ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ НАТАША РАМБОВА. ИСТОРИЯ ТАЛАНТА, УБИВШЕГО ЛЮБОВЬ

Mar 31, 2011 10:46

Пока писала пост о Рудольфо Валентино, знала, что следующий мой рассказ ОБЯЗАТЕЛЬНО будет о его жене Наташе Рамбовой.




Наташа Рамбова и Рудольфо Валентино

Не написать о ней я не могла по двум причинам.

Первая, потому что она была прекрасным художником по костюмам и дизайнером одежды, ценящим стиль больше, чем моду.




Кадр из фильма "Саломея"




Алла Назимова в платье дизайна Н. Рамбовой из фильма «Дама с камелией»




Кадр из фильма "Месье Бэкар"

Второе. И у самой Наташи был уникальный стиль. Ее прическа, одежда, головные уборы - один раз увидишь и уже не забудешь.







Вкус любого человека, как и характер, формируется в юные годы. Американка Winifred Kimball Shaughnessy, нам известная как Наташа Рамбова (этот звучный псевдоним - тогда было модно балеринам брать именно русские псевдонимы - придумал ей русский любовник, танцовщик Федор Козлов) свой вкус оттачивала в Париже.




Федор Козлов со своими ученицами.

В то время она была увлечена балетом и приехала туда, чтобы впитать в себя мастерство артистов Дягилевских сезонов Павловой и Нижинского. Это были годы фантастического успеха «Русских сезонов». В то время весь мир был очарован восточной магией Русских балетов.


  



М. Фокин и Т. Карсавина в балете «Жар-Птица»

Невероятная популярность балетов «Шехерезада» с костюмами Л. Бакста, «Весна священная» Н. Рериха, «Петрушка» А. Бенуа отразился в первую очередь, на моде. Шаровары, юбки-абажуры, чалмы, вышивки в народном стиле стали очень популярны у дам.


  


Модели Поля Пуаре

Но если мода приходит и уходит, то стиль остается. Вот Наташа Рамбова осталась верна этому экзотическому, «варварскому» стилю всю жизнь. Сама она говорила так: «Я ненавижу моду. Я хочу одеваться так, чтобы одежда была продолжением меня, неважно, модно это сегодня или нет. И, на мой взгляд, так должны поступать все женщины». Я с ней полностью согласна.




Портрет Н. Рамбовой работы Н. Рериха
Видя, что Наташа девушка художественно одаренная и с прекрасным вкусом, Козлофф (так на английский манер называли танцовщика) предложил ей придумать ацтекские костюмы к новой постановке. Пример художников дягилевской труппы Бакста, Бенуа, Головина, бережно относившихся к истории костюма, отразился в подходе Наташи к дизайну сценических нарядов




Ацтекские костюмы Рамбовой

Многие сегодня не знают, но балетный костюм до 20 века был очень условным. Он целиком подчинялся моде своего времени, а историческая и национальная принадлежность обозначались одной - двумя деталями. Реформу балетного костюма стал проводить талантливый хореограф и танцовщик М. Фокин, впоследствии балетмейстер Дягилева, его поддержали многие художники.




Вот так, например, выглядела «египетская тема»: Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона»




Настоящее египетское женское изображение





и после «реформы Фокина»: А. Павлова в балете «Египетские ночи»

Вот и Наташа явно была под впечатлением от русских художников, она всегда стремилась в дизайне костюмов к исторической достоверности. Первый же ее опыт оказался удачным и Козлофф порекомендовал Наташу своей приятельнице популярной актрисе немого кино Алле Назимовой. Так началась карьера Наташи Рамбовой в кино.
Из самых интересных ее работ я, конечно, хочу выделить костюмы и декорации к фильму «Саломея». В нем была прекрасно воплощена идея стилизации рисунков Обри Бердслея. Правда в титрах она указана под именем Peter M. Winters




Иллюстрация О. Бердслея к пьесе О. Уальда "Саломея"








Кадры из фильма "Саломея"




А вот так в фильме "Валентино" намекнули на "Саломею". В таком наряде Алла Назимова появляется у гроба Валентино.

Это было очень смело - снимать НЕМОЙ фильм по пьесе Оскара Уальда. Сейчас бы его назвали словом «арт-хаус». Представить, что такой эстетский фильм смотрит публика, которая любит комедии пощечин и фильмы типа «Шейха» или «Багдадского вора» я просто не могу. И действительно, большие деньги, затраченные на фильм, не вернулись.
Вскоре, Наташа Рамбова встречает популярного актера Рудольфо Валентино, становится его женой и личным стилистом. Забавно, что муж часто упрекал ее в провалах своих кинопроектов. Например, он говорил, что за роскошными костюмами к фильму «Юный Раджа» не видно его актерской игры!









Рудольфо Валентино в фильме «Юный Раджа»

Винил он ее и в том, что пресса писала о его излишней изнеженности. Особенно после того, как он снялся в костюмной «галантной» мелодраме «Месье Бокэр», где «мадам Валентино» делала костюмы совместно с популярнейшим модным иллюстратором того времени Джоржем Барбье.


