Oct 05, 2019 23:09
На днях я решил попробовать ремастеры Shenmue на PS4 и, как это обычно и бывает, заодно глянул что писали в прессе про Shenmue 1-2 во времена, когда они еще были актуальны. Как это обычно и бывает, в итоге пролистал не только статьи про них, но и про некоторые другие игры тех времен.
Сразу нахлынули воспоминания о номере "страны игр", в котором было прохождение Baldur's Gate то ли до Берегоста, то ли до Нашкеля. Другой источник информации об игре - рецензия из "навигатора". Этих двух статей, в лучшем случае дававших лишь общее представление о механиках (потому что к прохождению прилагалась, очевидна, перепечатка части руководства BG с описанием, кажется, магии и нюансов развития персонажей), мне хватило, чтоб возжелать BG всем сердцем, хотя у нее не было полноценных аналогов, поэтому я слабо себе представлял, что она такое на самом деле.
У меня нормального интернета не было года эдак до 2005 (кстати, в том доме, в котором я жил, до сих пор интернет так себе. 2019 год, Санкт-Петербург, как вы там, потомки?), поэтому основным источником хоть в какой-то степени достоверной информации об играх для меня были журналы, которые я обычно и не покупал. Сразу скажу, что одноклассники - это источник недостоверной информации, потому что меня убеждали, что в Fallout 2 можно починить мотоцикл. Даже в 90-х было лучше - тогда по федеральным каналам показывали "От винта!" - вот времена-то были.
В общем, информации об играх практически не было, поэтому ожидания были околонулевыми. Прочитав, условно, в выпуске за 2000 год, что весной 2001 выйдет Fallout Tactics, можно было с марта каждый будний день приходить в местные лавки и спрашивать - ну, вышел Fallout Tactics или как? Что выйдет, когда выйдет, каким это будет - ни малейшего понятия. В лучшем случае - увидишь новый диск на полке и спросишь - игра-то новая хорошая? Хорошая. Ага, да у тебя всегда все хорошее.
Дефицитные статьи из СИ, НИМ, ИМ, УЧУ и т.п. были единственным мостиком, связывавшим меня с существующим где-то там, непонятно точно где миром игр. Понятно, что журналы как правило скармливали читателям восхитительную чушь под видом превью, ревью и прочих ценных мнений. Можно не быть в курсе событий, но откровенный порожняк виден за версту: как в художественном, так сказать, плане, так и по части фактов. Но все это стоило того, потому что давало чувство сопричастности.
Мне давали посмотреть на игры, про которые я никогда ничего не слышал, для платформ, которые у нас никто не продавал. Странные были времена, зато каждый паленый диск фаргуса или триады (коль скоро лицензия в джевелах в самом начале нулевых была еще относительной редкостью) ценился на вес золота.
Ну а сейчас магия неприступности и неизведанности уже много лет как развеялась. Старые игры все доступны - пара кликов мышкой - максимум через неделю все притащат и свалят тебе под дверь. Современные игры - еще хуже. Постоянно трейлеры, скриншоты, дневники разработчиков, беты, ранние доступы - если во все это окунаться, то уже и играть не захочешь.
Редкое исключение - Death Stranding, которая выходит уже через месяц, а у каждого, кто про нее что-то знает, почти наверняка где-то там, в глубинах подсознания, формируется тревожное предчувствие, что Кодзима не создаст никакой новый жанр, но, вероятнее всего, смачно облажается. Дело не в том, что я желаю зла Кодзиме - нет, просто пока проект, в котором ходишь по лесам и горам, раскладывая лестницы и доставляя посылки, не то, что на новый жанр не тянет - на достойную внимания игру не смахивает.
Ну и как-то это все довольно грустно. Конечно, с опытом приходит понимание, что от, допустим, Final Tales of Souls ничего другого ожидать не стоило - ни в плане графики, ни в плане сюжета, дизайна и т.п. Но есть еще игры, способные удивлять, увлекать так, что сидишь с утра до вечера, и давишь на кнопки, изучаешь мир, тыкаешься в каждый стол или тумбочку в поисках чего-нибудь интересного, пробуешь все, что можно и нельзя. У меня такими с 2015 года были Pillars of Eternity, Witcher 3, Red Dead Redemption 2, Original Sin 2, Age of Decadence, Into the Breach, Control, Nier: Automata, Prey, Tyranny. Немаленький список, который, наверное, можно продолжить. Но даже от таких редких (сколько тут - 2-3 игры на год?) действительно крутых игр желательно отгораживаться на этапе разработки.
Чтоб на релизе они тебя именно что удивляли, а не отыгрывали роль дежурного осеннего блокбастера. В это смысле, кстати, Death Stranding первоначальной загадочностью с последующим разоблачением предположительно голого короля выстрелила себе в колено: надо было до самого конца не показывать геймплей, не говорить о чем она, скрывать все, кроме роликов. Была б загадка - был бы интерес. А так - пффф, бегать по бескрайней поляне и писать на камушки - не, я пас.
Раньше - лет двадцать назад - такой проблемы бы не было. Приходишь в магазин - о, а что такое Death Stranding? А это новая бродилка от автора MGS. О, давайте. И все. А теперь смотришь на эти потоки неинформативной "информации" - и аж тошно. Раньше было веселее.