Кларк Гейбл: Король женских сердец

Apr 30, 2010 23:14

Пока не успеваю ничего написать, поэтому - "домашняя заготовка" - статья о Кларке Гейбле. ЕЦ.



Вряд ли в мировом кино когда-нибудь появится актер, которого бы зрители любили так же сильно и так же долго, как американцы - Кларка Гейбла. В наше стремительное время, когда только-только появившуюся "звезду" уже называют "культовой" и "живой легендой", когда мировая эйфория за год-полтора растворяется в воздухе, а титулы вроде "самый сексуальный мужчина в мире" носят одновременно не меньше двадцати киноактеров, говорить о всенародной долговременной любви к "звезде", по меньшей мере, забавно. Кумиров много, они приходят и уходят. А чтобы актер был "номером первым", предметом всеобщего обожания и восхищения тридцать лет подряд - это что-то из области фантастики.

А в США когда-то это было реальностью. Кларк Гейбл, признанный Король Голливуда, в 30-е, 40-е, 50-е годы был "солнцем" американского кино. Зрительницы всех возрастов - от школьниц до зрелых матрон - млели от одного его имени в титрах фильма, от одного знакомого мужественного силуэта на афишах. В Америке даже вошло в обиход выражение, которым ставили на место слишком много воображавших о себе мужчин: "Ты что думаешь, что ты - Кларк Гейбл?" Но увлечение Гейблом ничуть не походило на массовую истерию, которую десятилетием раньше вызвал Рудольф Валентино. Слащавый "латинский любовник" раздражал и злил мужскую аудиторию. А восхищение Гейблом было "семейным". Сильный, умный, уверенный в себе, не красавец, но чертовски обаятельный, Кларк внушал зрителям-мужчинам уважение: он был Личностью, "настоящим мужиком", не боявшимся ничего - даже поднять на женщину руку. Зрительницы же в любом его действии находили нечто, достойное восхищения. Еще бы: ведь кем бы ни был актер на экране, он всегда с блеском играл одну и ту же роль - Кларка Гейбла.



Уильям Кларк Гейбл родился 1 февраля 1901 года в семье нефтяника в Кадисе, штат Огайо. Его мать умерла, когда он был еще младенцем, отец был всецело погружен в работу, и Кларком занималась сначала его бабушка, а потом - мачеха. Гейбл был славным, покладистым и очень музыкальным мальчиком. Его первая любовь - Тельма Льюис - спустя годы рассказывала журналистам: "Кларк был обаятельным, но у него были чересчур большие уши. Он не занимался спортом, а интересовался только игрой на рожке в школьном оркестре. Неудивительно, что я вскоре нашла себе другого кавалера".



Король Голливуда в младенчестве

"Неспортивность" сына возмущала и Гейбла-старшего. Увлечение Кларка музыкой и школьным театром отец расценил как слюнтяйство. Он продал буровую вышку и купил ферму, где Кларк вместо учебы должен был вламывать от зари до зари, воспитывая в себе "настоящего мужчину". Юноше повезло: за него вступилась мачеха, уговорившая мужа дать сыну шанс попробовать себя в любимом деле. Узнав, что Кларк хочет стать актером, Гейбл-старший махнул на него рукой.



В 17 лет

Путь "в высший свет" у будущего Короля Голливуда был долгим и тернистым. Даже в разъездные театры его брали "без жалования" - за чаевые. Ни в одной труппе он подолгу не задерживался. Когда заканчивались деньги, Кларк брался за любую работу - то на буровой вышке, то на железнодорожной пилораме, то - в магазине. В двадцать лет он дебютировал на сцене в небольшой роли... кухарки-негритянки в пьесе "Когда правят женщины". Кларк старался, но по мнению режиссера, это был провал - и Гейбла, в очередной раз, перевели в число "рабочих сцены".



Однако, несмотря на неприятности, юноша верил в то, что ему не хватает не таланта, а опыта, уверенности в себе и актерской техники. Поэтому, когда судьба забросила его в Портленд, он записался на модные актерские курсы Джозефины Диллон. Вскоре преподавательница не на шутку увлеклась юным учеником. Она по-матерински опекала его, выручала с деньгами, и постепенно отказалась от остальных студентов, чтобы все время посвящать Гейблу. Она была старше Кларка на 13 лет, но разница в возрасте не помешала им через год пожениться.

К тому времени Диллон и Гейбл переехали в Голливуд. Джозефина открыла там актерскую школу, а Кларк устроился статистом на одну из киностудий. По вечерам Диллон продолжала учить мужа актерскому ремеслу и дикции, а в остальное время пыталась найти ему богатых покровителей - без них даже очень талантливый и симпатичный актер весь век мог проходить в статистах.



