Многие игроки просят нас рассказать, что такое «народный бюджет», отношение к которому нужно озвучить в одном из пунктов заявки. Чтобы не заставлять никого ходить по непонятным ссылкам и продираться сквозь бездну исторических фактов, попробуем рассказать о бюджете вкратце и попроще.
К началу ХХ века многие европейские и британские в том числе политики поняли, что надо быть ближе к народу, а именно к весьма многочисленному рабочему классу. Почему? Очень просто: росло самосознание рабочих, а вместе с ним и их активность, которая, если не направить ее в правильное русло, могла принять опасные для государства формы. Уинстон Черчилль и Дэвид Ллойд Джордж - оба будущие премьер-министры Великобритании, даром, что оба происходили из класса дворян-землевладельцев, понимали необходимость социальных реформ, призванных улучшить условия жизни рабочего класса.
В апреле 1909-го Ллойд Джордж, занимавший на тот момент пост министра финансов, предложил первый проект «социального» (или «народного») бюджета. К неудовольствию многих он вводил дополнительные налоги и дифференцированную систему налогообложения, что было необходимо в условиях экономического кризиса. Помимо покрытия дефицита бюджета, доходящего до 17 млн фунтов стерлингов, существовала также необходимость найти средства на обеспечение социальных выплат (оказалось, что вместо 572 000 пенсионеров в пенсии нуждаются 668 000 человек, вышло это потому, что впервые пенсии в стране начали выплачивать в 1908 году, и система подсчета пенсионеров еще не работала как часы) и увеличение военных расходов (они должны были пойти на новые корбли класса “дредноут”, что было весьма актуально в свете немецкой угрозы). Ситуация казалась катастрофической. Над социальными реформами нависла угроза. Реформаторы посчитали, что внести посильный вклад в виде налогов должны все слои общества.
Лица, получающие больший доход и платили больший размер налога. Для тех, чей заработок составлял менее 2 000 фунтов в год подоходный налог остался прежним - 9 пенсов, для остальных же он был повышен на 2 пенса и составил 1 шиллинг 2 пенса, что должно было принести казне дополнительно 2,75 млн. фунтов. Кроме того, была введена налоговая ставка на «сверхприбыль» для тех, чей заработок превышал 5 000 фунтов ежегодно, что увеличило поступления в бюджет еще на 1,6 млн фунтов. Был увеличен гербовый сбор (налог, взимаемый при покупке земли, недвижимости, акций и других инвестиционных инструментов), введены дополнительные налоги на наследство, табак и алкоголь (плюс еще почти 10 млн в казну).
Больше всего дискуссий в Парламенте, где почти каждый владел какими-никакими угодьями, вызвало увеличение земельных налогов. 30 апреля 1909 года повсеместно была произведена оценка стоимости земли. Предлагалось взимать 20% с ее увеличивающейся цены при передаче в чужие руки (продаже или сдаче в аренду, чем жили в то время многие землевладельцы). Налог взимали только со стоимости необработанных земель, и он составлял 1 пенс с 1 фунта стерлингов от общей стоимости. Предполагалось, что уже в первый год это принесет в бюджет порядка полумиллиона фунтов.
"Мне говорят, что не было еще канцлера казначейства, который вынужден был бы ввести такие высокие налоги в мирное время. Поэтому это "военный бюджет", ведущий непримиримую борьбу против нищеты и бедности. И я не могу не надеяться, что еще при жизни этого поколения мы значительно продвинемся вперед по пути ликвидации бедности и нищеты, и что человеческая деградация, сопутствующая жалкому существованию, будет так же далека от людей этой страны, как небо от земли", - сказал Ллойд Джордж, защищая проект перед Парламентом.
Надо сказать, выступать ему пришлось не единожды. Только в течение марта и апреля бюджет обсуждали 14 раз с внесением поправок. В итоге, налог на землю был снижен до 0,5 пенса. Важная поправка касалась тех, у кого доходы не превышали 500 фунтов в год. Для них вводилась десятифунтовая налоговая льгота на детей до 16 лет. Расчет был сделан на освобождение среднего класса с умеренными доходами от больших выплат налогов, главный источник дохода государства был перемещен с косвенного налогообложения на прямое.
Разумеется, консерваторы палаты общин, представленные преимущественно земельной аристократией, резко возражали против введения земельного налога и налога на «сверхприбыль», прямо затрагивающих их права и интересы. В итоге летом 1909 года обсуждение финансового документа продолжилось вне стен парламента на общественных площадках и страницах газет. Была организована даже Лига протеста против бюджета, одними из учредителей которых были бароны Ротшильды. Уинстон Черчилль, который вошел в число реформаторов, возглавил Бюджетную Лигу, которая успешно отражала нападки противников. В число ярых противников “народного бюджета” вошел один из кузенов леди Джулии-Маргарет Торнтон по линии Фонтейнов - Спенсер Кавендиш, 8-й герцог Девонширский. “Кузен Спенсер” охотно делится с родственниками не только новостями, но и своей точкой зрения о “введении налогов в пользу голодранцев”, которую старшее поколение разделяет, а младшее (втайне) не поддерживает.
В результате «народный бюджет» был одобрен Палатой общин, где доминировали либералы, но, вопреки ранее существующим договоренностям, Палата лордов не ратифицировала ущемляющий права дворянства и слишком “социалистический” по их мнению документ. Наверняка никто из них не ожидал, какими будут последствия этого отказа. Премьер-министр Герберт Асквит осудил палату лордов за нарушение конституции путем отклонения проекта бюджета и 2 декабря 1910-го распустил правительство и назначил новые выборы в Парламент, тем самым, вынося проект бюджета на одобрение страны. По итогам выборов 15 января 1910 года в правительственное большинство вошли либералы, лейбористы и ирландцы (не нужно говорить, что все они поддерживали «народный бюджет»), что позволило реформаторам еще раз утвердить спорный документ в палате общин, придав ему таким образом статус закона. Этим закончилась первая стадия социальных реформ, намеченных для улучшения положения рабочего класса.