Итак, в первые несколько пост-выборных дней стороны сделали по паре ходов.
В принципе, эти ходы обеих были ожидаемыми:
- протестующие показали готовность выходить на улицы под дубинки и резинострелы;
- Батька показал готовность пиздить вусмерть протестующих силовиками и мордовать их по застенкам.
В ночь на понедельник обе стороны сработали штатно, явив оппонентам домашние заготовки и взаимно не принеся противной стороне никаких сюрпризов. В дореволюционных (сорри, уточню: до революций 1917 года) книгах за такой расклад написали бы как-то так: «Стороны остались довольными друг другом». Прогнозируемость - важная черта в любом деле, да.
Потом пару ночей стороны расширяли франшизу на второстепенные и третьестепенные локации. Каждый отрабатывал свою программу честно и вдохновенно. Каждый считал, что удаляет оппонента от цели, какой бы себе её не представляли оппоненты. Такой себе «win-win». Условно по очкам повели протестующие, которые не давали силовикам наслаждаться well done job, парализовав работу обезьянников с тюрьмами и, вызывая волну эмпатии, активировав забастовки. Видимо, в этот момент у кого-то из верхушки силовиков папы Коли и начало всплывать слово из советского школьного кружка по шахматам - «Пат».
Да, быстрой победы никто не получил.
Зациклить процесс и еженощно избивать и паковать молодняк - перспектива для силовиков не ахти: закрытие десятка тысяч протестующих даже на 15 суток, вряд ли, заставит их отступить.
Зациклить процесс и еженощно терять тысячами своих раненными, арестованными и убитыми, гоняя слоников в фулле - перспектива для протестующих не айс: физическая загнанность ОМОНа и ВВ, вряд ли, заставит их отступить.
Поэтому стороны перешли к следующему этапу. Каждая к своему, понятно.
Протестующие (хотя бы на данный момент) демонстрируют стратегию мирных и ненасильственных процессов:
- массовые мирные акции протеста (шикарный, кстати, ход с чисто женскими протестами) должны заставить Батьку отступиться перед лицом «всего прогрессивного человечества» (тм);
- массовые забастовки (привет от государственного капитализма в Беларуси) должны, ударив по карману, попасть в сердце.
Силовики (хотя бы на данный момент) демонстрируют стратегию :
- отказа от массового присутствия возле митингующих;
- сдерживания;
- точечных задержаний.
Оценим эти стратегии.
Первый компонент стратегии протестующих исходит из ложных представлений о важности легитимности для папы Коли. На самом-то деле, на легитимность на Западе и среди «мирового сообщества»(тм) Лукашенко глубоко наспать - он после референдума, вроде, 1995 (или 1996, не суть) года нелегитимен. Дядька 25 лет в бизнесе непризнанных Западом диктаторов!!! И что? Да пох ему. Сейчас его поздравили 2 его основных партнера-легитимизатора - главы КНР и РФ. Для его легитимности - овердохуа. Ну, пойдёт по vagina некая нормализация с Западом, которая произошла за счёт предоставления переговорной площадки для Нормандской четверки. Жалко, конечно, но ситуация лишь откатилась к 2014 году: не были в нормальных - нех и привыкать.
Поэтому легитимность на Западе - вопрос третичный (если не ниже). Сами по себе нынешние мирные протесты не несут никакой угрозы режиму Лукашенко. Самомнению и ЧСВ - да, наносят огромный урон: «Як не батько? Як пішов на хуй?». Но это психиатрия, а не политика.
Вечерние променады с лозунгами, хороводами и цветами - охренительно красиво и очень классный тимбилдинг, но не приближают к краху режим. Наблюдатели из РФ говорят о некорректности сравнений РБ-2020 с Майданом, но пока полтора месяца он был в празднично-выходном формате (с многосоттысячным концертом ОЕ и визитом Байдена) - власть особо не чесалась (со старта сбить напором не вышло и стороны разошлись по углам), ибо концерты и массовые скандирования, в общем-то, никакого давления не оказывают. Ну, Западные дипломаты нервируют, «раздавая печеньки» (с), но это приемлемая плата, не?
Парламентская оппозиция начала переговоры о начале переговоров с властью и, в общем-то, всё начало затихать. Это было очевидно всем и сошло бы на нет, превратившись за полгода во фрик-шоу, если бы «агрессивное меньшинство» (тм) не спровоцировало власть на силовое противостояние (интеллект власти оставим за скобками, ибо дважды применила силу, кхмм, не разумно и без четко поставленной конечной цели, а уж побудившие на это причины - тема докторских по психиатрии). Так вот, протест в РБ сейчас находится на стадии Майдана декабря 2013:
- силовой разгон был, но лишь мобилизировал протестующих;
- власть замерла в выжидательной позиции;
- акции протеста массовы, мирны и красивы;
- протестующие полны решимости и веры в себя.
Через месяц-другой, если Батька не поднимет статью с пола или ему не прилетит какой-то чёрный лебедь, протест начнет перегорать и выдыхаться. Студентов и учащихся, например, будут дополнительно прессовать за прогулы те же люди, кто посчитал Саше 80%. Да и акции в дождь и снег будут менее помещаемыми, чем аналогичные жаркими летними днями и тёплыми августовскими ночами. Если протест не получит качественно нового импульса - он обречен. Точку бифуркации при угасании протестов Майдан прошёл в направлении силового противостояния. Могу ошибаться, но, думаю, белорусы не пойдут по нему в силу ряда причин. Поэтому - либо будут найдены болевые точки для существования режима, либо протесты затухнут. С этим компонентом протестов стратегия силовиков справляется. Не лезть и дать перегореть. Протестующих спасёт лишь переворачивание доски с шахматами и начало другой игры по иным правилам. Только акциями протеста не выиграть.
Второй компонент стратегии протестующих интереснее и именно он выскакивает из-за поворота тёмной лошадкой, которая может взлететь черным лебедем.
Да, да. Это местная белорусская специфика - забастовки. Чего не было в Украине - того не было. Забастовками у нас давят на собственников и не часто эти собственники у нас государство. Но в Беларуси всё иначе. Нынешняя система собственности в РБ - это в большей мере отголосок государственного капитализма в СССР, чем у нас в Украине (хотя и у нас хватает госсобственности - частенько плохо управляемой госсобственности). Власти РБ, где большая часть промышленности либо в госсобственности, либо аффилирована с властью, весьма уязвимы к массовым (!!!), долгосрочным (!!!) забастовкам на многих(!!!) локациях. Вот тут и может найтись смерть Кощеева, но пока оценить людскую массовость и массовость локаций, а уж, тем более, сроки забастовок проблематично. Если они не будут иметь вышеуказанных двух характеристик, то локально проблемы вполне решаемы путём увольнений и введением в игру штрейкбрехеров. Вон Тетчер смогла побороть свои трейд-юнионы даже вполне законно, хотя они были лучше подготовлены к забастовкам, чем (спонтанные?) всплески в Беларуси.