Лорд Торнтон, будь таковым его желание, легко мог бы стать мировым судьей. Но он уступил эту почетную (и весьма хлопотную, надо сказать) должность мистеру Притчеру, уважаемому историку, главе местного исторического общества, сквайру, владельцу собственных земель в окрестностях Эрби.
"Всякий владеющий на праве полной собственности землей, дающей ренты не менее ста фунтов стерлингов в год, имеет право быть блюстителем мира, спокойствия и порядка в пределах своего графства, то есть мировым судьей.
Но сельский джентльмен, имеющий право быть мировым судьей, не может пользоваться им, пока не утвержден в этом звании центральным правительством. Мировой судья, утвержденный в этом звании, считается таковым по отношению к целому графству, хотя фактически, конечно, приходится ему чинить свой суд и расправу в районе его местожительства. В графстве не двое, не трое мировых судей, даже не десятки, а сотни. В их руках нераздельно сосредоточиваются и судебная, и административная, и полицейская власть. Судят и распоряжаются они или единолично, или - в известных определенных случаях - совокупно двое, трое, наконец, в общих собраниях; а массы безземельного люда, работающего на их полях, находятся под крепким и сильным управлением, которое относительно их отнюдь не может назваться самоуправлением».
Судьи приносят судебную клятву. Существуют гарантии неприкосновенности и несменяемости судей. Иногда судьи назначаются на пожизненный срок (обычно, до определённого возрастного предела) с целью устранения политического или психологического давления на них со стороны исполнительной власти или избирателей. Судьи носят в знак своей должности мантию (чёрную или красную). В Англии знаком судьи является также парик. Ношение мантий и париков (которые нивелируют индивидуальность судей) диктуется необходимостью подчеркнуть тот факт, что решения судей исходят не из личных пристрастий, симпатий или антипатий, а из закона. К судьям обращаются «Ваша честь".
В Англии прецедент является основой правовой системы, в некоторых других странах прецеденты используются для восполнения пробелов в законодательстве. Судебная реформа 1873-1875 годов объединила общее право и право справедливости в единое прецедентное право. Тем не менее полного соединения этих двух систем не произошло до сих пор. После этой реформы обязательными решениями стали решения Суда Палаты Лордов, Апелляционного суда и Высокого суда. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами в Англии и Уэльсе, обязательны для нижестоящих в использовании при аналогичных ситуациях. В XX веке произошло дальнейшее ослабление права прецедента в Англии. Если норма закона противоречит норме прецедента, то используется положение закона, хотя обычно законы «не могут быть использованы, пока их положения не разъяснены судами». Так, принято ссылаться не на самого себя, а на ситуацию, в котором он использован. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создаёт весьма широкий простор для судейского усмотрения.