретный сарай.

Кирпичный, двухэтажный особняк, построенный покоем (буквой П - прим. old_penza) возведен по линии застройки улицы. Два крыла, выходящие во двор пристроены в 1880 г.г., также изменено убранство. Первый этаж отводился под хозяйственные помещения, хорошо освещенный второй имел анфиладу  по главному фасаду**.

В советское время до 1977 года здесь размещался интернат для глухих, а после - станция юных техников. В настоящее время - Центр развития детей и юношества.






Следующая усадьба упоминается еще в апреле 1819 года. Тогда дом был деревянным на каменном фундаменте, имел на усадьбе 2 флигеля и забор с каменными столбами. В то время эта усадьба принадлежала Петру Андреевичу Габбе, участнику Отечественной войны 1812 года, литератору, хорошему знакомому поэта П. А. Вяземского.
На фото слева.



В 1836 году его покупает и перестраивает на старом фундаменте Иван Николаевич Горсткин, который привлекался впоследствии по делу декабристов и был заключен в Петропавловскую крепость в июле 1826 года и сослан в Вятку. С июля 1827 года ему было разрешено жить в своем имении в с. Голодяевке (ныне с. Междуречье Каменского района Пензенской области), а с 1828 года - в г. Пензе. С 1848 года в здании бывшего крепостного театра Г. Гладкова (здание не сохранилось) Горсткин устроил свой театр, сыгравший большую жизнь в культурной жизни города (располагался на месте жилого дома с магазином «Дон»).

В 1846 году дом был продан Елизавете Ивановне Араповой, жене майора Андрея Николаевича Арапова, а в  1874 году здание перешло к их детям.

5 мая 1875 года дом был куплен Государственным банком для своего пензенского отделения. В 1913 году здесь, в квартире управляющего банком М. Н. Рудзевича - лучшего шахматиста города, располагавшейся в восточной части здания, играл в шахматы выдающийся русский шахматист, чемпион мира (1927-1935, 1937-1946) А. А. Алехин. После революции в здании находилась биржа труда***.

В настоящее время дом обветшал и требует ремонта.






Следующее здание является украшением улицы Садовой.



Здание художественного училища построено в 1894-1897 годах по проекту действительного члена и секретаря Петербургского общества архитекторов, гражданского инженера А. П. Максимова на капитал, завещанный Пензе ее бывшим губернатором генерал-лейтенантом Н. Д. Селиверстовым. Место под строительство выбрал душеприказчик Селиверстова сенатор П. П. Семенов, известный нам более как путешественник и географ Семенов-Тян-Шанский. Он стал пожизненным блюстителем училища.

На этой фотографии, сделанной с колокольни Спасского собора во время открытия памятника М.Ю. Лермонтова можно видеть ограниченное место под строительство училища.



Многие из выпускников художественного училища стали выдающимися мастерами, прославившими наш город не только в России, но и за ее пределами. Среди них: В. Е. Татлин - один из основоположников художественного конструирования в стране, автор проекта памятника-башни III Интернационалу; А. В. Лентулов - один из организаторов творческого художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1923); В. Д. Фалилеев - мастер цветной гравюры и офорта; сын первого директора училища Г. К. Савицкий и Г. Н. Горелов - действительные члены Академии художеств СССР; А. Е. Карев - профессор Всероссийской академии художеств; И. В. Космин - член-корреспондент Академии художеств; В. В. Волков - народный художник Белорусской ССР; Г. М. Гюрджан - народный художник Армянской ССР; У. Т. Тансыкбаев - народный художник СССР и другие**.

В 1955 году Пензенскому художественному училищу было присвоено имя первого директора К.А. Савицкого.

Вход в здание отмечен порталом с колоннами и фронтоном, на втором этаже - большим полуциркульным окном с архивольтом на полуколонках.  Завершавший композицию купол утерян. Сохранилась лепная отделка стен актового зала, парадной лестницы и наборные паркетные полы.



В 1918 году училище было преобразовано в государственные художественные мастерские, в 1921 г. - в художественно-технические и педагогические мастерские, в 1923 г. - в художественно-педагогический техникум. В настоящее время - Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, первого директора.

Во время гражданской войны в здании размещались военный госпиталь № 643, в 1918-1923 гг. находились разные учреждения, жилые квартиры, штаб 9-й армии.



