Пять причин вспомнить... "Мутанты" (1997)

Jun 06, 2017 15:25

Фантазия авторов голливудского кино 90-х поражает: каким-то непостижимым образом они умудрялись, используя существенный скачок в возможностях компьютерных технологий, выдумывать даже не новейшие сюжетные навороты, а и сами идеи, и, объединив всё это в один «компот», выдавать ежегодно по несколько качественных проектов, удивляя и радуя мировое киносообщество. Сейчас же ощущение такое, что «люди кончились». Или мозги у всех кончились. Или требовательные зрители преставились в конце «нулевых», массово подавившись чипсами под  Гарри Поттера. Делаются только римейки римейков. Или перезапускаются старые франшизы. Что - по сути - одно и то же.  В 90-е же же таким «находкам» никто особо не удивлялся - это воспринималось как само собою разумеющееся.  Это ж фабрика грез, мать твою, это - в порядке вещей. И даже средняя по качеству поделка смотрелась вполне мило - если это не откровенный трэш с каким-нибудь Лоренцо Ламасом или Марио Ван Пибблсом.
             Одним из таких «негромких», но примечательных фильмов был «Мутанты» (Mimic) 1997 года.

Уговаривать пересмотреть его (если кто-то еще не сподобился) - проще пареной репы, поводы для того, чтобы сделать это лежат на поверхности. Вот они.
             Причина первая.  «Мутанты» - первый голливудский проект Гильермо дель Торо. Уже снят  заслуживший признание в Мексике и замеченный в Голливуде малобюджетный ужастик «Хронос». Впереди - «Хребет дьявола», «Лабиринт фавна» и целая куча типичной американской халабуды нового тысячелетия вроде «Тихоокеанского рубежа». Вундеркинд, отдавшийся во власть синема с 10 лет, сумел привнести в мировое кино свой взгляд на вещи и изрядно напугать даже привычного зрителя, а хорошая привычка выходца из страны «третьего мира», экономя, делать добротные вещи, всегда приветствовалась большими боссами. «Мутанты» с бюджетом в 30 млн$ смотрятся значительно дороже, сними их кто-нибудь сейчас - едва ли уложился бы даже и в 50.


Причина вторая.   Если у вас инсектофобия и вы содрогаетесь от одного только вида таракана, клопа или божьей коровки - ищите «Мутантов» на просторах Инета, об остальном позаботился Гильермо дель Торо, воплотив в жизнь все ваши ужасы. Еще будучи ребенком, АвторЪ, ловя бабочек на просторах Приморского края, обратил внимание на их жуткие мордуленции. Иными словами - бабочки - не те, чем они кажутся. Что уж говорить о гигантских зловещих тараканах, оккупировавших в фильме нью-йоркскую подземку. Да, такого, судыри, вы еще не видали, разве что в «Мухе» Кроненберга очаровательный мухомутант предстал во всей своей красе, а «Мутанты» подняли эту планку на недосягаемую высоту. «Мистер Смешные ботинки» ждет вас, любители натуралистических ужасов. Это вам не какой-нибудь потешный Фредди Крюгер, здесь иной счет, в известной мере - даже интеллектуальный. Кстати, занятное совпадение - в том же 1997 вышел еще один «насекомый" фильм - «Звездный десант» Верховена, в котором любой инсектофоб - помимо дежурного панического ужаса - смог проникнуться еще и ненавистью к жукам. Лучшая фраза - «Простите, что не смог  убить еще жуков для вас, сэр!» - окончательно закрыла тему.


Причина  третья.   Продемонстрировав в 1992 году своих динозавров, Спилберг открыл новую эпоху. С помощью компьютеров мы избавились наконец-то от резиновых инопланетян, пористых как шоколадные батончики  Годзилл, кукольных монстров и одетых в костюмы Кинг-Конгов рослых мужиков.  Спецэффекты в «Мутантах» предельно реалистичны, во всяком случае, сейчас фильм смотрится совершенно нестыдно, и уж точно - никто не скажет, поморщась, «старье», хоть с выхода на экраны прошло уже двадцать лет. А вот потому что снимать умели в 90-х - раз, но использовали технологии как «приправу» к фильму, а не наоборот - как сейчас. «Мутантам» дель Торо в неглупой сценарной «подкладке» точно не откажешь, тем более, что среди авторов числится и Роберт Родригес,  а в главной роли задействована тогдашняя пассия Тарантино - Мира Сорвино - китаистка, выпускница Гарварда с коэффициентом IQ140, что гарантировало зрителя от созерцания глупой визжащей девки. Тоже, знаете, изрядное достоинство.
          Причины четвертая и пятая.  Вот это объяснить будет сложнее всего, но попробуем… Американское кино 90-х качественно отличается от Голливуда нынешнего самим подходом. Если Спилберг и сделал свой «юрский» аттракцион, то задав такой уровень, что и двадцать пять лет спустя на нём «покататься» не зазорно. Как правило, в 90-х и к сценариям подходили с куда большей серьезностью, нежели сейчас, и дураков с прыщами вместо мозгов из зрителя не делали, и спецэффекты как сюжетный двигатель не использовали, а если и использовали, то ингредиентно, не пересаливая. Давайте без байды, не идеализируя: каждый месяц выходил фильм-два, которые неизменно оказывались в виде VHS на полке российских видеоманов. Пофантазировав, можно самому себе честно задать вопрос: вот как будто сейчас нет Интернета и даже DVD… Стали бы вы покупать кассету с «Красавицей и чудовищем»? Или со «Спасателями Малибу»? А - свят-свят - с «Чудо-женщиной»? А вот в том же 1997 вышли «Адвокат дьявола», «Пятый элемент», «Секреты Лос-Анджелеса», «Люди в черном», «Без лица», «Воздушная тюрьма»… Мало? Тогда еще: «На грани», «Шакал», уже упоминавшийся «Звездный десант», «Лучше не бывает», «Донни Браско», «Контакт»…Всё, одна из ваших полок кончилась, места больше нет. Что это - концентрация лучших умов и сил Голливуда, чтобы выложить все свои возможности именно в одном году, или всё же закономерность? А теперь давайте возьмем, например, 2016 год… Так-так, чем нас порадовали? «Зверополис»… Ну ладно, с кетчупом «МахеевЪ» потянет. «Ла-Ла-Лэнд»? Средненько, просто «Оскара» больше вообще давать было некому.  «Прибытие»? Твердая тройка - если не уснуть посередине действа. «Доктор Стрэндж» и «Фантастические твари…»? Сорри, мне чуть больше шестнадцати… «Пассажиры»? Тоже на «троечку», никак не выше. Всё, судыри, привет семье! Плохой год? Да нет, обычный, скоромный. Просто кино уже не то. А вот как раз «Мутанты» это и доказывают.
        Нет? А вы посмотрите!..

Девяностые, Это просто праздник какой-то!.., Кино-вино и домино

Previous post Next post
Up