В Армении и за пределами ее очень часто звучат мысли о том, что надо так или иначе урегулировать вопросы, связанные с Арцахом. Причем, урегулировать на "нижнем уровне", так сказать, самим народам. Совершенно разумно предполагается, что надо начинать строить мост общения, ведь мы соседи и никуда от этого не денешься.
Построение этого моста начинается с интернета. Где, как не здесь, легко "добыть" соответствующего собеседника. Единственно о чем забывают люди - это о том, что любое общение должно подразумевать как минимум одинаково понятный язык этого самого общения, одинаковые проявления и реакции обществ, как выразился один из азер-ских юзеров, "иметь одинаковые понятия истины". Забывая об этом, тем не менее, люди допускают мысль, что раз мы соседи, значит, априори, говорим на одинаковом языке. Однако это далеко не так.
Позавчера на одном из азербайджанских порталов - риалазере - была выставлена статья под названием
"Полуголые азербайджанские певицы разгуливают по зарубежным сайтам". Статья эта, как ни странно, реакция на обсуждение
на армянском форуме миацум об активном внедрении в шоу-бизнес Азербайджана пошлости и вульгарности. Авторы статьи согласились с мнением армянской стороны, что уровень пошлости и вульгарности в шоу-бизнесе Азербайджана дошел до невероятных высот, и что с этим надо бороться, иначе профанация разврата принесет одни беды обществу.
Для многих с армянской стороны непонятны цели обсуждений негативов азербайджанского общества на армянский форумах. Но чтобы это понять, надо, прежде всего, учесть примерный характер среднестатистического азербайджанца, в дальнейшем называемом СА.
Тема на миацуме, вызвавшая наконец-то отклик, довольна показательна. И идет рука об руку с темой расцвета гомосексуальных отношений в Азербайджане и официальным открытием клуба для секс.меншинств. А главное, из этой темы легко можно понять настроения наших соседей. Реакция СА в ответ на представление фактов о профанации разврата абсолютно стандартная и следующая:
1. У нас такого нет
2. Да, есть, но у вас есть точно такое же. И вообще, посмотрите вот на эту фоту: тут та самая развратная деваха в скромном костюмчике, а значит, все тип-топ.
3. И последняя, когда первый и второй пункты аргументировано отвергаются. Самый яркая реакция. "Это нормально, потому что на Западе тоже так"
Первый пункт самый слабый и ненадежный. При первом же дуновении он мягко и тихо разваливается на глазах. Второй более упорный и вытекает, на самом деле, из третьего: СА в действительности совершенно нормально воспринимает всю эту чернуху. Она ему не кажется чем-то из ряда вон выходящих, поэтому претензии армянских юзеров не воспринимаются, вернее, воспринимаются, как выразился один из юзеров "вам все равно не угодишь". Поэтому уже выбор, к примеру, аранжировки песни и образа певцов, посылаемых на Евровидение соответствует тому имиджу Запада, который СА построил себе
Самое интересное, армянская сторона, сталкиваясь с подобным, удивляется чрезмерно и не понимает в чем причина этого детского неумения различить плохое от хорошего. Но как не понимаются причины, так и не принимается абсолютно разная ментальность И это как раз таки и мешает на самом деле прийти к общему знаменателю в более серьезных вопросах, хотя, казалось бы, куда уж более серьезно различное воприятие вопросов морали и культуры.
Почему же это так? Откуда эта разность в самом, так сказать, главном? Откуда этот инфантилизм азербайджанского общества с его размытыми понятиями?
Одна из моих версий следующая.
Каждый СА, слыша изо дня в день о широкошагающем Азербайджане с его нефтянными долларами и невероятном бюджете и не видя у себя лично всех этих прелестей, начинает задумываться о причинах. Ведь денег, говорят, много. Что же мешает, к примеру, педагогу иметь ту же зарплату, "как на Западе"? Пенсию как "как на Западе"?