Следующее здание, в котором размещалась Городская Управа, до наших дней не сохранилось (на фото справа).



Оно было деревянным, а примечательная башенка над восточным подъездом Городской управы создавалась как резервная водонапорная башня городского водопровода и была исполнена из кирпича. Позднее все здание было обложено кирпичом. Гидротехническое оборудование в башне не было установлено до начала I-й мировой  войны, а во время войны  к завершению проекта ни кто и не стремился.

Выдержка с авторского сайта Станислава Ткаченко "Пенза, которой нет"
"Двести тридцать лет назад городская дума избиралась привилегированным сословием (право голоса имело порядка ста человек из 20 тысяч населения) и состояла из городского головы и шести депутатов. В их ведении находилось городское благоустройство, продовольственное дело, развитие торговли, промыслов, надзор за порядком на торгах и базарах, защита сословных прав. Работала дума постоянно, собираясь еженедельно. Городской голова восседал на специальном стуле в центре зала, напротив него сидели на лавках городские обыватели, иногородние и иностранные гости, именитые граждане и гильдейские купцы. Баллотировались в думу не очень охотно. Из именитых купцов и прочих граждан мало кто хотел на добровольных началах заниматься хозяйственными вопросами города. К тому же в середине 18 - начале 19 вв. не все еще обладали достаточной грамотностью и не могли думать в масштабах целого города. На некоторых приходилось заводить даже уголовные дела, ибо, по словам министра внутренних дел С. Ланского, «лица городского общества прибегали к различным, иногда даже противозаконным средствам, что бы только уклониться от должностей самых почетных, например городского головы». Те же, кто в думу все-таки попадал, в запросах своих были неприхотливы, вели себя скромно и отчитывались перед избирателями за каждую потраченную копейку. В отчете за 1801 г., например, упоминается: «Генваря перваго дня куплено сахару пуд (16 кг!), два фунта чаю - 40 руб. Отнесено городничему. Ездили к городничему. Дано извозчику 10 коп. 22 Генваря куплено два штофа водки. Отнесено казначею - 3 руб. 20 коп. Февраля 2 дня куплен пирог, сахару пуд 2 фунта с половиною - 42 руб. 50 коп. Кое отнесено Преосвященному… Цитируется по: Е. Малышев, «230 лет думают!», Пенза, газета «Улица Московская», № 23 (202), 15 июня 2007"*.

Здание Управы довольно быстро обветшало из-за сырости и в 1960-е гг. было разобрано. В результате город лишился выразительного архитектурного силуэта в своем центре*. Позже на этом месте было построено новое здание, в котором разместился Дом знаний.



Улица Садовая была одной из самых зеленых улиц города. В настоящее время напротив художественного училища и Дома знаний, к сожалению, все деревья срублены.



Мы дошли до пересечения улицы Садовой с Верхней Пешей (позднее Суворовской и Куйбышева) и Губернаторской (ныне - Советской).









Слева, на ул. Верхней Пешей на четной стороне расположены два жилых дома, построенных в 1870-е г.г. для служителей Спасского собора. Напротив, на нечетной стороне расположен дом (№1) коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Андрея Павловича Дубенского (не сохранился). Сюда в июне 1901 года перешла из дома Вакуленко (ул. Московская, 7) библиотека им. М. Ю. Лермонтова.



По правую руку, на углу Садовой и Губернаторской улиц находилась первая женская гимназия. Кирпичное, трехэтажное здание построено в 1903 году на месте сгоревшего в 90-х гг. XIX века деревянного здания. Как выглядила улица Садовая с колокольни Спасского собора до строительства нового здания можно увидеть на следующем фото (уходящая вверх дорога. Здания духовной семинарии и ее общежития еще не построены).



Обозрение пересечения Губернаторской и Садовой после постройки здания первой женской гимназии.



В здании женской гимназии размещались в 1918-1921 гг. советские пулеметные курсы командного состава РККА, одно из первых учебных заведений РСФСР, организованное по указании. В.Л Ленина (в память об этом на доме установлена мемориальная табличка). В 1919 году в момент наибольшего обострения обстановки на Восточном фронте, здесь сформировался Первый Пензенский коммунистический полк.



