Политические партии Англии в Эдвардианский период (продолжение)

Sep 08, 2015 09:05

На момент смерти Виктории у власти находилось коалиционное правительство консерваторов и либерал-юнионистов, которое возглавлял лорд Солсбери, сохранивший свой пост. Незадолго до смерти он ушел в отставку. Премьер-министром стал его племянник, парламентский лидер консерваторов Артур Бальфур.



Мистер Бальфур

Артур Бальфур впервые был избран в парламент в 1874 году, некоторое время он исполнял обязанности секретаря при лорде Солсбери, когда тот возглавлял министерство иностранных дел. Во втором кабинете Солсбери Бальфур исполнял обязанности министра по делам Шотландии, а затем министра по делам Ирландии. Он занимал жесткие позиции в отношении ирландского национального движения, выступал против предоставления самоуправления Ирландии. Он видел разрешение кризисной ситуации в местном самоуправлении и превращении ирландских фермеров-арендаторов в собственников земли. Бальфур был опытным парламентарием, прекрасным переговорщиком. Вместе с тем он оказался плохим партийным организатором.

Правительство Бальфура, состоявшее из консерваторов и либерал-юнионистов, предпринимало окончившиеся неудачей попытки предотвратить превращение Германии в мощную военную державу. Провал понудил кабинет уделять больше внимания военно-морскому флоту собственной страны. Во внутриполитических делах линия правительства носила традиционный консервативный характер и была направлена скорее на решение проблем имущих слоев населения и Англиканской церкви. В 1902 году правительство упразднило выборные городские школьные советы. Акт передал ведение светских и церковных школьных дел специальным комиссиям, созданным при муниципалитетах. Закон о питейных заведениях предполагал изменения в практике выдачи лицензий на торговлю спиртным. Там, где подобные заведения были в избытке, лицензии некоторых владельцев не возобновлялись, но сами хозяева получали право на компенсацию финансовых потерь, которые они неизбежно могли понести в этом случае. В 1903 году принят земельный акт для Ирландии, он создавал благоприятную крупным собственникам систему продажи земли. В 1905 году законодательно ограничено право въезда в Англию "нежелательных лиц", а также введено право высылки лиц, получивших судебный приговор.

Проникновение дешевых германских товаров на рынок Британии и ее колоний стало одной из важнейших причин озвученного в 1903 году предложения Чемберлена.



Джозеф Остин Чемберлен, в 1903 - министр финансов

Он выдвинул идею создания Имперского тарифного союза с целью защитить производителя от иностранной конкуренции. Объединение Англии с колониями виделось ему путем установления пониженных ставок на все ввозимые в метрополию продукты питания и промышленные товары, произведенные в Британской империи. Одновременно он предлагал ввести 10-процентные, по сути, запретительные тарифы на иностранный импорт, что, помимо защиты британского рынка, могло бы существенно пополнить доходную часть бюджета. Бальфур колебался. Он не был преданным сторонником свободной торговли, но предложение Чемберлена вполне справедливо рассматривал как политическую катастрофу для консерваторов. Введение протекционистских мер поддержала лишь часть консерваторов, тогда как группа фритредеров-тори высказалась против. Возврат к протекционистской политике был выгоден лишь части предпринимателей, страдавших от конкуренции, по грозил существенным повышением цен на продукты питания, так как дешевое зерно импортировалось из США и России. План Чемберлена не был поддержан в парламенте, более того, вызвал раскол в правительстве, в результате которого он и его сторонники вскоре вышли в отставку.

Политика кабинета Бальфура имела неожиданные для его членов последствия, состоявшие в усилении позиций Либеральной партии, которая на рубеже веков пережила идейный и организационный кризис. Раскол 1886 года связан с тем, что группа либералов во главе с Чемберленом проголосовала против законопроекта Гладстона о предоставлении Ирландии самоуправления. Возникшая фракция либерал-юнионистов (сторонников сохранения Унии с Ирландией) довольно быстро сблизилась с консерваторами, особенно в вопросах внешней и колониальной политики, которая приобретала все более агрессивный характер. В консервативном правительстве Солсбери (1895-1902 гг.) Чемберлен занял пост министра колоний.