Он задумывается под восторженные крики правительства о том, что все тип-топ, уж бабки есть, осталось вести себя "как на Западе". СА понимает, что этих коррумпированных денег клана Алиевых от воздушного шарика под название "нефть" ему не видать, как своих ушей. Но просто так сидеть тоже вроде как невозможно. И вот тут тихо и незаметно происходит подмена понятий. Составляется некий имидж поведения на Западе, а именно: вульгарность и пошлость приписываются западным ценностям, не говоря уже о нетрадиционной ориентации. Не будем углубляться в то, так ли на Западе, да это и не нужно. Важно то, что имидж создан. Дальше в голове СА заклинивает и ему начинает казаться, что пропаганда порнографии - путь к экономическому расцвету в западном обществе. Путается начало с концом, и ему начинает казаться, что именно проталкивание этих "западных ценностей" и приведет в всеобщему процветанию страну и самого СА.
Такой инфантилизм неминуемо приводит к коллапсу в умах. Понятия искривляются как визуальная картинка у больного астигматизмом.
С одной стороны СА идентифицирует себя как мусульманин. И тут же пишется
рэп с названием "Ya Qarabağ Ya ölüm" ("Смерть или Карабах") со словами "Эй, исламский мир, где ты?... Джихад, джихад этим армянам-вампирам".
С другой стороны, Иран, практически, последний оплот истинного ислама, называется "муллообразной страной", а в эфир выплескивается демонстрация банальной чернухи с постерами а-ля "полноватая, перекрашеная в блондику женщина за 30 в позе раком", отлично представленной на миацуме
в этой теме (не выставляю всю эту чернуху в своем дневнике во избежания появления во снах этих дам). А в столице страны официально открываются гей-клубы. И СА и невдомек, что таких "мусульман" в странах, радикально приверженных исламу, просто банально по шариату побьт камнями к ядренной фене.
И это все - на фоне проблем самоидентификации нации: быть молодым народом не хочется, а на афтохтонность не тянут исторически.
И все это - на фоне
банального фашизма с усаживанием за решетку редакторов талышских газет; смещением руководителей талышских общин по национальности талыш с дальнейшим назначением лиц исключительно азербайджанской национальности; с запрещением вслух произносить такие топонимы, как Ланкон с заменой их на "исторические тюркские названия", меняя топонимы талышей - народа, проживавшего веками на данной земле и являющимся истиным хозяином ее.
И вот бедный СА мечется между своей мечтой и реальностью. И поверьте, в такой разнополюсовой ситуации личности очень сложно сориентироваться. А отрава уже действует в обществе, разрушает его изнутри. И вот уже снят внутренний кодекс, та самая способность общества защищаться от саморазрушения. Как следствие - полный общественный инфантизим: ни правильное восприятие религиозных ценностей, ни корректное восприятие культурных ценностей. Полное разушение инструмента оценки реальности.
Совершенно понятно, что уже такой полуразрушившийся моральный труп как пить дать не сможет говорить с армянской стороной на одном языке. У армянской стороны с ее отличными проблемами, никак не связанными ни с самоидентификацией, ни с идентификацией сексуальной ориентации, ни с выплескиванием порнухи на ТВ и в эфир, совершенно другое восприятие действительности. Понятное дело, общий язык в такой ситуации - дело сложное.
Что же можно сделать? Во-первых, нужно прийти к единому понятному языку, восприятию жизни. Каким образом? Методично и настойчиво дать понять СА, что есть хорошо, а что есть плохо. И это даже не для того, чтобы договорится в вопросе Арцаха, нет. Сначала надо довести собеседника как минимум до одного культурного уровня. Это будет хорошо как для диалога, так и для нашего общества, ведь Азербайджан - наш сосед. А инфицированный сосед - штука опасная. Я уже не говорю, что для многих в мире разница между армянами и азербайджанцами никакой, и вся чернуха азербайджанского шоу-бизнеса запросто сможет быть приписана нам.
Некоторые армяне думают, что это безрезультатно - объяснить, донести эти аспекты. Однако, статья в риалазере дает некую надежду, что нас услышат... Статья опять таки полна взаимоисключениями. Но статья все же есть. И это первый шаг. И я надеюсь, не последний.
Ведь как известно: сначала было Слово...
Я надеюсь, что азербайджанский народ найдет в себе силы понять принципы, воспрещяющие разрушению общества. Я верю в азербайджанский народ.