К завтрашнему дню рождения Питера О'Тула. ЕЦ
"Я - не сумасшедший, но все остальные, по-моему, сумасшедшие..."
Питер О'Тул
Испокон веков общество воевало с безумцами. В разные времена оно объявляло их вне закона, отправляло на поиски Святого Грааля и завоевание Святой Земли, пыталось направить их энергию в религию, придумывало для них войны, отправляло на открытие новых земель. Со временем общество образумилось и стало поступать умнее: зачем ломать голову над судьбой того или иного безумца? Дайте ему волю - и рано или поздно он свернет себе шею, тем самым дав поучительный пример того, как не надо жить. А если и не свернет, то к пенсии превратится в рухлядь - жизнь "на всю катушку" еще никому не сходила с рук. Общество рассуждало мудро, но не учло одного: мы - все же люди, и поэтому, как мухи на мед, падки на все эффектное и блестящее. Заковав себя в кандалы приличий, мы восхищаемся теми, кто имел смелость предпочесть свободу - даже если эта свобода и куплена очень дорогой ценой. Даже самый умеренный из нас иногда завидует тому, у кого хватило безрассудства выяснить отношения с влиятельным подлецом, не считать денег, даже если их немного, смеяться в лицо опасности, пить не сколько можно, а сколько хочется, а главное - никогда не думать о том, что скажут или подумают коллеги, соседи, начальники... Конечно, отходя от обаяния безумцев, мы приходим в себя и радуемся, что не похожи на них. Мы возмущаемся их непрактичностью: "С такими способностями можно было горы свернуть, а он... Растратил себя попусту". Но в глубине души мы понимаем, что не правы. Что наше долгое, размеренное существование безумно скучно в сравнении с фейерверком их часто короткой, но бурной жизни. Что им необязательно "оставлять след" работой или детьми: сама жизнь безумца - уже произведение искусства. Им есть, что вспомнить в старости, но они редко до нее доживают. Великолепный актер Питер О'Тул в этом смысле исключение. В отличии от других безумцев мира кино - Джеймса Дина, Джона Берримора - он сумел дожить старости. 2 августа ему исполнилось 78 лет.
Возможно, корни непредсказуемого характера Питера О'Тула кроются в его ирландском происхождении. "Каждый ирландец - сумасшедший", - гласит английская поговорка, которая не слишком далека от истины: ирландцы вспыльчивы и ранимы, упрямы и безрассудны, если пьяны - то в стельку, если веселы - то мало места всем вокруг, если печальны - то до депрессии. И Питер Сомс О'Тул, сын ирландца Патрика О'Тула и шотландки Констанции Фергюссон-О'Тул, если и отличался чем-то от окружающих, то живостью характера и неизменным стремлением лезть на рожон, за что ему еще в детстве доставались тумаки и шишки. Впрочем, если кто и воспитывал живого мальчишку, то строгая мать и суровые монахини в йоркширской монастырской школе. Обожаемый отец паренька подавал ему совсем другой пример: букмекер средней руки, он напивался почти каждый день и как минимум раз в месяц ночевал в полицейском участке. И при этом умудрялся оставаться весьма уважаемым в округе человеком. Питеру повезло меньше: когда он был совсем еще ребенком, семья покинула Ирландию и переселилась в Йоркшир, где на "ирландские шалости" смотрели не так уж снисходительно. В результате, в 14 лет О'Тул решил, что всему полезному в этой жизни он уже научился: забросив школу, он устроился рассыльным в местную газету. Там внимательного и умного парня вскоре повысили в должности, сделав репортером. По возвращении из армии О'Тула ждало постоянное место в штате редакции и неплохое жалование. Но Питер вдруг удивил всех, заявив, что с журналистикой покончено: он будет актером. Родители не спорили, тем паче, что "выверт" сына явно пошел ему на пользу: талантливый, стройный голубоглазый красавец в кино и театре имел куда больше шансов "проявиться", чем в провинциальной газете. Тем более, что несколько лет все шло просто прекрасно: Питер закончил театральную академию, поступил в один из престижнейших театров страны - "Олд вик", а в 1959 году даже женился - тоже на актрисе, девушке из хорошей семьи, Шон Филлипс. Констанция Фергюсон нянчила внучку и радовалась, что сын наконец утихомирился. Но не прошло и года после женитьбы, как идиллия закончилась: бросив театр, ее сумасшедший Питер уехал - к черту на кулички, в африканские пустыни, сниматься в суперколлосе "Лоуренс Аравийский".
На роль Лоуренса Аравийского Питера взяли почти случайно: деньги на проект были выделены под имя очень популярного тогда Дирка Богарда. И когда тот внезапно отказался от роли, картина, уже поглотившая не одну тысячу фунтов, оказалась под угрозой срыва. За полтора года поисков Дэвид Линн уже отчаялся найти в Англии своего "полковника Лоуренса", как вдруг возникла кандидатура О'Тула. Режиссеру понравились внешние данные молодого актера, а главное - его желание на собственном опыте прочувствовать все прелести жизни в аравийских пустынях. Но когда Питер предложил Лину сделать пластическую операцию носа, чтобы еще больше походить на Лоуренса внешне, тот посмотрел на него, как на ненормального. Было отчего: в начале 60-х любые изменения во внешности - даже царапины - наносились гримом, и режиссер, который только заикнулся бы о настоящем синяке, вызвал бы просто недоумение. А тут актер сам предлагает изуродовать свой нос ради одной единственной роли! Лин попытался отговорить Питера, но быстро оставил это занятие: если парню нравится сходить с ума, то почему нет? Фильм от этого ведь только выиграет. И действительно, фильм выиграл. Полковник Лоуренс у О'Тула получился просто великолепным - стройный, гибкий, белокурый, с невыносимо голубыми глазами, глазами мечтателя и сумасшедшего... Линн поздравлял себя с успехом, а юношу - с номинацией на "Оскар". Награда, правда, О'Тулу не досталась, но путь в большое кино был открыт.