Кризис усугубился частой сменой лидеров после отставки последнего правительства Гладстона в 1894 году. Равной ему авторитетной фигуры в либеральном лагере на тот момент не было. Некоторое время лидером партии и главой правительства был аристократ лорд Розбери. Человек, несомненно, одаренный, он не имел четкой программы действий, руководствовался интересами своего класса. В 1896 году Розбери уходит в отставку и одновременно выходит из Национальной либеральной федерации. Его сменил У. Харкорт, через два года также ушедший в отставку. В 1899 году лидером партии избран шотландский миллионер Генри Кэмпбелл-Баннерман.



Генри Кэмбелл-Баннерман

Генри Кэмбелл-Баннерман родился в 1836 году в Глазго. Членом палаты общин он являлся с 1868 года и в либеральных кабинетах занимал посты, связанные с военным ведомством, в 1886, 1892-1895 годах был военным министром. В либеральном лагере он не выделялся ни своими идейно-политическими взглядами, ни организаторскими качествами характера.

Война с бурами, начавшаяся в 1899 году, вызвала дальнейшие разногласия в стане либералов и привела к формированию двух крайних фракций - либералов-империалистов и "про-буров" (радикалов). Либерал-империалисты представляли собой немногочисленную фракцию, вобравшую около четверти всех либералов в парламенте и расположенную на правом фланге. Они поддержали политику правительства в Южной Африке. В 1902 году либерал-империалисты учредили собственную организацию под названием Либеральная Лига. Лорд Розбери стал президентом Лиги, а его заместителями - наиболее видные члены фракции: Г. Асквит, Э. Грей, Р Холден и Г. Фаулер. Задачи Лиги не были ни четкими, ни определенными, в сущности, их программа представляла собой менее жесткую, менее шовинистическую альтернативу джингоизму либерал-юнионистов.

Левое крыло либералов - про-буры - составляли 20-30 депутатов во главе с Дж. Морли, которые были сторонниками прекращения войны в Южной Африке и заключения мирного договора. Среди членов этой фракции выделялись наиболее активные про-буры Д. Ллойд Джордж, У. Харкорт, Р. Рейд.

Основная часть Либеральной партии занимала умеренные позиции. Кэмпбелл-Баннерман был вынужден сглаживать противоречия между крайними фракциями в наиболее остром, разделявшем их, вопросе о бурской войне. И хотя сам он скорее склонялся к позиции "про-буров", заявить об этом гласно Кэмбелл-Баннсрман не мог. Тем не менее он смог восстановить в партии некоторое равновесие, осудив варварские методы ведения войны, о которых стало широко известно в Британии и во всем мире. Даже сторонники Либеральной Лиги признавали, что в Южной Африке командование и войска применяли недозволенные средства по отношению к мирному населению.

Завершение англо-бурской войны положило начало процессу консолидации либералов. В основе единения находилась критика политики консерваторов по тем проблемам, которые вызвали наибольший отклик в обществе. Среди них выделялись вопросы образования, протекционизма, выдачи лицензий на торговлю спиртными напитками, использование труда китайских рабочих в Южной Африке.

Закон об образовании, принятый консерваторами, помимо основных пунктов предполагал передачу из местного бюджета части средств церковным (по преимуществу англиканским) школам с целью улучшения уровня преподавания в них. Этот шаг не мог не вызвать недовольство либералов, немаловажную долю членов партии которых составляли нонконформисты, они же формировали и значительный блок избирателей, поддерживавших их. Именно нонконформисты и были возмущены тем, что закон обязывал их поддерживать школы Англиканской церкви. Оппозиция закону избирателей и рядовых членов партии способствовала формированию практически единой позиции по закону либералов в парламенте, заинтересованных в увеличении рядов своих сторонников и в дискредитации политики консервативного кабинета. Единению либерального лагеря в этот период способствовали и расхождения консерваторов, вызванные планом Чемберлена о создании Имперского таможенного союза. Вплоть до начала 1906 года защита принципов свободы торговли стала тем основным лозунгом, вокруг которого происходило сплочение разрозненных группировок либералов. Этот лозунг нашел широкую поддержку избирателей, опасавшихся вздорожания продуктов питания. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что со свободой торговли в памяти народа ассоциировались воспоминания о процветании, могуществе колониальной империи середины прошедшего столетия. Эти настроения укрепились во время празднования юбилеев правления Виктории в 1887 и 1897 годах, в которых приняли участие представители всех заморских владений Британии. Поддержанные настроениями избирателей, либералы повели мощную критику политики консерваторов, используя, в том числе, и печатную продукцию. Они выпускали листовки и плакаты, предназначенные для малоимущих, неграмотных слоев населения. Как отмечал консервативный журнал, правительство критиковали не за бездействие, а за достижения, при этом все законодательные акты, любые шаги были поставлены ему в вину. Обвинения либералов формировали у народа представление о существовании плутократического заговора самодовольных богачей.

