Эрби (Earby) - маленький городок почти что на границе Ланкашира и Йоркшира. Для одних он родной,вторые переехали сюда много лет назад, но до сих пор остаются пришлыми, чужаками (хотя соседи уже давно взяли в привычку угощать их печеньем и пудингом), а третьи оказались в городке по тем или иным причинам совсем недавно и уже устали, наверное, ловить на себе любопытные (а подчас недоброжелательные)взгляды местных. Спрашивать, кто вы и откуда, вряд ли будут, в английской глубинке privacy соблюдается особо свято, но будьте уверены: местные кумушки вас уже измерили, взвесили и признали годным или не годным. А если нет, то это непременно произойдёт, если вы не предпримете встречные меры.
Мистер Ллойд Эванс Притчер - председатель местного исторического общества - в своих лекциях утверждает, что город был основан в IX веке нашей эры поселившимися в этой местности нордлингами - датчанами. Его оппоненты возражают, что в исторических источниках название города, написанное как Eurebi, впервые встречается в 1153 году. Там сообщается, что селение Эрби относилось к приходу только что построенной церкви Торнтон-ин-Крэйвен. Кстати, с XII века собственного храма в Эрби не было, и местная церковь Всех Святых на Скиптон-роуд - новодел, начала функционировать лишь в 1888 году (тогда же здесь был открыт и свой приход), а окончательно достроена была лишь этой весной.
Из других достопримечательностей (если церковь можно назвать таковой) - школа, основанная аж в 1591 году. Здесь, скорее всего, учились и вы, и ваши родители и пра-пра-прабабушки и дедушки.
И, конечно же, любой укажет вам на поместье Торнтон неподалёку от города. “К дому лорда-то? Это вам туда!” - объяснит любой коренной житель, махнув рукой в северном направлении.
А ещё местные историки-любители обожают рассказывать, что “всего в нескольких милях от Эрби найдены стоянки первобытных людей эпохи Палеолита”, а в 1862 году - большой курган времён бронзового века, раскопки которого не завершены до сих пор. Эти энтузиасты, конечно, принимали участие в изысканиях и могут показать вам свою коллекцию “интересных бусин и обрывков шерсти”.
К сожалению, музея в Эрби пока что нет, хотя всё те же активисты уже давно ратуют за его создание. Зато есть своя газета “Barnoldswick and Earby Times”, которая выходит каждый день и пользуется неизменной популярностью. Конечно, если что-то происходит, новости разносятся мгновенно, но вдруг ушлые газетчики расскажут что-то новенькое?
Основная часть города сегодня лежит между Островной площадью и Станцией - так называется небольшой местный железнодорожный вокзал (ветка на Эрби отходит от магистрали Скиптон-Торнтон и доходит до соседнего Барнольдсвика).
Здесь расположены современные здания, а постройки, возраст которых насчитывает больше ста лет, такие, как коттеджи Уайт Лайон Инн, Хилл Топ, Грин Энд и другие, вы можете найти на Аспен-лэйн и Райли-стрит. Эту часть города называют “старой деревней”, хотя старики против такого наименования возражают - они-то помнят те времена, когда никакой “новой деревни” в Эрби ещё и в помине не было.
Первым в городе просыпается мистер Беллмен. До завтрака он успевает написать несколько деловых писем и проверить отчёты своих управляющих. А позавтракав и поцеловав супругу, отправляется в банк - работать. Говорят, что он может делать это 24 часа в сутки, с перерывами на еду и сон, и в это охотно веришь, не зря именно он считается одним из самых богатых людей в графстве, а ведь ещё лет семь-восемь назад о нём никто не слышал… Когда он, постукивая тростью по мостовой, идёт на работу, Эрби только просыпается. Из трубы трактира “Красный лев” начинает идти дымок, в дверях показывается сонный хозяин с неизменной трубкой в зубах. Он кивает Беллмену, тот тоже приветствует его снисходительным кивком, по давно заведённой традиции. Понемногу распахиваются двери немногочисленных лавочек и магазинчиков, банка, почтового отделения, посыльные от молочника и пекаря отправляются с заказами к горожанам… На улице появляется мальчишка-газетчик со свежим выпуском местной прессы. За газетой выстраивается очередь, ещё бы, ведь всего несколько недель назад Эрби признали “самостоятельной административной единицей”, на носу выборы мэра, и вот-вот станут известны имена кандидатов. Ходят слухи, что один из них - женщина, неслыханная смелость и даже наглость с её стороны.
В Торнтоне тоже уже не спят, экономка там - дама строгая, и тщательно следит за тем, чтобы завтрак подали точно в срок, камины были вычищены и растоплены, комнаты - прибраны, а хозяева - довольны. Будьте уверены, нерасторопная горничная обязательно получит положенный нагоняй, а слуга, нечаянно проливший кофе, будет подниматься с подносом по лестнице до тех пор, пока кофейник на нём не будет стоять, как влитой.
Днём жизнь в городке кипит. Одни работают, другие отправляются по своим, несомненно, важным делам или за покупками, третьи прогуливаются, надеясь увидеть что-то интересное, или просто делятся, нет, не сплетнями, а последними новостями. Конечно, обсуждение мгновенно стихает, стоит мимо пройти викарию, кто же решится сплетничать при нём?
Вечер - время развлечений, светских и не очень. Баронет и его семья в Торнтоне принимают гостей и пьют чай, городские дамы собираются у миссис Беллмен, которая, по праву первой дамы высшего среднего класса, держит местный светский салон. Кипит общественная жизнь и в трактире, где ищет развлечений народ попроще.
Говорят, что в Эрби скоро протянут телефонную линию, что в город приедет кино, и что не за горами электрификация. Одну из горничных Торнтона недавно видели с учебником по стенографии, за что она получила строгий выговор от экономки. Ходят слухи, что найдена наследница заброшенного поместья Фонтейнов, и что она телеграфировала о своём скором приезде. А в поместье, между прочим, водятся призраки, вот обрадуется эта американка, получив такое наследство. Что у лорда Торнтона вскоре может возникнуть необходимость заложить собственный дом, мистеру Беллмену, конечно. Поговаривают, что вечерами где-то проходят запрещённые кулачные бои, до первой крови, а по утрам мужчины приходят на работу с расквашенными носами и подбитыми глазами и рассказывают о падениях с лестницы и некстати встретившихся дверных косяках. Викарий публично поклялся найти и разоблачить организаторов этого непотребства.
Каждый может вписать себя в историю этого города. Решайтесь и… добро пожаловать в Эрби!