Раз уж неделя нуаров считается официально открытой...
The Lady from Shanghai (1947) Орсона Уэллса.
Теплым летним вечером моряк Майкл О'Хара (Орсон Уэллс) пытается завязать знакомство с блондинкой (Рита Хейворт). Поначалу знакомство не клеится, но после того, как моряк доказал свою состоятельность, отстояв честь леди в схватке с хулиганами, блондинка исчезает в ночи на шикарном автомобиле, наградив его многообещающим взглядом. А моряку остается только недоумевать о том, почему в схватке с хулиганами леди не использовала элегантный дамский револьвер, который выпал из ее сумочки.
На следующий день моряку предлагает отправиться в плавание на частной яхте... муж блондинки, один из самых известных в Америке адвокатов.
История о том, как простой и честный парень попадает в сети красивой женщины и становится заложником своей страсти, начинается в парке и заканчивается в парке. Начинается в Центральном Парке Нью Йорка, заканчивается в парке развлечений Сан Франциско, с остановками в Мексике, где деловой партнер мужа блондинки предлагает моряку аферу, связанную (разумеется) со страховкой.
Афера, блондинка, жертва ее чар - основные ноты нуара, а в нуар играет один из лучших жанровых режиссеров на свете - Орсон Уэллс. Идея фильма возникла из названия книги, которую увидел на полке Уэллс во время телефонного разговора с очередным кредитором.
И, как обычно, Уэллс походя снимает шедевр только ради того, чтобы добыть деньги для съемок шедевра запланированного. И если шедевр запланированный (театральная постановка "Вокруг света за 80 дней") не оставил следа в истории, то "Леди из Шанхая", сценарий которой Уэллсу пришлось переписать - фильм, в котором Уэллс играет вместе со своей уже бывшей женой, которая в угоду ему из восхитительной сексапильной шатенки преобразилась в холодную и грубую блондинку, фильм, который в свое время провалился в прокате - со временем превратился в образец жанра и в шедевр.
Незапланированный шедевр. Сценарная арка не так уж важна в истории, которую пишет камера. Абсолютно свободная: как будто на дворе не 1947-й, а 2027-й год.
Камера, способная, воровато пробежавшись по Центральному Парку, заглянуть в декольте Риты Хейворт. Камера, которая в финальной сцене в комнате с зеркалами задает новый тренд - визуальное воплощение Зла, изображение Зла.
С помощью десятка зеркал, каждое из которых множит исходное изображение и, одновременно, скрывает его - сцена в Зеркальной Комнате - квинтэссенция фильма и ответ на все вопросы, которые могут возникнуть при его просмотре. Ложь. Обман. И ты никогда не догадаешься, в каком из зеркал отображается настоящий преступник. Идеальный нуар. И Орсон Уэллс, который не относился к этому фильму всерьез, который снял в этом фильме свою (уже бывшую) жену, который велел остричь и окрасить ее прекрасные каштановые волосы - Орсон, возможно, даже не знал, что создает и поддерживает архетип холодной демонической блондинки - разрушительницы сердец. А Рита Хейворт, возможно, не знала, что играет одну из знаковых ролей.
Зато каждый современный зритель понимает, что видит нечто беспрецедентное. "Леди из Шанхая" - одновременно и "вещь в себе" и мейнстрим, и общедоступное кино и говорящий со зрителем на уровне визуальных образов артхауз. В конце концов, это интересный фильм, который будет интересен практически каждому.