Думаю, любой оккупант ставит себя в стране, в которую он вторгся, вне закона, а, следовательно, и вне морали. На войне все средства хороши! А тут, кстати, речь идёт о карикатуре, сделанной "для внутреннего пользования", а не для печати.
>>любой оккупант ставит себя в стране, в которую он вторгся, вне закона, а, следовательно, и вне морали. На войне все средства хороши<<
это не так. в Европе войны всегда велись по определённым правилам. воюющие правители зачастую были близкими родственниками. в перерыве между боями можно было поиграть в футбол (реальные случаи).
"то, что мы воюем, ещё не повод ненавидеть друг друга" - типично европейская (и, как следствие, русская) идея.
Очень интересно получилось! У меня есть книга о Насреддине с илл. Гальбы. А вот книги "Чиполлино" я с его илл. не видел, только в "Мастерах..." эти два рисунка.
Будет у меня к вам просьба. На этих иллюстрациях изображены последовательные позиции шахматной партии между Ходжой Насреддином и Агабеком. Нигде в Интернете я изображения этой партии не нашёл, хотя давно ищу, а между тем там продемонстрирован блестящий выход из, казалось бы, безнадёжного положения. Не могли бы вы для меня отсканировать эти иллюстрации (их, если не ошибаюсь, три)?
Завтра посмотрю в закромах. Беда в том, что я не помню, тут у меня эта книга или у брата. Если у брата, тогда я не скоро смогу ее взять. Во всяком случае, попытаюсь помочь вам как можно быстрее.
Карикатура Гальбы относится к 1944 году, когда фашистская Германия уже агонизировала. Все знают о тотальной демобилизации, объявленной гитлеровской верхушкой, когда против советских войск были брошены старики и юнцы из "Гитлерюгенд". Очень, скажем так, гуманно...
Что же касается 1941 года, мне понятно, почему советская пропаганда могла использовать миф об ущербности немцев. Наши войска терпели поражения и отступали. Среди многих царила паника, страх перед сильной немецкой военной машиной. Надо было преодолеть эту панику, показать немцев слабыми, что и делалось. Я, например, видел военные съёмки того времени, когда оператор долго снимал трупы убитых немцев, чтобы показать, что и они уязвимы.
Немцы в своих каррикатурах рисовали русских как тупое быдло, пресмыкающееся под пятой жидов и Сталина. По-моему, любая политическая коррикатура всегда принижает совоих противников. И какие могут быть обиды но изображённых немцев, если они действовали как оболваненне машинки, считая, что всё, что они творят - война спишет. А у русских не было такого отношения к тем же немцам, когда уже мы шли победно по Европе.
Нет, наши в Германии тоже зверствовали, мне даже ветераны об этом говорили. Но это была агрессия ответная, выплеск после всего, что было пережито и увидено на родине за предыдущие военные годы. А карикатуры военного времени всегда более жестокие и необъективные к противнику. Но это отражает настроения тех лет. Это нормально. А вот послевоенные штампы (в кино, например, и в карикатуре), изображающие белогвардейцев в Гражданскую или немцев во Вторую Мировую как жалких и интеллектуально ущербных - это уже "другая песня".
Зато сейчас новые власовцы в своих фильмах показывают немцев высоконравственными совестливыми людьми, а русских страшными ущербными подонками, деяния которых ужасают "миролюбивых" немцев.
Раздел "История блокадного мальчика", весь текст посвящен ВСЕВОЛОДУ Инчику, а потом вдруг неожиданно посвящение стихотворения ВОЛОДЕ. Как же звали мальчика, который коллекционировал карикатуры в военном Ленинграде?
Пост очень интересный, надо думать на века останется в анналах ЖЖ, подправить бы.
Не думаю, что стоит что-либо поправлять, текст взят целиком без каких-либо купюр из книги Е. Ефимовского. Мальчика могли звать, как Севой, так и Володей, так что ошибки нет.
Comments 105
Reply
Reply
это не так. в Европе войны всегда велись по определённым правилам.
воюющие правители зачастую были близкими родственниками.
в перерыве между боями можно было поиграть в футбол (реальные случаи).
"то, что мы воюем, ещё не повод ненавидеть друг друга" - типично европейская (и, как следствие, русская) идея.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Про "людей с серьезными физическими недостатками" советская прэсса писала еще в 1941.
Когда "люди с серьезными физическими недостатками" взяли Тверь (октябрь 1941), то пропаганда слегка смутилась)
Reply
Reply
Reply
Что же касается 1941 года, мне понятно, почему советская пропаганда могла использовать миф об ущербности немцев. Наши войска терпели поражения и отступали. Среди многих царила паника, страх перед сильной немецкой военной машиной. Надо было преодолеть эту панику, показать немцев слабыми, что и делалось. Я, например, видел военные съёмки того времени, когда оператор долго снимал трупы убитых немцев, чтобы показать, что и они уязвимы.
Reply
Reply
А карикатуры военного времени всегда более жестокие и необъективные к противнику. Но это отражает настроения тех лет. Это нормально. А вот послевоенные штампы (в кино, например, и в карикатуре), изображающие белогвардейцев в Гражданскую или немцев во Вторую Мировую как жалких и интеллектуально ущербных - это уже "другая песня".
Reply
Reply
Reply
Как же звали мальчика, который коллекционировал карикатуры в военном Ленинграде?
Пост очень интересный, надо думать на века останется в анналах ЖЖ, подправить бы.
Reply
Reply
Reply
На самом деле такая традиция существует давно. Так Саш зовут ещё и Шурами, Маш - Марусями, Дим - Митями и т.п.
Reply
Leave a comment