Доходим до пересечения с улицей Дворянской. Здесь по левую руку, на четной стороне находилась большая усадьба, принадлежавшая купцу Кузнецову Алексею Григорьевичу (Лермонтова, 22 / Красная, 48). Особенно выделяется главный дом - кирпичный, одноэтажный жилой дом XIX века с полуподвалом. Не заметить его невозможно из-за выразительного декора фасада. Здесь можно увидеть и львиные головы и геральдические эмблемы. С востока с дому примыкает кирпичная ограда, декоративные детали которой в виде широких с накладками пилястр, вертикальных и горизонтальных тяг придают ей вид массивных проездных ворот.






В настоящее время здесь разместилась Пензенская макаронная фабрика, которая была создана в 1960 году на базе организованного в 1944 году горпищекомбината по производству фруктово-ягодной карамели, безалкогольных напитков, мятных и глазированных пряников.

Напротив макаронной фабрики находится одно из старейших учебных заведений в России - Пензенский областной медицинский колледж.



Асфальтирование улицы Садовой напротив медицинского колледжа.



Сохранился до наших дней и дом № 13 - жилой дом 1895 года постройки.
Автор фото дома № 13 - Павел Шарыков.



Дом смешанной конструкции - низ каменный, верх деревянный, рубленый в лапу, обшитый тесом. Первый этаж отделен тягой, все богатство декоративного убранства сосредоточено на втором этаже. Особенно выделяются своеобразные резные наличники окон. Они состоят из плоской рамы с накладными точеными висячими балясинами с кистями и резными ремнями, раскрепованными подоконным  и венчающим карнизами, профилированными полукруглыми фронтончиками. Тимпан фронтона заполнен резным растительным орнаментом барочного характера**.






Дощатая обшивка в верхней и нижней частях стены вертикальная, в простенках между окнами второго этажа в елочку. Этажи имеют отдельные входы, расположенные в боковой пристройке восточного фасада.



Здесь в верхнем этаже сделана широкая лоджия, огражденная профилированным  на точеных балясинах поручнем.



Выше начинается территория парка им. Белинского. Еще во второй половине XX века напротив входа в парк можно было увидеть такие старинные дома (фото 1965). Сейчас на этом месте находится автобусная остановка «ПГУ».



Вход в Парк им. Белинского. Входная арка установлена в 1911 году в знак переименования парка "Верхнее гуляние", основанного в 1821 году, в парк им. Белинского.



Историю парка им. Белинского можно прочитать здесь, а в этом рассказе затронем лишь территорию, примыкающую к улице Садовой.

На территории Верхнего Гуляния неоднократно организовывались сельскохозяйственные выставки. Однако после проведения третьей сельскохозяйственной выставки стало очевидно, что отведенной территории в Верхнем гулянии недостаточно. Так, новые отделы выставки могли быть открыты только по мере закрытия ранее действующих.
Поэтому пришлось выставке вскоре переместиться на другое место - к губернской земской больнице, а точнее - к дороге, ведущей в училище садоводства.



В 1896 году главный павильон сельскохозяйственной выставки, в котором размещался кустарный отдел, был уступлен любителям драматического искусства под Народный театр. Однако накануне третьей, юбилейной, выставки, посвященной 50-летию деятельности Общества сельского хозяйства Юго-Восточной России, этот павильон вновь понадобился устроителям выставки.

В связи с этим труппа народного театра была вынуждена построить в Верхнем гулянии собственную сцену  - Летний театр. Для этого городской думой 24 февраля 1898 года вдоль улицы Садовой был отведен на Верхнем гулянье участок размером 80 саж. в длину и 24 саж. в ширину, расположенный вправо от главной аллеи парка, ведущей с улицы Садовой к сельскохозяйственной выставке, смежный с усадьбой Общества взаимного кредита, где располагалась богадельня.

В ночь с 1 на 2 июля 1911 года помещение летнего театра сгорело. Причиной пожара стала оставшаяся с юбилейного вечера, посвященного 100-летию со дня рождения В. Г. Белинского, гирлянда.

Вход в Народный театр со стороны Садовой.



Кроме здания "большого театра" здесь имелся еще и "малый театр" - электротеатр, располагавшийся на ул. Садовой у входа на территорию Народного театра.