  


Модные иллюстрации Д. Барбье



На самом деле, трудно понять, в чем заключалась работа Барбье, а в чем - Рамбовой. Пишут, что супруги Валентино, во время своей поездки в Европу, были очарованы костюмами Барбье к  «Казанове» и заказали художнику эскизы для фильма «Месье Бокэр».


 



Эскизы костюмов Д. Барбье к «Казанове»

Но поскольку костюмы шились в Америке, без надзора автора, то в них вносились изменения Рамбовой и, в итоге, многие из них сильно отличались от эскизов.







Эскизы костюмов и кадр из фильма




И снова картинка Барбье

Публика, действительно, не приняла такого Валентино - в парике и обсыпанного пудрой. Фильм провалился в прокате.
  Вот такая странная история - карьеру мужа затмил безусловный талант жены. К тому же, она выступала и как его агент, а это было не просто. Валентино избегал конфликтов, и она подставляла под удар себя, назначая за него большие гонорары, соответствующие его популярности, и отказываясь от сомнительных проектов.





В итоге, их отношения испортились и они расстались. Когда Валентино внезапно заболел, Наташа была в Европе. По просьбе Валентино, Ульман (новый его агент и помощник) направил ей телеграмму, Наташа примчалась, но было уже поздно...  Впоследствии она очень винила себя в его ранней смерти.




Наташа, как натура сильная и увлеченная, нашла еще одно применение своим талантам. Надо сказать, что она всегда была под пристальным вниманием дам Нового Света. Рамбова часто носила платья известных европейских дизайнеров. Стоило ей что-то приобрести из одежды или обуви, как этот магазин сразу становился популярным.


 


«Пеплум» Фортуни и Наташа в таком его платье.











В платьях от Поля Пуаре.

Ей подражали, ею восхищались, считали иконой стиля. Поскольку она всегда имела отношение к одежде, то никто не удивился, когда в 1927 году открылся ее бутик на Пятой Авеню. Наташа говорила: "Я работаю не потому, что мне нужны деньги, а потому, что работа дает мне возможность излить свои художественные устремления».







Платья Наташи из коллекции Phoenix Art Museum




Платье Наташи Рамбовой из Музея Метрополитен в Нью-Йорке

Сама же она черпала вдохновение в этнических костюмах.




Знаменитый "русский портрет" Рамбовой, вводящий всех в заблуждение по поводу ее национальности.

Был момент увлечения испанским костюмом и роскошными шалями.







Возможно, этот стиль возник под влиянием их совместных выступлений с мужем.




В рамках рекламной компании они ездили по Америке с концертами, где танцевали испанские танцы и танго.

Потом все чаще она стала появляться на людях в маленькой чалме. Люди за спиной тихонько посмеивались, потому что супруг Наташи прославился как-раз в ролях индийского раджи и арабского шейха. Но, именно чалма и уложенные косы-баранки, со временем, стали визуальной визитной карточкой Наташи.


 



Не только чалма выдавала пристрастие художницы к Востоку, но и цветовая гамма, которую она использовала в своих моделях. Она не признавала пастельной гаммы, скромных в тон отделок - ее наряды отличались ярким, насыщенным цветом, всевозможными декоративными элементами, сложным кроем. Художница любила непривычные цветовые сочетания свойственные Востоку - синий с красным или пурпурно - синий с зеленым, белый с золотом, салатовый с фуксией. Помните, в начале я рассказывала о формировании вкуса в балетной среде Парижа 1915 - х годов? Что это, как ни влияние Бакста с контрастными восточными сочетаниями?





Эскиз костюма Л. Бакста к балету "Пери"

Но при этом, ее модели оставались изысканными и утонченными. Бутик Наташи Рамбовой был очень моден, там одевались известные голливудские актрисы той поры и светские дамы.
Отличительные особенности ее моделей: рукав - доломан, длинные юбки, а также высокого качества бархат и сложные вышивки.








Особенно она любила рукава.Они были разных форм и объемов: округлые и пышные, регланы и втачные, на манжете и без. Она украшала их вышивкой, тесьмой, лентами, аппликациями.










Даже собственный физический недостаток - толстые, некрасивые икры, она обыграла, одеваясь только в длинные платья и сделав это частью имиджа. Напомню, что происходило это в 20-е годы, когда в моде были короткие юбки.




Редкое фото, где виден этот физический изъян

Наташа Рамбова была натурой увлекающейся: балет, костюмы, египтология, спиритизм. Но все ее увлечения были яркими, во все она вкладывала что-то свое личностное, индивидуальное. Она выработала собственный, интересный имидж, которому следовала всю жизнь. Я уже говорила , что для меня стиль - когда имя конкретного человека вызывает в памяти предметы гардероба, присущие только ему. Например, стиль «Наташи Рамбовой»  - одежда с элементами этники, яркий цвет, длинные юбки,  чалма, косички. Яркие характерные детали одежды, с которыми неразрывно связывается образ конкретного человека и есть - стиль.

А чалма снова входит в моду!





  


Чалма от Готье

Скачать фильм 1924 года "Саломея" с русскими титрами можно здесь

пост: костюм, 1920-е, 1930-е, пост: детали, пост: история кино

Previous post Next post
Up