Хроника уличных боёв в Москве и Петрограде 1917. Штурм Зимнего (2)

Mar 14, 2007 18:04

Полученное в Петропавловской крепости донесение о сдаче штаба ошибочно принимают за долгожданное известие о добровольной сдаче Временного правительства. Подвойский и Антонов-Овсеенко, не зная реальной обстановки, срочно выезжают в Зимний.

До начала штурма остаётся два часа.

На горбу моста через Зимнюю канавку на Милионной автомобиль останавливают пикеты павловцев и красногвардейцев с Охты и Выборгской стороны:

- Куда ж вы! Там юнкера!
- Так ведь временные сдались?
- Ну да! Нас сейчас из пулемётов как шарахнули, поезжайте обратно, только штаб сдался.

После выяснения обстановки Подвойский поворачивает обратно в крепость, а Антонов-Овсеенко остаётся среди павловцев. В это время комиссар ВРК Чудновский на свой страх и риск абсолютно свободно проходит в Зимний на переговоры. Ударницы и юнкера пропускают его. Представители прравительства отказываются разговаривать с Чудноским. Его миссия практически провалена, но, обладая фотографической памятью, Чудновский чётко запоминает расположение комнат, где ему удалось побывать и передаёт сведения в штаб восставших. Со стороны Невы в Зимний по приглашению юнкеров проходит прапорщик Павловского полка Дашкевич. Он убеждает юнкеров оставить позиции и разойтись. По приказу начальника охраны Зимнего, Дашкевича арестовывают на выходе из Детского подъезда, но затем отпускают, правда уже на площадь. Так за короткое время Дашкевич проводит разведку практически всех помещений первого этажа Зимнего. Позже сведения Чудновского и Дашкевича помогут при штурме.
Юнкера и казаки всё чаще собираются на стихийные митинги, требуя от министров объяснить их положение и дать оценку ситуации. Вместо этого Временное правительство в 9 часов вечера отдаёт приказ "отбить штаб". Направленный к штабу отряд юнкеров через сто метров окружён и разоружён красногвардейцами и павловцами, которых во много раз больше. Следующей вылазкой осаждённых в Зимнем стала попытка "ударниц" занять позицию на штабеле дров вокруг Александровской колонны. Они были обстреляны из броневика и поспешно ретировались.

После неудачных вылазок временное правительство шлёт депеши к фронту и провинции. в Могилёве генерал Духонин чёрной бранью высказался о Петроградских военных властях, и это было единственным его ответом. Во Пскове командующий северным фронтом, генерал Черемисов, заявил о своём нейтралитете и подчеркнул, что большого количества войск для города всё равно дать не может, "так как настроения большевиков в частях сейчас очень сильны, а их влияние велико". Генералы советовали Временному правительству держаться и ждать войск, которые скоро прибудут. На деле выступило лишь три самокатные роты, задержавшиеся на станции Передольская. Пауза затягивалась. Нервы с обеих сторон были напряжены до предела.Как и бывает в реальных обстоятельствах, штурм Зимнего начался сам по себе. И начала его не носовая пушка крейсера "Аврора", и по большому счёту даже не Петропавловская крепость.

Залп "Авроры".

В половину десятого вечера на площади вспыхнула стихийная перестрелка. Именно услышав отголоски беспорядочной винтовочной пальбы, комиссар Петропавловской крепости отдал приказ дать сигнал на штурм. В 9 часов 40 минут из знаменитой сигнальной полуденной пушки Петропавловской крепости был сделан холостой выстрел. Именно красную вспышку выстрела заметили вахтенные на "Авроре". Комиссар Белышев скомандовал: "Носовое, пли!". Холостой выстрел с "Авроры" разорвал воздух.
На Дворцовой площади услышали оба выстрела, но сразу на штурм не пошли. Вместо этого осаждающие усилили огонь по единственной освещённой цели - баррикаде и окнам на первом этаже дворца. С баррикады отвечали короткими пулемётными очередями. Через 10 минут перестрелка затихла, и показались парламентёры с белым флагом. Это были казаки 14-го Донского полка, которые решили вернуться в казармы. Комиссар Павловского полка разрешил им выход с оружием. Опасаясь засады со стороны казаков, павловцы спрятали в Мошковом переулке броневик, но казаки мирно проследовали через расступившиеся порядки осаждающих.
В это время со стороны Невского в сторону Зимнего через оцепление пытается прорваться делегация из 300 гласных (депутатов) Петроградской городской думы, желающих защищать Зимний. "Мы пришли, чтобы умереть вместе с Временным правительством под развалинами Зимнего дворца", говорят депутаты. Матросы и красногвардейцы, стоявшие в карауле просто молча смыкают ряды. Помитинговав с полчаса, депутаты расходятся и возвращаются в здание думы на углу Невского проспекта и Думской линии. На площади воцаряется тишина. Это обнадёживает министров Временного правительства. Оно направляет в провинцию и на фронт телеграмму следующего содержания:

"Правительство в полном составе, за исключением Прокоповича, на посту. Положение признаётся благоприятным. Городская дума на стороне правительства. Дворец обстреливается, но только ружейным огнём и без видимых результатов. По-видимому, противник слаб. Из Ставки сообщают, что на выручку идут войска с фронта. Самокатный батальон ожидается ночью, а несколько полков утром".
Однако, несмотря на бодрые телеграммы, защитники Зимнего продолжают уходить. Через полчаса после ухода казаков присылают парламентёров ударницы женского батальона и школа прапорщиков Северного фронта. Юнкеров отпустили по домам, ударниц, чьё расположение находилось на станции Левашово, на ночь разместили в пустых Павловских казармах, где находился один из районных координационных штабов. Передышка на площади тянулась до 11 вечера, после чего началась самая эффективная и реже всего упоминаемая часть штурма Зимнего - артиллерийский обстрел. Он был скорее символическим, но в то же время очень действенным.

