Как-то утром Моника Витти собиралась позировать для обложки журнала "Женщины Италии". Фотограф возился со шнурами от мощных электрических ламп. Микеле жестом остановил его и обратился к Монике: "Дорогая, тебе надо сниматься так, чтобы одна половина лица оставалась в тени". Потом поглядел на ее тяжелое платье из дорогого бархата и добавил: "Твои цвета совсем другие. Попробуй что-нибудь из розового в контрасте с черным. Красное - ни в коем случае. Ты же не хочешь быть символом революции..." Фотографии получились великолепными.
Текст: Наталья Рыбинская (Караван историй)
Она ошиблась всего лишь один раз. Английский режиссер Джозеф Лоузи прислал Монике Витти сценарий с озорным названием "Модести Блейз: красотка, которая убивает". "Боже мой, это же Джеймс Бонд в юбке!" - воскликнула она и не раздумывая отправилась на студию. Когда Моника вернулась, слегка опьяневшая от шампанского, которым они с Лоузи отпраздновали подписание контракта, Микеле сосредоточенно перебирал книги в своей огромной библиотеке. Моника с жаром принялась пересказывать события сегодняшнего дня. Антониони словно не слушал ее, продолжая молча сдувать пыль с фолиантов. Она замерла на полуслове. "Я должна была отказаться?" - почти шепотом спросила Моника. "Нет, отчего же, - задумчиво произнес Микеле, - другие фильмы раскроют все твои способности. В моих ты просто не сможешь этого сделать. Не расстраивайся - в этом ведь нет твоей вины..." С этими словами он вышел из комнаты.
Модести Блэйз (1966)
На съемках
Пояс целомудрия (1968)
Следующий свой фильм Антониони снимал уже без Моники, с участием английской актрисы Ванессы Редгрейв. Он переживал очередное сильное увлечение. На этот раз его вдохновлял Лондон с его постоянными туманами и смогом, странной модой, манекенщицами, забастовками и движением хиппи. Фильм был сделан в рекордное время - за 10 недель. Но Монике эти недели показались вечностью. Она сходила с ума от ревности и по нескольку раз в день звонила в Лондон. Моника могла простить ему физическую измену, но теперь ей казалось, что он предал ее как актрису. Номер Микеланджело не отвечал. В первый раз за многие годы она обратилась за поддержкой к родителям. Совсем состарившееся семейство Чечарелли не пожелало ее слушать. Отец не одобрял связи дочери с Микеле и упорно считал, что сниматься в кино и распевать куплеты на ярмарочной площади - одно и то же.
Драма ревности: Все детали в хронике (1970)
Высшая неверность (1964)
Девушка с пистолетом (1968)
Микеле появился неожиданно - похудевший, с горящими глазами. В конце декабря он увез Монику в Нью-Йорк на премьеру "Фотоувеличения". На грандиозном приеме в итальянском посольстве она выглядела спокойной и счастливой. Но в машине по дороге в гостиницу разрыдалась. Микеле не спрашивал о причине ее слез. Постоянно занятый своими идеями, сценариями и футбольными матчами, он уже давно перестал замечать ее. Когда это началось, он уже не мог вспомнить. Она - совершенное творение его рук, его любимая актриса, удачная конструкция из сверхмодных материалов - рассыпалась, распалась на кусочки. Конечно, ее можно было собрать вновь, но на это у Микеле не было ни сил, ни желания. Что-то похожее на раскаяние сжало его сердце. Он предпринял последнюю попытку спасти их роман и на следующее утро сделал ей предложение.
Моника Витти, Микеланджело Антониони и Ванесса Редгрейв, Каннский фестиваль 1967
На премьере фильма Федерико Феллини "8/2", 1963
С Жан-Полем Бельмондо
С Жан-Клодом Бриали
С Аленом Делоном
С Дирком Богардом
С Романом Полански
С Нино Манфреди
С Энди Уорхолом
С Мишель Морган
С Клаудией Кардинале, 1969
На съемках фильма "Призрак свободы" (1974). Луис Бунюэль, Жан-Клод Бриали и Моника ВИтти
На премьере фильма "Дорогая" (1969). Джули Кристи, Дирк Богард, Моника Витти
Моника Витти и актриса Розанна Скьяффино
С актером и режиссером Альберто Сорди, 1969
Тереза - воровка (1973)
Дозор любви приходит ровно в полночь (1975)
Пары (1970)
Не хочу тебя больше знать, любимый (1980). Моника Витти и Джиджи Пройетти
Не хочу тебя больше знать, любимый (1980). Моника Витти и Джонни Дорелли
С режиссером Марио Моничелли, 1980
С актером и режиссером Альберто Сорди, 1995
...От неожиданности Моника потеряла голос. Десять лет она ждала этого момента. Синьора Антониони... Боже, какая женщина не мечтает о браке? Все эти годы она была безмерно горда собой, своим успехом, своими ролями и своим Микеле. Но имела ли она право называть его своим? Он сделал для нее то, что редкий мужчина может сделать для женщины: он подарил ей судьбу. Это был союз заговорщиков, товарищей по цеху, братьев по крови. Но... не мужа и жены. Да и потом, зачем обманывать себя? Она устала ждать. Уже слишком поздно. Она не сможет стать другой, он - тем более... Моника посмотрела ему в глаза: "Я не могу. Понимаешь, не могу... - и зачем-то добавила: - Может быть, через год..."
Через год они расстались. Тихо и мирно разъехались в разные районы Рима. Каждый занялся своим делом. Антониони создавал новые шедевры, Моника старательно разыгрывала роль роскошной кинодивы на широкой публике. На Венецианском кинофестивале она появилась с огромным декольте. "О!- заметил один маститый критик. - Синьора Витти учится соблазнять..." Она вручала призы и дарила улыбки. Когда актриса появилась на концерте Паваротти, зал аплодировал ей стоя. Никто из этих восторженных поклонников таланта Моники Витти не мог знать, что творится в ее сердце. После концерта она вдруг призналась приятельнице: "Знаешь, если бы Микеле позвал меня, я бы бросила все на свете..." Она хваталась за все новые и новые роли. Пятидесятилетняя женщина с азартом и блеском в глазах играла наивных и сумасбродных итальянок. Она не могла остановиться, она хотела ему доказать...
В 1990 году Моника Витти сняла свой фильм "Секретный скандал". Первый и последний. О том, как молодая женщина находит камеру и почему-то начинает снимать своих любовников и мужей. Фильм показали на Каннском кинофестивале. Среди приглашенных на просмотр продюсеров и кинозвезд со всего мира был и Микеланджело. Они случайно встретились в проходе - Микеле, седой, разбитый инсультом, поддерживаемый под руку молоденькой женой-блондинкой, потрепал ее по щеке и тихо произнес: "Это было красиво..."
К Витти через зал спешил Роберто Руссо - как всегда, спортивный, подтянутый, энергичный, с огромным букетом цветов. Друзья, обступившие Монику со всех сторон, наперебой сыпали комплиментами. А она все смотрела вслед этому сгорбленному, высушенному годами и страстями старику, медленно бредущему к выходу из зала.
Секретный скандал (1989). Моника Витти и Кэтрин Спаак
1992
Monica Vitti, Vanity Fair, Rome 1986 | By Helmut Newton
Click to large