Искал покровителей - а вернее, покровительниц - и сам Гейбл. Высокий стройный юноша, широкоплечий, узкобедрый, с открытой мальчишеской улыбкой, он нравился всем - а особенно, женщинам "бальзаковского возраста". Позже Кларк признался, что он никогда не воспринимал свой первый брак всерьез. После развода он и Диллон даже утверждали, что между ними были только платонические отношения.



Второй женой Гейбла стала Риа Лэнгхем, богатая вдова нефтяного магната, старше его на 20 лет. Агент актера Минни Уоллес как-то заметила по этому поводу: "Он женился на Риа, поскольку разочаровался в кино, и хотел "просто жить". Но супруга жаждала видеть его кинозвездой, и готова была вложить в его карьеру любые деньги. Сам Кларк уже не верил в свои силы, и считал, что для того, чтобы прославиться, необходимо чудо".



И чудо произошло. Правда, для других оно было скорее, Концом Света. В кино пришел Звук. Многие актеры и режиссеры были уничтожены этим обстоятельством. У одних оказался слабый или неприятный голос, другие говорили с сильным иностранным акцентом. Да и вообще, имидж звезд немого кино, их пластика, томные взгляды, пантомима мгновенно стали устаревшими, а исполнители, которые не смогли быстро изменить манеру игры, в глазах публики становились "забавной архаикой", пережитком прошлого.

Звук уничтожил самый популярный тип героя немого кино - "латинского любовника". Роковые страсти, сопровождаемые зачастую самым банальным текстом, уже не трогали, а смешили. Студии нуждались в новых "звездах", а кино - в новом герое. Таким героем стал Кларк Гейбл.



Начало его кинокарьеры не предвещало грядущего триумфа. Своими первыми ролями Гейбл был обязан связям Риа и отличной дикции, над которой когда-то билась Диллон. "Великие моголы" голливудских киностудий были вовсе не в восторге от его внешних данных. Ирвин Тальберг из "MGM" считал, что Кларк "выглядит, как шофер грузовика, и говорит, как частный сыщик". Дэрил Занук из "ХХ век-Фокс" был еще резче: "У него кошмарные уши, и вообще он похож на обезьяну". Даже когда популярность Гейбла взлетела до небес, его работодатели никак не могли понять, в чем ценность их приобретения. "Воистину, женщины - странные создания, - заметил как-то босс "MGM" Луис Майер. - На моей студии работает Роберт Тейлор - самый красивый мужчина, какого только создавала Природа. А зрительницам подавай лопоухого Кларка".



С Джин Харлоу

Глава "MGM", очевидно, не брал в расчет того, что Америка совсем недавно - в "ревущие двадцатые" - уже "объелась" иллюзиями. Великая Депрессия толкнула народ лицом в грязь нищеты, и американцам, уставшим от свинцового мрака жизни, хотелось уже не "внешней прелести", а надежности. Шарм и сказочная красота Роберта Тейлора придавали происходящему на экране нереальность. А вот сильный, мужественный, с грубоватыми чертами лица, Гейбл казался человеком "из жизни". Он готов был с экрана делиться стойкостью и циничной насмешливостью с нацией, которой все это было позарез необходимо - чтобы выжить.



Популярность Гейбла началась с фильма "Это случилось однажды ночью", снятого не на "MGM", где он работал, а на "Коламбия пикчерс". По меркам Голливуда, работа на "Коламбии" была ссылкой - таким манером Майер наказывал Кларка за "неподобающий" роман с Джоан Кроуфорд. Гейбл был настолько серьезно увлечен Джоан, что даже подумывал о разводе и новом браке. Но Майер, следивший за "моральным обликом" своих "звезд", запретил ему даже думать о "самой развратной женщине в Голливуде", пообещав, что после свадьбы актер "не найдет работы даже на бензоколонке". Понимая, что это не пустые угрозы, Кларк подчинился, однако втихую продолжал встречаться с любимой. Узнав об этом, Майер "одолжил" провинившегося актера менее престижной, чем"MGM", студии.



Гейбл и Джоан Кроуфорд

Естественно, никто и представить не мог, что романтическая комедия Ф.Капры о продувном журналисте и строптивой дочери миллионера будет иметь такой оглушительный успех. Картина получила "золотую пятерку" премий "Оскар" - наград удостоились сам фильм, режиссер, сценарист и исполнители главных ролей. Но куда больше "Оскара" актера обрадовала та огромная, сумасшедшая народная любовь, которой он стал пользоваться именно с этой ленты. Забавно, но факт: фильм, снятый на "Коламбии", сделал Гейбла стал самой дорогой и самой яркой звездой "MGM".



В ту пору он крутил уже новый роман - с очаровательной, насмешливой и циничной Кэрол Ломбард, одной из лучших комедийных актрис Голливуда. Стараниями Ломбард эта "интрижка" постепенно переросла в сильное и глубокое чувство с обеих сторон. Кэрол без конца подтрунивала над Кларком, и в то же время - сдувала с него пылинки. Элегантная красавица, появлявшаяся только на званых приемах, ради Гейбла полюбила рыбалку и охоту и готова была ехать за милым хоть в деревенскую глушь. Зная увлекающуюся натуру Кларка, она тщательно следила за его партнершами по фильмам: если какая-нибудь девица вызывала у нее подозрения, она требовала от продюсеров вышвырнуть ее.



