Пять причин вспомнить... "Жанна Д`Арк" 1999 г

Mar 01, 2017 09:04

Сегодня «Русскiй КинографЪ», продолжая придерживаться в рубрике «Пять причин вспомнить…» того постулата, что лучшее зарубежное кино снималось в 90-х и в конце 90-х же умерло, предлагает упомянуть фильм Люка Бессона «Жанна Д`Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc) 1999 года.


Причина первая. Безусловно - один из последних фильмов-«грандиозо»  уходящего сто- и даже тысячелетия, которые нужно и - чего уж там! - обязательно надо было смотреть на большом экране. И - так уж вышло - последняя значительная картина Маэстро Бессона, до того порадовавшего нас «Голубой бездной», удивившего «Никитой» и окончательно убившего наповал «Леоном». «Жанну» не поняли. «Жанну» разругали, а некоторые даже и оплевали, после чего разочарованный Бессон и вовсе на долгое время забросил режиссуру, ударившись в продюсирование. Если вы чего-то еще не поняли о 90-х или искренне полагаете, что и сейчас Запад способен делать Большое Кино, - посмотрите «Жанну Д`Арк». Почувствуйте разницу между Истинным Стилем и, например… хе-хе… «Бен Гуром» окончательно разучившегося снимать что-то кроме рекламы зубного порошка мистера Бекмамбетова. После просмотра не покидает чувство удивления - неужели восемнадцать лет назад все хулители и критики «Жанны» были настолько «приемшись» и слепы, что не разглядели того самого «большого», которое, как известно, видится только на расстоянии?… Только это их и оправдывает - и то далеко не сполна.
Причина вторая. Милла - в пик своего расцвета, Милла, уже очаровавшая всех в «Пятом элементе», но еще не докатившаяся до «Обителей зла»… Милла еще с лицом юного непорочного ангела, а не искушенной Femme Fatale. В «Жанне» она - как будто в перманентной лихорадке, словно в полусне. Живая игрушка. Небесное создание, в силу чрезмерной болезненной религиозности и чрезвычайных обстоятельств сумевшее стать символом своего времени, и так же - в силу тех же обстоятельств - преданное теми, кому стала не нужна. Слава Богу, Бессон не стал делать героического байопика - со всей сопутствующей этому жанру атрибутикой: она была неграмотной крестьянкой, но когда пришло время… патриотка… умру за своего короля… за Францию… бла-бла… По Бессону Жанну нес случай, Провидение, интриги «сверху» и религиозный экстаз, в котором прекрасная Йовович столь же прекрасно пребывает весь фильм. И такая трактовка, надо сказать, тоже прекрасна!


Причина третья. Если вы думали, что знаете, что такое батальные сцены «за деньги» и не видели «Жанну Д`Арк» - хочется вас, как говаривал Глеб Жеглов, «огорчить до невозможности»… ибо вы не видели настоящей средневековой войны. Таких орудий «в действии», такой кровищи, такого «запаха напалма по утрам», такого ужаса до Бессона, ежели задуматься, еще не снимали. За год до «Жанны» Спилберг поразил всех кошмарами войны почти современной в «Спасении рядового Райана». В 1999-м точно так же поступил Бессон, и поверьте - даже если вам глубоко наплевать на Миллу (ну так… к примеру…вкус, скажем, другой…) и на причины, побудившие её пройти собственным путем на собственную Голгофу, - то «Жанну» следует посмотреть хотя бы ради  сцены штурма средневековой крепости. Это, знаете ли, дорогого стоит!
Причина четвертая. Не идеализируете Средние века. Это было жуткое время. Время немытых тел, редких желтых зубов, болезней, невежества, религиозного фанатизма и грязи. Примерно то же, что сделал в 1999-м Бессон, после до эталонной стерильности довел Герман в «Трудно быть богом». Посмотрите оба этих фильма (ну, можно еще, например, «Плоть и кровь» Верховена) и поблагодарите Создателя, что живете здесь и сейчас. В времена Жанны вы бы прожили значительно меньше и - хорошо еще - если б покинули этот мир естественным путем и безболезненно. Впрочем, шансов на это практически не было ни у кого.
Причина пятая. Актерский состав в «Жанне Д`Арк» силен именно своей интернациональностью и любопытным кастингом. Перечислим только самое занятное:
- Джон Малкович - как и Милла, он здесь на пике карьеры. Уже позади «На линии огня», «Воздушная тюрьма» и «Человек  железной маске», только что вышел экспериментальный «Быть Джоном Малковичем», где в голову Малковича как на экскурсию заходят Джон Кьюсак и Кэмерон Диаз. Это уже - культовый статус, в каковом Малкович и пребывает в «Жанне Д`Арк»;
- Дастин Хоффман в роли то ли Бога, то ли Сатаны, то ли Совести Жанны (тот самый сценарный наворот, за который Бессону более всего досталось от критики)
- три бесподобных француза в зубодробительном «трио» сподвижников Жанны - Паскаль Грегори, Венсан Кассель и Чеки Карио. Ну - красавцы, чего там!

- отдельно хочется отметить англичанина Винсента Ригана. К тому времени мы уже видели его на VHS в популярном тогда боевичке a-la Тарантино «Братва», много после он стал известен как исполнитель одной из главных ролей сподвижника Джерарда Батлера в «300 спартанцах». Белые от ужаса глаза Ригана, когда он понимает, что безумная попытка осады Орлеана столь же безумной Жанной сейчас увенчается успехом, - это надо видеть!


К слову сказать, актеры в «Жанне» хороши все, никто не переигрывает, не «изображает» и - уж тем более - полностью отсутствуют «ряженые» (вечная беда российского кино, в котором - как ни одень боярина или холопа, а всё одно - ряженый!). Прически, лица - полная  аутентичность. Главное достоинство исторического фильма - когда понимаешь: вот таким и было то время! После Бессона французское средневековье только таким и представляется.

Одним словом, «Жанна Д`Арк» - как раз то кино, которое помнишь и которое хотя бы раз лет в десять и хочется пересмотреть, и нужно пересмотреть, и в очередной раз получить море удовольствия. Теперь такое кино уже не делают, так умели только в 90-е!

Девяностые, Это просто праздник какой-то!.., Любимы и забыты

Previous post Next post
Up