В феврале 1972 года, т.е., … минуточку… 45 лет назад по ТВ состоялась премьера семисерийного фильма "Тени исчезают в полдень". Как раз в тот год все зачитывались недавно вышедшим одноименным романом Анатолия Иванова, а тут - сюрприз! Кстати, сейчас, из далекого, но не то, чтобы уж очень «прекрасного далека», можно однозначно сказать - это тот редкий случай, когда первооснова много хуже.
Сериалами тогда советский народ избалован не был, знаменитые "Мгновения" выйдут только через два года, правда, пару лет назад уже с огромным успехом прошел "Адъютант его превосходительства", еще раньше - "Вызываем огонь на себя" и "Операция "Трест"...
Ну, что можно сказать? Все, кто "родом из детства", хорошо помнят этот сериал: он отличался изумительной искренностью, выпуклостью отлично прописанных образов, потрясающей актерской игрой и какой-то подкупающей наивностью. Сейчас, конечно, смешно наблюдать за "борьбой" с Советской властью Устина Акимыча и Пистимеи - тут стожок сена свистнет, тут коварство с влюбленным председателем учинит... Ну и пусть! Но как, сука, захватывает! Под конец все герои, включая и отрицательных, становятся членами твоей семьи и финал седьмой серии воспринимается как личная трагедия. После было множество сериалов-аналогов: "Вечный зов", "Строговы", "Соль земли" и т.д., но ни один из них уже не сумел повторить феноменального успеха "Теней"... ну, разве что, "Вечный зов" тех же режиссеров чуть приблизился.
Кстати, "Тени.." и сейчас смотрятся вполне прилично - и во многом благодаря актерам, из которых, к сожалению, в живых сегодня можно упомнить только женщин: Галину Логинову - маму Миллы Йовович, Ирину Борисову, Ольгу Науменко да Галину Польских. Но это, если не ошибаюсь, практически все, увы! Последней трагически ушла Александра Завьялова. До неё - Петр Вельяминов - человек удивительной культуры и судьбы, потомственный столбовой дворянин. Еще до него - Валерий Гатаев - Фрол. Не упомянуть сногсшибательных Бориса Новикова и Сергея Яковлева в звездной роли Устина Акимыча - просто невозможно. Это - дорогого стоит.
"Отвороти глаза, Федька!.." "Сжечь бы этот их хлеб, чтобы дымом вонючим заволокло всё небо!" "Загремим под панфары!.." "А я так думаю, дядя Илья, что глаз божий тебя уже коснулся, хоть ты этого еще и не чуешь..." Ну и, конечно, та самая знаменитая и пронзительная мелодия: "Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву..."
Просто сказать - «сейчас так кино не делают» - глупо. Была другая страна и другие ценности. Но как-то логически складывается, что те ценности были куда весомее и значительнее нынешних, или даже попросту несопоставимы, как невозможно всерьез сравнить блокадное детство и упертый из портмоне ваучер. Как-то так…