Заключительная часть.
Начало ,
продолжение и
еще продолжение.
Часть четвертая. Блуждающая звезда.
В конце 50-х годов Уэллс покидает Америку. Этот шаг представляется логическим завершением взаимоотношений режиссера не только с американской киноиндустрией, но и со всем американским образом жизни. Но и в европейском кино он находит себе применение главным образом в качестве актера. Снимать фильмы ему удается не так-то уж часто. Переезжая в поисках благоприятных возможностей из Италии в Испанию, потом во Францию и Англию, Уэллс становится вечным странником, «блуждающей звездой» на кинематографическом и театральном небосклоне.
«Я человек идеи, прежде всего человек идеи», - сказал о себе О. Уэллс. В Европе середины 60-х годов этот человек, потерявший родину, но оставшийся американцем, видит свою задачу в борьбе за достоинство индивида в противовес модной философии отчаяния.
«Я совершенно не согласен с произведениями, романами, фильмами, которые в наши дни утверждают отчаяние», - заявил режиссер в 1965 году. - Я не думаю, что художник может избрать своим предметом тотальную безнадежность: ведь мы слишком к этому привыкли в нашей повседневной жизни. Такого рода сюжеты можно использовать тогда, когда сама жизнь не столь опасна, когда более ясен ее положительный смысл».
В 1962 г. Во Франции на средства компании Paris-Europa Productions Орсон снимает своеобразную экранизацию романа Кафки,
Le procès (1962) в которой играет одну из главных ролей. Несмотря на свойственный Орсону перфекционизм в изображении сюрреалистичных образов Кафки и на прекрасный актерский ансамбль (в фильме также задействованы Энтони Перкинс, Жанна Моро, Роми Шнайдер), фильм не имел успеха. И снова работа на телевидении, в театре, снова огромное число проектов, реализовать которые нет никакой возможности.
Campanadas a medianoche (1965) ("Полночные колокола", или "Фальстаф"), третий после «Макбета» и «Отелло» шекспировский фильм Уэллса, вышел в 1965 году.
Уже тогда, в середине 60-х Орсон понимает, что с мечтами о постановке «Дон Кихота», возможно, придется распрощаться. Большая часть фильмов, вышедших с начала 70-х - телевизионные проекты, фильмы о съемках и т.д. Несмотря на репутацию Уэллса, как одного из лучших режиссеров современности, находить деньги на самостоятельные проекты становилось сложнее и сложнее. В конце жизни Орсон беззастенчиво пользовался гостеприимством своих поклонников, молодых американских режиссеров. Питер Богданович, у которого Орсон жил больше года, написал книгу - сборник интервью и рассказов. С возрастом Орсон становился более язвительным и беспощадным.
«- Нельзя ли назвать режиссеров, которых вы уважаете более всего?
- Вам вряд ли понравится то, что я скажу, потому что эти режиссеры не очень-то ценятся киноинтеллектуалами. Мой самый любимый режиссер - Де Сика, я знаю, что сделал вам больно. И Джон Форд. Но Джон Форд - периода «Дилижанса».
- А молодые американские режиссеры?
- Отвратительны. Я их презираю. Среди молодых американских режиссеров я не видел никого интересного, кроме Кубрика. «Убийство» - хороший фильм, но «Тропы славы» я не смог досмотреть, ушел через полчаса.
- А Эйзенштейн? О нем много писали в связи с вашими фильмами.
- Я не видел ни одного фильма Эйзенштейна. То есть один видел. Но у меня была большая переписка с ним. И знаете почему? Я очень резко раскритиковал «Ивана Грозного» в одной американской газете. А он, находясь в Росиии, узнал об этой статье и написал мне. Я ответил ему, он - мне и завязалась переписка.»
Из рецензии Орсона Уэллса, опубликованной 23 мая 1945 года в «Нью-Йорк пост», где Уэллс вел ежедневную колонку:
«Недостатки в фильме такие, как бывают, когда автор нацелен в первую очередь на совершенство формы. Одержимость Эйзенштейна визуальными эффектами иногда приводит его, как и многих из нас, к пустым упражнениям, выхолощенной демонстрации красивых картинок. Например, борода Ивана Грозного - серпом она режет там, где драматургия бьет молотом - но для режиссера снимать ее очевидно было интереснее, чем зрителю смотреть на нее».
Несмотря на неистребимый оптимизм и невероятную энергию, Орсон на редкость болезненно относился к критике, хотя сам, как видно, мог критиковать беспощадно.
Интервью газете «Санди Таймс», 1963.
Беатрис, семилетняя дочь Орсона, смотрит по ТВ триллер… Вдруг кто-то, возможно, предатель, гасит свет в кадре. Девочка протестует: «Слишком темно, я ничего не понимаю!». «Слишком темно, я ничего не понимаю! - иронизирует Уэллс. - Вот так обычно говорят мои критики».
«Серная кислота критики оставляет в душе неизгладимые следы. Я могу воспроизвести наизусть многие из отрицательных отзывов. Например, «Дрожащая морзянка басовитого голоса». Это было написано более четверти века назад. И эта же газета недавно напечатала следующее: «Орсон Уэллс, безусловно, был великолепен».»
Признание пришло к нему слишком поздно. В 1975 году Американский киноинститут наградил его специальным призом. В 1982 году Орсон Уэллс стал лауреатом юбилейной премии кинофестиваля в Венеции. А незадолго до смерти, в 1984 году, Уэллс получил приз Дэвида Гриффита от Гильдии американских режиссеров.
10 октября 1985 года замечательного художника не стало. Он умер от инфаркта в возрасте 70 лет.
Говорят, что такие люди рождаются раз в столетие. XX век уже подарил кинематографу Орсона Уэллса. Посмотрим, насколько расщедрится век XXI.
©