Между тем в правительстве углубился раскол между протекционистами и фритредерами, что существенно ухудшало положение правящей партии. В лагерь оппозиции начали переходить рядовые консерваторы. Тем не менее, кабинету Бальфура удалось устоять, несмотря на возникшую кризисную ситуацию.

Процессу объединения либералов, с одной стороны, и дальнейшего ухудшения положения консерваторов - с другой, способствовало принятие парламентом закона о лицензиях на торговлю спиртными напитками в 1904 году. Консерваторы предполагали, что со временем эта мера позволит сократить число питейных заведений и одновременно защитит права трактирщиков. Участники движения за трезвость и радикалы были крайне недовольны актом парламента, который подтолкнул их к объединению с либералами в оппозиции правительству. О падении авторитета власти в этот период свидетельствовали результаты дополнительных выборов, в ходе которых разрыв между консерваторами и либералами уменьшился со 134 до 68 человек.

Шаткость положения правительства Бальфура становилась очевидной для всех. За шесть лет консерваторы растеряли ту масштабную поддержку избирателей, которую получили на последних выборах. Выражал недовольство кабинетом и король Эдуард VII. Между королем и премьер-министром не сложилось взаимопонимания. Для либералов наступал сложный момент, когда объединенные силы должны были решить проблему лидерства. После смерти Харкорта в 1904 году на должность главы кабинета могли претендовать лорд Спенсер, лорд Розбери и Кэмпбелл-Баннерман. Фигура последнего, являвшегося в то время парламентским лидером либералов, в наибольшей мере устроила монарха, когда 4 декабря 1905 года правительство Бальфура ушло в отставку. Бальфур еще надеялся, что либералы, формируя кабинет, продемонстрируют свою разобщенность и несогласованность по ирландскому и имперскому вопросам. Тем самым они проявят свою неспособность управлять страной. Однако он недооценил нового премьера. Возглавивший кабинет Кэмпбелл-Баннерман сумел составить правительство из представителей всех либеральных групп, предложив достойные посты их лидерам. Кабинет включал либерал-империалистов Г. Асквита - министр финансов, Э. Грея - министр иностранных дел, социал-демократа Б. Бернса - министр местного управления, молодого радикала про-бура Д. Ллойд Джорджа, который успел уже зарекомендовать себя как талантливый политик, и других.

Последовавшие в 1906 году выборы принесли либералам после почти 20-летнего пребывания в оппозиции внушительную победу, они получили 400 из 670 мест в нижней палате, консерваторы - только 157. Кроме того, либералы могли рассчитывать на голоса ирландских националистов и рабочих представителей, соответственно - 82 и 30 мест в нижней палате. Успех объяснялся не только удачно проведенной кампанией критики консервативного правительства, но и обещанием осуществления назревших социальных реформ. Немаловажную роль играли и следующие привходящие обстоятельства. Либеральные кандидаты были моложе консервативных, более образованы, религиозны, что также привлекло симпатии избирателей. Лейбористы выдвинули 50 кандидатов, негласно договорившись с либералами о совместных действиях.

Кэмпбелл-Баннерман умер в 1908 году, но за столь краткий срок он успел провести важные акты социально-правового характера, осуществление которых было частью выдвинутой на выборах программы. Акт о конфликтах в промышленности 1906 году принципиально пересмотрел решение по делу Таффской долины и предоставил тред-юнионам значительно большую свободу в проведении забастовок, что, несомненно, стало весомой победой лейбористов. В том же году школьным управлениям была обеспечена возможность предоставлять бесплатные завтраки детям. В 1907 году введена школьная медицина. Предприняты шаги по защите патентов. В том же году палата общин постановила, что ее решения должны превалировать в парламенте.