Гейбл и Ломбард



Развод и новый брак был неминуем. На этот раз Майер не имел ничего против - при условии, что Гейбл сыграет Ретта Батлера в грандиозной эпопее "Унесенные ветром". Картина снималась на студии "ХХ век-Фокс", но на главную роль Сэлзнику необходим был Гейбл: за него "проголосовала" зрительская аудитория. "MGM", одалживая своего актера, получила право на прокат фильма. Расклад портил сам Кларк, отчаянно не хотевший сниматься - он боялся, что "не вытянет" такую сложную роль. Однако, стоило ему только заикнуться об отказе, как Майер поставил его на место вопросом: "А нищим ты стать хочешь?"



Королю Голливуда пришлось подчиниться - и он был сполна вознагражден за это. Роль Ретта Батлера в "Унесенных ветром" стала венцом его карьеры, его самой популярной, хотя и не самой лучшей работой. Рядом с Вивиен Ли, игравшей Скарлетт - то очаровательного капризного ребенка, то сильную, умную и отчаянную женщину, Кларк Гейбл играл... Кларка Гейбла. Ему великолепно удавались сцены, в которых надо было изображать страсть, напор, насмешливость и нежность, но "простой парень из Огайо" был бессилен там, где нужно было демонстрировать интеллектуальное превосходство Ретта, его умение поставить Скарлетт "на место" несколькими словами. Понимая это, Гейбл даже не хотел ехать на премьеру фильма в Атланте (его заставила студия), и не очень расстроился, когда в "год триумфа "Унесенных ветром" "Оскар" за лучшую мужскую роль отдали другому актеру.

Кларк по-прежнему оставался самым любимым мужчиной Америки. В 1939 году он развелся с Риа и женился на Ломбард. Их брак был очень счастливым, поскольку Кэрол продолжала окружать любимого вниманием и заботой. Каждый день ему в гримерную приносили красную розу, на каждые съемки жена приезжала "с инспекцией" - и если замечала флирт с партнершей, то могла в гневе разнести всю студию. Но такого, как правило, не случалось: Гейбл был предан жене, и старался ее не расстраивать.



Их "идеальный брак" оборвался внезапно - трагической смертью Кэрол. Шла война, и актриса ездила по штатам, рекламируя облигации военного займа. Чтобы побыстрее вернуться домой, она предпочла лететь самолетом, а тот разбился, уже подлетая к Калифорнии. Когда Кларку сообщили, что никому из пассажиров не удалось спастись, Король Голливуда разрыдался.



К тому времени контракт Гейбла с "MGM" истек, и вместо того, чтобы подписать новый, он записался в армию. Несмотря на аэрофобию, Кларк стал летчиком, и искал смерть в бою. Но военное начальство сделало все, чтобы Король Голливуда не "пал смертью храбрых" - и в 1945 году Кларк вернулся домой майором авиации.



Его популярность все еще была велика, и "MGM" пришлось взять его обратно. Но Гейбл был уже не тот. После смерти Кэрол в нем что-то сломалось. Он стал пить, увлекаться случайными блондинками, в каждой из которых искал "новую Кэрол". Он был еще дважды женат - на очень красивой, но жадной и вульгарной Сильвии Эшли и молоденькой манекенщице Кей Уильямс. Он крутил романы со всеми признанными красавицами Голливуда - Авой Гарднер, Ланой Тернер, Грейс Келли. Последняя была моложе его почти на тридцать лет, и Гейбл шутил, что он староват даже для того, чтобы быть ей отцом.



Кларк и Грейс Келли

Но Америка по-прежнему любила своего "Ретта Батлера". По нему сохли и его ровесницы, и совсем молоденькие девушки. Он был уже не только Королем Голливуда, но и "живой легендой". Его знаменитая чуть циничная улыбка под маленькой ниточной усов стала таким же символом "фабрики грез", как и рычащий лев "MGM". Когда он умер - в ноябре 1960 года, едва закончив съемки в последнем фильме "Неприкаянные", Америка будто осиротела. Ее герой, ее Король, символ стойкости американского духа, покинул своих зрителей, чтобы уйти к обожаемой им Кэрол Ломбард - в Вечность.

(c) Елена ЦЫМБАЛ

PS

5 жен Кларка Гейбла

Джозефина Диллон


Риа Лэнгхем


Кэрол Ломбард



Сильвия Эшли


Кей Уильямс


Кей с сыном Кларка, родившимся после его смерти


пост: фото, пост: биография, пост: статья, актер: clark gable

Previous post Next post
Up