8 июня 1846 года на улице Садовой было открыто заведение приказа общественного призрения. Его участок находился на дороге, которая вела в государственные сады, юго-западнее города.



Ансамбль областной больницы строился с 1839 по 1844 год по проекту губернского архитектора И. И. Олделли. Он включал в себя главный трехэтажный корпус больницы,






два флигеля по бокам и сзади - психиатрический корпус и имел планировку, близкую к дворянским усадьбам.









После преобразования в 1865 году лечебницы в губернскую земскую больницу она была центром научной и практической деятельности врачей губернии. В советское время больница стала научно-исследовательским и лечебно-профилактическим учреждением, основной базой специализации и повышения квалификации медицинского персонала области. С 1939 года - Пензенская областная больница***.






См старые фотографии губернской земской больницы и ее работников здесь.

12 сентября 1874 года в Пензе была открыта учительская семинария - среднеспециальное учебное заведение по подготовке учителей для начальных училищ Министерства народного просвещения.



Первым директором семинарии стал Владимир Харлампиевич Хохряков, известный пензенский педагог, краевед и общественный деятель, который занимал этот пост до 1885 года. Вначале семинария не имела своего здания и вынуждена была ютиться в наемных помещениях. В 1879 году по Высочайшему повелению ей была отведена земля напротив земской больницы, а в 1889 году начато строительство на этой усадьбе трехэтажного здания семинарии. Для квартир преподавателей был построен отдельный флигель. Ко всему прочему, семинарии уступили располагавшийся рядом огромный фруктовый сад***.



В 1939 году здесь разместился Пензенский учительский институт с двухлетним сроком обучения, выпускавший учителей 5-7 классов. 5 июня 1941 года он был реорганизован в Пензенский государственный педагогический институт, открывшийся 1 сентября того же года. 9 декабря 1994 года он стал называться Пензенским государственным педагогическим университетом им. В. Г. Белинского. Обветшавшее деревянное здание было сломано, а на его месте построен новый каменный корпус, рядом с которым установили памятник В. Г. Белинскому.



Ну а далее начинается , собственно, то ради чего создавалась улица Садовая, дорога в Казенный сад. Для обустройства этой дороги пришлось прорубить реликтовый лес протяженностью в три версты с лишним.



Вот как описывает это место пензенский поэт XIX века Михаил Иванисов.

А на запад видов нету.
Но зато, не тратив лесть,
А сказать, что местность эту
Можно многим предпочесть:

Потому - горы вершина,
Версты на три ширины,
А на север, в виде клина,
Верст восемнадцать долины -

Эту ровень покрывает
Лес кустарный, разнород;
В нем без умолку гуляет
До зимы с весны народ:

Это - рай для человека,
Эта - многим людям мать:
Знаменитая засека
Или засека, сказать.

Чрез нее идет дорога,
А за ней казенный сад;
Этот сад известен много, -
Это - Пензы вертоград!

В нем всех школ разнообразных
Есть до тысячи сортов:
И для комнат, и для разных
Огородов и садов;

В нем , почти со света края,
Есть деревья и кусты,
Даже яблони из рая
И из Пекина цветы;

В нем для всякого припаса,
Что касается до рта,
От шпинат до ананаса
И капусты все сорта.

А жигучая крапива
Так растет, что каждый год
Безо всякого полива
Умножает все свой плод!...

Ближе к городу садами
Окаймляют пол-горы;
От садов идут грядами
Вдоль ущелья и бугры

Источники:
* Авторский сайт "Пенза, которой нет"
** Свод памятников истории и культуры Пензенкой области
***CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
**** Пенза. Листая старый альбом. Фотографии 1940-х-1960-х гг.
***** "Подземные тайны". В. Самсонов.

Выражаю огромную благодарность А.И. Дворжанскому за ценные разъяснения, Павлу Шарыкову за его вклад, выражающийся в фиксации на фото пензенской деревянной архитектуры, а также Bozhday за его удивительную, сюрреалистическую манеру запечетлевать наш родной город.

Нижнее гуляние, пензенская засечная черта, Верхнее гуляние, губернская управа, Соборная площадь, городской сквер, Казенный сад, училище садоводства, Старая Пенза, Парк им. Белинского, Шипим-бор, Улица Садовая, вал

Previous post Next post
Up