СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский "Смех сильных)(продолжение)

Mar 06, 2010 14:10



В 1929 году в «Крокодиле» был впервые напечатан рисунок Наума Моисеевича Лисогорского, который художник считает днем своего рождения как карикатуриста. Это не совсем верно, потому что уже в 1927 году он начал свою работу в украинской печати, а после переезда в Москву регулярно сотрудничал в «Вечерней Москве» и в «Труде». Лисогорский окончил художественную школу в Одессе как живописец, но сменил кисть на сатирическое перо. Он принадлежит к когорте публицистов, немедленно запечатлевающих оригинальную мысль, рожденную информацией телетайпной ленты. Звонок из редакции - и художник за рабочим столом, а через два-три часа рисунок отправляется уже в цинкографию, чтобы появиться утром на газетной полосе.




Муза сатиры вдохновляла наших карикатуристов и в грозные военные годы. Н. Лисогорский находился все время на фронте, работая сначала в газете 7-й Гвардейской армии «За Родину», а позже в газете 2-го Украинского фронта «Суворовский натиск». На ее страницах художник организовал сатирический отдел «Веселая Катюша», снискавший у бойцов большую популярность. Дождалась «Веселая Катюша» радостных дней! Вместе с войсками фронта пошла она в стремительное наступление. Лисогорскому пришлось трудиться такими темпами, которые не снились даже самому опытному газетчику. Только успевал он сдать зарисовки взятия Ясс, как уже нужно было набрасывать портреты бойцов, отличившихся в боях за Кишинев. А дальше - освобождение Румынии, Венгрии, Югославии, Чехословакии... На первых страницах фронтовой газеты он помещал портреты героев - солдат и офицеров, а на четвертой полосе красовались его злые карикатуры на гитлеровцев.





Уже около полувека трудится Лисогорский в «Крокодиле». На страницах журнала напечатаны сотни его рисунков. Он - опытный международник, знающий толк в чемберленах и аденауэрах, но в то же время успешно борется со всем, что замедляет поступательное движение нашей страны, беря на прицел врагов новой жизни. Он никогда не удовлетворяется внешней схемой карикатуры, а всегда стремится наиболее убедительно раскрыть самую суть изображаемых персонажей, проникнуть в их психологию. Здесь ему помогает работа над дружескими шаржами, которую он очень любит. Художник никогда не ограничивается подчеркиванием чисто внешних особенностей лица и фигуры, а каждый раз ищет на первый взгляд неприметные черты, помогающие выявить сущность человеческого облика.
Характерна его карикатура, рисующая деятелей военно-промышленного комплекса. Сколько хищного цинизма написано на лице вылощенного дельца, делящегося своими сокровенными мыслями с высокопоставленным военным чином: «Меня очень беспокоит напряженное положение на Среднем Востоке - как бы оно не ослабло...» Глубокой иронией проникнут его рисунок «Южнородезийский аттракцион» («Крокодил», 1971). Художник изобразил английского льва, покорно прыгающего через кольцо наручников, которые держит в руках расист Смит.





Запомнилась сатирическая концовка к альбому Лисогорского, изящная по рисунку и весьма многозначительная по содержанию. На шпиль знаменитой Адмиралтейской иглы наколоты враги, покушавшиеся на русскую твердыню на Неве,- шведский король Карл, Юденич, бесноватый Гитлер.
Любопытно его «Рацпредложение Крокодила». Через всю большую приемную директора Грубиянова нарисован коридор с предохранительной сеткой, как в цирке в момент выпуска тигров, по которому начальник важно шествует в свой кабинет, грозя кулаками и ругаясь. Сотрудники в панике разбегаются в разные стороны... В Международный женский день 8 Марта мужчины пируют за столом, а виновницы торжества, сбиваясь с ног, несут на стол все новые угощения. Единственная обязанность, которая легла на плечи мужчин,- это поднятие тостов: «За здоровье наших дорогих женщин!» Лисогорский - художник искренний и добросовестный. В своем стремлении сделать карикатуру наиболее выразительной и доходчивой, он оказывается иногда чересчур многословным, вводя ряд излишних ус-кучняющих деталей и штрихов. Но зато в его работах всегда наличествует острая мысль, и веселым безделушкам он явно предпочитает язвительные рисунки на значительную тему.





(Вот ещё один пример "пасхального яйца" в карикатурах, публиковавшихся в "Крокодиле". На рисунке изображён главный художественный редактор журнала Андрей Порфирьевич Крылов. Примечание sergey_repiov)



Очень своеобразно творчество старых крокодильцев Юрия Узбякова и Сергея Кузьмина. Их отличает умение точно охарактеризовать героев своих всегда забавных композиций. Этих двух талантливых рисовальщиков объединяет непосредственность юмористического таланта. В их творчестве нет и следа натянутости. Им не нужен никакой нажим, потому что улыбка сквозит в каждом их веселом штрихе. Мы объединили разговор об этих двух художниках не потому, что они однолетки (оба родились в 1916 году), и Юрий Узбяков в своей шуточной автобиографии так и отмечает: «1916 - запомнился как год рождения». Оба художника одинаково тонко чувствуют юмор и одинаково удачно воплощают его в своих рисунках. Есть у них большое сходство и в манере рисовать. Штрих их не только «одушевлен», как говорил Гоголь, но и летуч.







Именно этим он способствует созданию особой атмосферы, отличающей подлинно юмористическую стихию. Как по-настоящему смешна, например, карикатура Кузьмина, изображающая колхозников, встречающих возвратившегося домой с учебы однокашника. Они с ужасом обнаруживают, что прибыл молодой... поп с копной волос и связкой духовных книг. «Ой, Санька, и зарезал же ты нас! Мы-то думали, что ты учишься на агронома...» («Крокодил», 1969). Так же смешон и похож по манере рисунок Юрия Узбякова «Парное катание» («Крокодил», 1970), критикующий недостаток спортивного инвентаря. Художник изобразил в стремительном беге парня и девушку, у которых на двоих всего одна пара коньков. Опираясь друг на друга, каждый скользит на одном коньке... Узбяков умеет с улыбкой подать и так называемую «положительную» тему. В 1956 году он нарисовал в «Крокодиле» обложку, посвященную новому закону о пенсиях. В центре выразительной композиции - веселая почтальонша с огромной сумкой, набитой пенсиями. Ее радостно встречают на пороге довольные получатели: «Теперь почтальонам, поди, тяжелее стало?» - «Зато вам будет легче!..»





Очень удачна бытовая сценка из жизни рабочего клуба, изображенная Кузьминым. Уборщица переставляет инвентарь, оставленный неаккуратными спортсменами. Она легко подымает сразу две тяжелейшие штанги, каждую из которых физкультурники осиливают с таким напряжением: «Вечно за вами приходится убирать, неужели трудно положить на место!» («Крокодил», 1959). Как естественно и органично выражено изумление на лицах парней. На литературной ассоциации построен рисунок Узбякова, изображающий завзятого алиментщика, окруженного толпой жен с исполнительными листами в руках. Подписью служит удачно повторенная пушкинская строка: «Когда бы жизнь семейным кругом он ограничить захотел».





(Продолжение следует)

Крокодил, Наум Лисогорский, Сергей Кузьмин, Юрий Узбяков

Previous post Next post
Up