После смерти Кэмбелл-Баннермана кабинет возглавил Герберт Асквит. Он родился в 1852 году в небогатой семье среднего класса. Окончил Оксфорд и занялся адвокатской практикой. В парламенте с 1886 года как член либеральной партии. В 1892-1895 годах входил в правительство, занимая посты министра внутренних дел, а затем пост министра финансов. После смерти Гладстона Асквит являлся одним из наиболее популярных лидеров либералов.



Герберт Асквит

Важнейшими направлениями деятельности правительства Асквита стали подготовка к надвигавшейся войне и продолжение политики социальных реформ, которые дополнили преобразования политического характера. В 1908 году установлены пенсии для рабочих, достигших 70 лет, и введен 8-часовой рабочий день для горняков. В 1909 году учреждены комиссии для установления норм оплаты труда в некоторых отраслях промышленности. Для дальнейшего продвижения по пути социальных преобразований правительство нуждалось в средствах. В 1909 году Ллойд Джорджем в качестве министра финансов был представлен бюджет. Основной его направленностью стало возрастание военных расходов и дальнейшие социальные преобразования. Предлагалось ввести государственное страхование рабочих от безработицы и болезни. Оно должно было осуществляться за счет совместных взносов самих работников, предпринимателей и государства. Бюджет предусматривал также дальнейшее увеличение подоходного налога и налога на наследство, и, кроме того, установление налога на капиталистическую ценность земли в соединении с дополнительным налогом на незаработанный прирост этой ценности. Поначалу предполагалось незначительное увеличение бюджета за счет поступлений от этих нововведений. Дворянство и аристократия расценили данные статьи бюджета как покушение на основы существования землевладения. И верхняя палата отвергла бюджет, что и вызвало конституционный кризис.

Финансовые вопросы, в том числе и разработка бюджета, традиционно являлись правом палаты общин. С 1860 года лорды ни разу не отклонили ни один финансовый билль. И такое вмешательство в сферу, которая вышла из пределов их компетенции, спровоцировало обострение недовольства верхней палатой. Палата общин была распущена и объявлены выборы. Началась борьба за законодательное оформление исключительного нрава нижней палаты в финансовых вопросах и отмену безотлагательного вето верхней палаты по всем законопроектам. Предвыборная кампания оказалась неожиданно для всех длительной и напряженной. Либералы вступили в нее с обращением к избирателям, суть которого сводилась к вопросу: должны ли лорды управлять народом? Помимо этого они выдвинули лозунги свободной торговли и народного бюджета.

К этому времени юнионисты смогли добиться объединения по вопросу о реформе тарифов. Протекционистские меры они выдвигали в качестве альтернативы бюджету либералов. Юнионисты позиционировали себя не сторонниками сохранения наследственных прав аристократии, а защитниками прав народа. Бюджет они характеризовали как попытку либералов насадить социализм в стране, не поинтересовавшись, хочет ли парод этого. Достаточно успешно они использовали в своей кампании предполагавшееся повышение цен на продукты питания. В предвыборной пропаганде юнионисты также удачно обыграли появившиеся в прессе утверждения, что Германия намерена разрушить Британскую империю.

Выборы в январе 1910 года привели к существенному сокращению либерального большинства. Они получили 275 мест, а блок консерваторов и юнионистов - 273. Эта ситуация вела к серьезному увеличению роли ирландских и рабочих депутатов для сохранения баланса сил и палате.

В разгар кризиса умер Эдуард VII, трон перешел к его сыну Георгу V. Молодой, еще не имевший политического опыта монарх оказался в крайне сложном, затруднительном положении. Он попытался достичь примирения сторон, однако усилия Георга остались безрезультатными. Партийные лидеры встречались не менее 15 раз, но не смогли достичь компромисса по вопросам о палате лордов, тарифной реформе и обороне. Лорды также занимали непримиримую позицию в этих вопросах. Разлад в верхах способствовал разобщенности в стране и усилению социальной напряженности. В этот период начинает усиливаться забастовочное движение, активизируется крайнее направление движения женщин за право голоса, обостряется проблема Ольстера - протестантского конклава в католической Ирландии.

