Марк АБРАМОВ. Чёрно-красно-коричневый

Dec 07, 2007 16:23




АБРАМОВ Марк Александрович



1913 - 1994 гг.

Родился в Харькове в 1913 году.
1931-1936 Учеба в Московском инженерно-строительном институте (МИСИ).
1930-е совместно с братом Олегом А. выполнял карикатуры (с подписью МОА) для газет «Безбожник» и «Рабочая Москва», журнала «Прожектор».
С 1932 рисует политические карикатуры для журналов «Крокодил», «Знамя», «Советская женщина», «Огонек»; газет «Известия», «Московская правда», «Литературная газета», «Правда» и других.
1943 Исполнил серию рисунков «Боевой 1943 год».
1950-е - 1960-е Автор графических альбомов «Они без маски», «Сатира», «Сатира на врагов мира», «Колонизаторы - вон!» (совместно с А. Баженовым), «Быть начеку» и другие со стихотворными подписями советских поэтов; серии рисунков: «Конгресс мира в Москве», «Мусор» и к повести-памфлету И. Бородина «Дневник доктора Нормана».
С 1956 Исполнял плакаты в основном на сельскохозяйственные темы.
1964 Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1994 Умер в Москве.

"100 советских художников"

Когда я читал в интернете "историю советской карикатуры", кусочек которой я привёл в рассказе о Ю. Ганфе, то в собирательном портрете политического карикатуриста я узнал Марка Абрамова, карикатуры и плакаты которого появлялись в каждом номере "Крокодила" моего детства. Только он, на мой взгляд, мог нарисовать пресловутую империалистическую ёлку, унизанную бомбами и ракетами, я просто явственно вижу перед глазами эту ёлку, нарисованную в типичной абрамовской манере. В отличие от Ганфа Абрамов никогда не поражал меня ни изысканной линией рисунка, ни теплотой цвета (у Абрамова фирменная палитра - чёрно-красно-коричневая). И рисунки у него совсем не были смешные. Они были... правильные. Наверное, так. И Абрамова было много. Юлия Ганфа тогда уже не было в живых, КуКрыНиксы почти не рисовали для "Крокодила", редко удостаивал своим вниманием журнал и Борис Ефимов. На их поле безраздельно властвовали Абрамов, Черепанов и Лисогорский. И ещё делал первые шаги в качестве политического карикатуриста Владимир Мочалов. Но Марк Абрамов был первым из первых. Его карандаш был заточен исключительно под обличение империализма. Он придумал массу узнаваемых образов-шаблонов и успешно тиражировал их из рисунка в рисунок. Он настолько привык рисовать акул капитализма, что когда редакция поручила ему нарисовать сюжет на производственную тему, Абрамов вместо директора завода нарисовал... капиталиста.
В начале перестройки в журнал зачастили иностранные гости. Как-то раз всех заранее предупредили, что на худколлегию придёт делегация американских карикатуристов. Больше всех был рад приходу заокеанских коллег Марк Абрамов. Пришли герои его работ! Каждый американец получил в подарок по оригиналу его антиамериканских карикатур. Обрадованные гости вежливо благодарили советского коллегу. Марк Александрович был на седьмом небе от счастья...



Сергей Михалков
МАСТЕР ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ

Мы с Абрамовым вдвоем
Всех врагов напару бьем!
Вот уже более сорока лет -
Арсенал военный наш -
Кисть, перо и карандаш...

За это время у нас вышло более тридцати альбомов, книг, подборок... И это не считая работы в периодической печати - «Правде», «Известиях», «Крокодиле», «Красной Звезде»... Карандашу, перу и кисти Марка Абрамова принадлежат тысячи работ, сделанных за 50 лет творческой деятельности. Абрамов - один из наиболее мыслящих художников-сатириков, сюжеты для плакатов и карикатур он всегда «конструирует», придумывает сам. К карикатурам Абрамова легко писать стихи, ибо четкие графические образы помогают рождению образов литературных.
В 1932 году в «Крокодиле» впервые появились произведения юных Марка и Олега Абрамовых. В начале братья работали вместе и подписывали свои рисунки «МОА». В 1933 году их первый рисунок был напечатан в «Известиях», а в 1936 году опубликована первая карикатура в «Правде». С 1940 г. М. Абрамов работает один. В годы Великой Отечественной войны М. Абрамов в содружестве с известными поэтами В. Лебедевым-Кумачом и Д. Бедным создал в «Окнах ТАСС» немало боевых плакатов, помогая острым оружием сатиры бить врагов нашей Родины.