Артиллерийский обстрел.

Первой начала говорить отобранная в самом начале осады у юнкеров трёхдюймовая пушка с площади от Арки Главного штаба, которая сделала три выстрела шрапнелью. Два были перелётом, один разорвался над баррикадой, а стакан он него разбил окно и влетел в зал, произведя на осаждённых большое впечатление.
Со стороны Петропавловки выстрелили по разу две шестидюймовые пушки. Один снаряд был перелётом, второй разорвался в пустой комнате на третьем этаже здания и серьёзно встряхнул его. Но больше всего беспокойства и страха осаждённым в Зимнем доставили маленькие трёхдюймовые орудия, выставленные перед западной оконечностью Петропавловской крепости. Они открыли беглый огонь и сделали в направлении Зимнего 35 выстрелов шрапнельными снарядами. Из них до Зимнего долетел только один. Остальные рвались в небе над Невой. Но у защитников создавалось полное впечатление массированного артиллерийского обстрела Зимнего, полностью парализовавшего оборону и не дающего поднять головы. Разобрать, насколько опасен обстрел, мешали страх и неопределённость.

Тихий штурм.

Именно под прикрытием имитации артиллерийского обстрела десятки солдат и красногвардейцев стали проникать во дворец через раскрытые окна со стороны Милионной улицы, где после ухода ударниц и казаков было пусто. Часть красногвардейцев и несколько матросов добрались до Детского подъезда. Дальше сложилась много раз описанная в воспоминаниях ситуация. Первых красногвардейцев и матросов разоружали юнкера. Затем разоружённых становилось в несколько раз больше, чем конвоиров, и те сами складывали оружие. В 11:30 несколько матросов поднялись по маленьким лестницам на третий этаж и через вентиляционный люк вслепую бросили вниз гранату. Она разорвалась в Тёмном коридоре в паре метров от Малой столовой, где заседали министры Временного правительства. Взрывом легко ранило часового юнкера, которому сделал перевязку доктор Кишкин.

Штурм с площади.

Услышав огонь артиллерии, последние юнкера перешли с площади внутрь здания. Поняв, что противника на площади больше нет,ровно в час ночи, когда с момента проникновения первых штурмующих на первый этаж и занятия части первого этажа прошло уже полтора часа, Антонов-Овсеенко и Чудновский ведут основную массу наступающих через площадь внутрь дворца. Площадь подсвечивается корабельными прожекторами с Невы. Солдаты и красногвардейцы на ходу стреляют по окнам. Им отвечают из окон второго этажа. Несмотря на то, что перестрелка была довольно хаотичной, появились первые убитые и раненые.
Штурмующие вбегают внутрь через левый подъезд. На нижней площадке им преграждает путь цепь юнкеров с винтовками наперевес. Антонов-Овсеенко уговаривает их сдаться, и юнкера расступаются, бросая оружие. Толпа оттесняет их к стенам. На площадке второго этажа солдат и красногвардейцев встречают служители дворца, которые сами открывают двери и показывают кратчайшую дорогу к столовой, где заседает правительство. Кроме того, штурм ведёт Чудновский, который уже отлично ориентируется во дворце. Они проходят Малый фельдмаршальский зал, Белый зал, Золотую и Малиновую гостинные. В каждом зале на их пути встаёт цепь юнкеров, в каждом зале с короткой речью выступает Антонов-Овсеенко. и юнкера пропускают людской поток.
За всё время штурма Зимнему не было причинено ни малейшего урона, о чём и просили его смотрители. Уже тогда раздавались стихийные возгласы "сделать здесь музей". Исключение было только одно: солдаты буквально разгромили кабинет Николая Второго, убедившись, что Временное правительство решило оставить его после отречения царя, присвоив ему статус "мемориального". В Тёмном коридоре навстречу красногвардейцам выбежал Пальчинский, убеждая их, что достигнуто соглашение о прекращении огня и перемирие со Смольным. Но его просто уже никто не слушает.
В Арапском зале складывает оружие последняя цепь юнкеров. Антонов-Овсеенко спрашивает их:

- Где Временное правительство?

Юнкера показывают на дверь слева, ведущую в Малую столовую. Антонов берёт с собой 20 человек из первых рядов и рывком открывает дверь. Происходит очень короткий исторический диалог Антонова-Овсеенко и министра промышленности Коновалова:

- Именем Военно-революционного комитета объявляю вас арестованными!
- Член Временного правительства подчиняются насилию и сдаются, чтобы избежать кровопролития, - отвечает Коновалов.

В 1 час 50 минут штурм окончен. Чудновский передаёт телефонограмму по районам Петрограда, ставшую первым подведением итогов штурма:

"В 2 часа 4 минуты был взят Зимний дворец. 6 человек убито павловцев. Комендант Зимнего дворца Чудновский".
Другим документом станет подписанный протокол Антонова-Овсеенко:
"В 2 часа 10 минут ночи арестованы членом Временного революционного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Антоновым по постановлению комитета, контр-адмирал Вердеревский, министры Временного правительства (полный список с указанием должностей и фамилий). Прочие офицеры и юнкера обезоружены и отпущены по домам. Взяты три папки и портфель министра народного просвещения".

Затем министры под конвоем отправлены в Петропавловскую крепость. Зимний взят.

Также можно почитать:

Штурм Зимнего. Часть первая

Революция и гражданская война

Previous post Next post
Up