Категорический отказ Бальфура прийти к единому решению по ирландскому вопросу тут же спровоцировал роспуск парламента. Прошедшие в декабре 1910 года новые выборы драматически осложнили соотношение политических сил в парламенте.

Либералы выдвинули программу реформирования верхней палаты. В ответ консерваторы предложили проведение народного референдума в качестве единственного выхода из кризисной ситуации. Юнионисты настаивали на введении протекционистских мер.

Либералы и консерваторы получили равное число мест - по 272. Голоса ирландцев и представителей Лейбористской партии (соответственно 84 и 42) теперь приобрели решающее значение. Вплоть до августа 1911 года верхняя палата сопротивлялась принятию билля. Парламентские баталии сопровождались усилением напряженности в обществе, которое было расколото вопросом о реформе. По стране прокатилась волна забастовок и митингов. Пэры пошли па уступки лишь под угрозой учреждения новых пэрств. Как и во время проведения первой парламентской реформы, сама возможность осуществления такой угрозы, которая привела бы к полному изменению статуса верхней палаты, вновь сыграла важную роль в разрешении противостояния обеих палат.

Закон 1911 года явился логическим итогом парламентских преобразований XIX столетия, он знаменовал завершающий этап демократизации британской политической системы Нового времени.

Закон лишил верхнюю палату права рассматривать финансовые билли, в отношении других законопроектов за ней сохранялось отсроченное вето. В том случае, когда три сессии подряд законопроект одобрялся нижней палатой, но проваливался в верхней палате, он поступал на подпись к монарху, минуя палату лордов. Тем самым палата лордов отныне могла лишь задержать, отсрочить принятие того или иного билля на некоторое время. Таким образом, постепенное сокращение влияния палаты лордов, которое происходило с каждой парламентской реформой, привело к закономерному оформлению создавшегося положения в соотношении сил обеих палат. Выборная нижняя палата добилась законодательного закрепления за ней важнейших функций, связанных с утверждением финансовых биллей. Кроме того, одновременно был сокращен срок полномочий парламента с 7 до 5 лет.

В 1912 году в парламенте были рассмотрены законы об отделении Англиканской церкви от государства в Уэльсе и введении самоуправления в Ирландии. Там предполагалось создать двухпалатный парламент, в ведении которого должны были находиться местные дела. За Вестминстером сохранялось решение имперских проблем. Он также получал право вето на все акты, которые могли вызвать недовольство в Лондоне. При этом реформа самоуправления в Ирландии предполагала изъятие ольстерских графств, где проживало в основном протестантское население. Оба закона были приняты, но их осуществление отложила начавшаяся Первая мировая война.

Итак, рубеж XIX-XX столетий и предвоенные годы ознаменовались важными сдвигами в политической сфере, которые подвели своеобразный итог политического развития Британии в Новое время. Прежде всего, необходимо отметить создание Лейбористской партии. Это событие отразило трансформацию представлений народа об избирательном праве, месте выборного представительного органа в его жизни. Вместе с тем требование объединения разрозненных социалистических организаций и профсоюзов для выдвижения собственных кандидатов в парламент, отказ от насильственных методов борьбы за осуществление социальных преобразований путем парламентских реформ свидетельствовало о значительном расширении правового и гражданского самосознания в британском обществе.

Не менее важным стало объединение разрозненных, разобщенных либералов и их приход к власти, а затем и проведение наиболее важных, востребованных социальных преобразований, что отразило завершение на этом этапе истории страны трансформации функций государственной власти, обретение ею социальных функций.

Завершающим этапом парламентских реформ XIX века необходимо рассматривать и изменение прав верхней палаты. Постепенное возвышение и усиление влияния нижней представительной палаты, которое наблюдалось на протяжении Нового времени, завершилось реформой наследственной палаты лордов, потерявшей право безотлагательного вето.

тексты

Previous post Next post
Up