Абрамов выполнил много работ и на «внутренние» темы, к которым я делал сатирические стихотворные подписи, вместе мы разоблачали бюрократов, подхалимов, лодырей, тунеядцев и пьяниц. Однако наиболее сильной стороной творчества художника бесспорно является международная, политическая сатира. Это очень ответственная работа. Я думаю, что хорошая карикатура на международную тему может иной раз заменить и целую статью.
Художник - международник должен быть не просто иллюстратором, а изообозревателем. Ему надлежит быть высококомпетентным, в совершенстве знающим все тонкости международной политики, журналистом. Он должен много путешествовать для того, чтобы увидеть так назызаемый «свободный» мир своими глазами, собрать фактический материал, расширить свой кругозор, и, разумеется, при всем этом он обязан быть хорошим художником. Все эти ценные качества у Абрамова налицо. Он посетил более пятидесяти стран, соверши." кругосветное путешествие. Результатом его поездок явились альбомы «Лицо и изнанка США», «Вчера на Рейне» и «В «свободном» мире», в предисловии к которому патриарх со-зетской карикатуры, народный художник СССР Б. Е. Ефимов написал: «Сатирические рисунки М. Абрамова в этом альбоме отличает разнообразие пластических приемов, колористическая яркость, изобразительность композиционных решений...» и далее: «...это плод многолетнего труда художника, его большая работа в области публицистической сатиры, наступательной, эффективной, подлинно партийной».
Не могу не сказать о том, что, к сожалению, в нашей центральной печати, «Правде», «Известиях», «Крокодиле», появляются карикатуры, выполненные на весьма низком художественном уровне, авторы которых в погоне за ненужным зубоскальством, видимо, забывают о том, что «смех дело серьезное», требующее умения, большого профессионального мастерства, мысли.
Известный публицист-международник М. Стуруа писал в «Известиях»: «Пафос обличения, пожалуй, - одна из наиболе сильных сторон творчества М. Абрамова. Именно он поднимает его карикатуры до уровня обобщающих символов удивительного публицистического накала».



В 1983 году художник создал серию, посвященную Америке, которая по своему образно - эмоциональному строю значительнее того, что было создано им ранее. В этих станковых произведениях сатирического жанра есть и лаконичность плаката, и едкость карикатуры, и портретная узнаваемость типичных, мерзких явлений капиталистического мира, и живость, изящество журнального рисунка. Как видим, М. Абрамов не только карикатурист - он многогранный художник в полном смысле этого слова. Последние годы Марк Александрович плодотворно и успешно работает в издательстве ЦК КПСС «Плакат» вместе со своим сыном, талантливым художником Андреем Абрамовым (А. Андреев). Живая, молодая струя в соединении с мастерством и опытом ветерана дала импульс для новых, очень интересных совместных произведений.
Я с удовольствием пишу это предисловие к альбому М. Абрамова. В нем собраны его произведения за многие годы, и я думаю, что читателям будет интересно проследить этапы его большого пути в искусстве. Тут и газетные, и журнальные рисунки, и плакаты, многие из которых экспонировались на московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Я присоединяюсь к словам знаменитого датского художника-карикатуриста, коммуниста Херлуфа Бидструпа: «Рисунки Абрамова, собранные вместе, подобно идеологическим ракетам бьют по врагам, являясь острым публицистическим оружием большой силы». Символично, что за свои работы художник награжден орденом «Дружбы народов» и медалью Советского комитета защиты мира «Борец за мир».
В заключение хочу сказать: - Марк Абрамов - так держать!

Предисловие к альбому из серии "Мастера советской карикатуры" "Марк АБРАМОВ", 1988 г.









































Этот рисунок развеселил не одного крокодильца. При подготовке номера никто не обратил внимания на то, что Марк Александрович написал букву "З" как цифру "3". В результате надпись гласила "По 30 р - убийцам!"...

"Прожектор", политическая сатира, "Крокодил", "Безбожник", плакат, "Рабочая Москва", карикатуры, М. А. Абрамов

Previous post Next post
Up