DooM, как много в этом слове. В первые две части в силу своего возраста и возможностей довелось впервые поиграть только на работе у родителей и исключительно во вторую часть. DooM 2 показался на тот момент сложным и менее веселым, чем тот же Heretic, соседствующий ярлычок рядом с DooM2 в папке Games. Год был, наверное, 1996. Поэтому олдскульные шутеры для меня были еще диковенкой и в них плохо разбирался. Еще в это же время помню, как мальчишки со двора делились своими впечатлениями от битвы с боссом из второй части, впервые услышал магическое слово IDDQD дающее бессмертие и про насажанную на кол голову Ромеро узнал от них же :)
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/30666/30666_900.jpg)
Мое личное полноценное погружение в мир DooM произошло с релизом третьей части. Мне очень понравилась мрачная атмосфера и сеттинг, неуловимо отдающий дилогией Чужих. (Занимательный факт, но именно первый часть серии изначально задумывалась как игра во вселенной чужих) Кармак же обещал и вовсе революцию в графике (почти не соврал, DooM на какое-то время создал тренд, как должны выглядеть шутеры от первого лица). А к релизу игры в 2004 обновил видеокарту, как сейчас помню это был Radeon 9600 pro, запускал игру на честных средних настройках в 800х600 с приемлемым для игры фреймрейтом (думаю на уровне 30-40 fps и тогда это было достойным результатом). Игра действительно поражала своей передовой графикой: освещением, особенно удались динамические тени (не удались разве головы ученых, гы-гы), общая атмосфера безнадежности также пришлась по душе и отлично обыгрывала само название игры. Потом вышел аддон «Resurrection of Evil», который мне понравился уже меньше оригинала - делала его другая студия. Элементы хорорра были практически вырезаны из «продолжения» и это стало ощутимым минусом для меня. Cама механика также потерпела изменения: добавили артефакты влияющие на геймплей, а еще зачем-то у протагониста появилась гравипушка прямо как у прямого конкурента в то время, а именно Half-Life 2, но там хотя бы позволял физический движок havoc продемонстрировать всю красоту разлетающихся в разные стороны объектов, в то время, как в Doom 3 мы ограничивались киданием взрывающихся бочек в импов... Очень странное решение. Но из приятных нововведений могу отметить, что культовая двустволка дебютировала в трехмерном DooM именно в аддоне. Впрочем, если брать классическую серию, то данное оружие появилось тоже не сразу, а лишь в продолжении, т.е. в DooM 2.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/30906/30906_900.jpg)
Шло время, и тут негаданно-нежданно в 2008 был анонсирован перезапуск DooM, (который в последствии по слухам переделывали с нуля после неудачных наработок. Вроде был ролик в сети демонстрирующий непонятный симбиоз Call of Duty и KillZone. Не такое возвращение ждали фанаты). Изначальная концепция была ближе ко второй части, все основные действия разворачивались на земле. Но то что мы получили в 2016 это самый прямой и до мелочей выверенный ремейк первой части: враги, оружие, боссы - с любовью воссозданная классика.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/31019/31019_900.jpg)
Что из себя представляет DooM 2016 года? Это тупой прямолинейный шутер с незамысловатым сюжетом, без регенерации здоровья, с современной игровой механикой и приятной графикой. И это, черт возьми, прекрасно! Игрокам давно не хватало ничего подобного. Да, от хоррора не осталось и следа, за что я любил третью часть, но DooM в том виде, в котором он вышел это больше про дань классики, а не судорожные перебежки с фонариком от одной комнаты к другой. Впрочем, тему хоррора на марсианской базе третья часть раскрыла полностью. И разработчики видимо справедливо решили, что самокопирование на новых технологиях не лучшее решение. Что же касается нового пришествия DooM, то в самые мясные моменты игры чувствуешь себя игроком в Deathmatch в каком-нибудь Unreal. Игра дарит схожие ощущения, когда стоять на месте смерти подобно, а каждый твой прыжок с последующим выстрелом либо убивает врага, либо в случае промаха умираешь ты сам. Что еще роднит новый DooM с играми ушедшего поколения - каждое мясное столкновение приводящее к смерти игрока отбрасывает аккурат в самое начало рубилова, а такие баталии под конец игры могут похвастаться завидной продолжительностью, игра явно подкидывает chellenge и напоминает избалованным игрокам коридорными-тирами-шутерами, что смерть в игре это больно и весьма неприятно. Ох, какие забытые чувства! Причем игра элегантно балансирует не опускаясь в лютый непроходимый хардкор. Играть весело, но стоит немного зазеваться - добро пожаловать в самое начало сражения. Не даром в одной из загрузочных подсказок было написано: «Жизнь - это движение», как нельзя емко описывает здешнюю игровую механику.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/31428/31428_900.jpg)
Кампанию прошел за 13 часов. На свой системе (Конфигурация: Core i5 2500k @4Ghz, 16gb DDR3, Geforce 770GTX, HDD. Windows 7 x64 Ultimate SP1, nVidia 351.19, physX 09.15.0428) на высоких настройках, кроме теней (средние) и с fxаa сглаживанием получил среднее фреймрейт на уровне 50, впрочем, fps опускался порой и до отметки 40 и это было заметно сильнее, но времени отвлекаться попросту нет - смотреть на частоту кадров, когда на тебя бегут два Пинки, рядом левитирует Какодемон, а вдали в тебя запустил огромный фаерболл сам Барон ада? Непозволительная роскошь. Играть в DooM из-за своей геймплейной скорости нужно исключительно на ПК с мышкой, тот редкий случай, когда это действительно оправданно + канонично :P Купил DooM на физическом носителе, что делал очень редко в последние года два. В целом оптимизация шикарна и на какой-нибудь Geforce 970 идет в стабильных 60 fps на Ultra. Но какой DooM без «тормозов»? Так что несущественные просадки частоты кадров на моей системе воспринимались как дань ностальгии :)
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/31547/31547_900.jpg)
Отдельно бы выделил музыку. Композитор Мик Гордон написал действительно адское звучание: тяжелые гитарные риффы в купе с хлесткими электронными вкраплениями (созданные кстати не без помощи советского синтезатора «Поливокс», про что Мик рассказывает в дневниках разработчиков.), создают правильное настроение под которое крошить адских упырей невероятно приятно.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/31865/31865_900.jpg)
Пытаюсь найти минусы в игре, но не могу их припомнить. Мы имеем отличную графику, бешеный геймплей, расчлененку, отсутствие затянутых диалогов, хорошую оптимизацию (правда игра во время всего прохождения три раза вывалилась на рабочий стол, но думаю поправят патчами), отличный дизайн уровней, монстров и локаций, есть отсылки к прежним частям серии, что еще нужно для полного счастья? BFG? Есть в наличии.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/32058/32058_900.jpg)
Говорят, сейчас ID хочет возродить Quake (что потенциально может подвинуть релиз продолжения DooM), но хочу отметить, DooM 2016 года очень похож на некий ядерный микс Quake (механика) с Doom 3 (дизайн). Тут есть даже похожий на strogg'a чувак с оружием вместо руки, а двери в игре напоминают оные из Quake 4. Сильной потребности в Quake 201x пока не вижу. Впрочем, уверен разработчики смогли бы удивить, например сделав новый Quake более мрачным, с упором на suspense, что создало бы заметный контраст на фоне последнего-актуального творения, где ад представлен в ярких тонах, а у главного героя не редко в руках бензопила разрывающая вражин на мелкие и не очень ошметки под забористый аккомпанемент гитарных запилов. В новом DooM главный акцент сделан на FUN, а не атмосферу. Взглянуть на противоположную по настроению игру от ID лично мне весьма любопытно.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/32449/32449_900.jpg)
Но сейчас хочу продолжение именно DooM! ID подарите мне, пожалуйста, DooM: Hell on Earth :) Пусть даже в качестве DLC. Doom'a много не бывает!
p.s. Моя DooM коллекция:
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/32599/32599_900.jpg)
p.s.s. Если в свойствах ярлыка задать параметр запуска +com_skipIntroVideo 1, как не трудно догадаться это позволит миновать начальные заставки. Весьма удобно.
p.s.s.s. Бонусом оригинальные cover art'ы DooM1,2 в высоком разрешении.
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/33117/33117_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/33459/33459_900.png)
- - -
Без логотипов и с лучшей контрастностью:
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/32806/32806_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/madalex_days/16599226/33579/33579_900.jpg)
Click to view