Но к удивлению продюсеров, Питер не спешил делать капитал на пришедшей к нему славе. Они много играл в театре, в кино снимался он реже, ио участвовать в коммерчески успешных лентах соглашался не часто. В Голливуде разводили руками: у О'Тула были все данные, чтобы на долгие годы занять самую прибыльную нишу американского кино - романтические комедии. Не захотел. Вместо этого он играл королей, лордов, фашистских генералов. Играл людей, похожих на себя: вспыльчивых, непредсказуемых, иногда откровенно ненормальных... Да и в жизни следовал "образу и подобию" своих героев: много пил, флиртовал с партнершами, время от времени попадал то в полицейский участок, то на страницы скандальной хроники. Журналисты всегда могли сделать из интервью с О'Тулом маленькую сенсацию, но общаться с ним было нелегко: иронично-насмешливый, он через минуту уже мог быть исполнен испепеляющего гнева, а еще через пару минут - уже согревал тебя своей необыкновенно обаятельной улыбкой. Один из журналистов, долгие годы работавший с О'Тулом, не без иронии отмечал: "Питер абсолютно невыносим. Но стоит ему пустить в ход свое обаяние, как он кажется вам самым милым человеком на свете, а все творимые им сумасбродства начинают казаться ужасно логичными".
"Лев зимой"
"Как украсть миллион"
"Беккет"
В любом случае, пишущей братии было грех жаловаться на О'Тула. В 60-70 годы он и Ричард Бертон давали больше всего пищи для пересудов. "Питер О'Тул отбил Урсулу Андерс у Бельмондо" - кричали американские газеты. "Дебошир, поднявший на ноги весь квартал в три часа ночи, оказался знаменитым актером О'Тулом", - вторила им английская пресса. О их грандиозных попойках не писали уже только потому, что в случае с О'Тулом и Бертоном это давно уже перестало быть сенсацией.
В американском кино такой образ жизни не приветствовался, и О'Тул с Бертоном стали вечными "штрафниками" по части "Оскаров" - каждый не раз был номинирован, но заветной статуэтки так и не дождался. Но если Ричард Бертон свои поражения в "оскаровской гонке" воспринимал очень тяжело, то О'Тул всем своим видом показывал, насколько это мало интересует. Будучи восемь раз номинированым на награду, он появился на церемонии лишь однажды. Гораздо чаще его видели на вручении менее академичной премии "Золотой глобус" - и в результате он получил с десяток номинаций и три премии.
"Трюкач"
К концу 70-х в богемный образ жизни актера пришлось вносить кое-какие коррективы. Сначала, не выдержав пьянства и загулов мужа, от него ушла Шон Филлипс, нашедшая более молодого поклонника. Следующим ударом был страшный диагноз врачей: обратившись к ним с "пустяковой" болью в желудке, О'Тул услышал страшный диагноз - рак. Слава Богу, операцию провели вовремя, но лишившись поджелудочной и части желудка, Питер пересмотрел отношение к спиртному. Он сразу же "завязал" с запоями, позволяя себе пить только чуть-чуть и изредка. Впрочем, эксцессов в его жизни от это не убавилось. Несмотря на категорическое заявление актера о том, что он никогда больше не женится, девушки вокруг него крутились, как мотыльки у фонаря. Одна из них - манекенщица Карен Браун - даже "осчастливила" Питера сыном Лорканом, после чего решила, что имеет полное право называться Карен О'Тул. Возмущенный актер в судебном порядке попытался доказать, что он не женат и жениться не собирается. Реакция Карен была предсказуемой: "Не женишься - ребенка будешь видеть только по праздникам". Друзья советовали Питеру отстоять свои права в суде, но он поступил иначе - выкрал Лоркана из дома матери и увез его на Бермудские острова. Увы, через несколько месяцев мальчика пришлось вернуть матери: Карен угрожала подать в суд и навсегда разлучить Питера с сыном.
Естественно, что в "боевых 80-х" Питеру было не до кино. Впрочем, он и не скрывал, что уже давно перестал получать от съемок удовольствие, и ныне только пополняет свой финансовый бюджет. "Есть много других, более приятных вещей, - говорил он в интервью, - Чем старше я становлюсь, тем больше склоняюсь к тому, чтобы навсегда поселиться с сыном в своем ирландском поместье, а в Лондон приезжать лишь изредка - проведать дочерей". Тем не менее, верный себе, он по-прежнему непредсказуем - в начале 90-х, казалось бы, окончательно завязав с кино, он вновь возник на экране в "Волшебной истории" в 1997 году, и с удовольствием снимается в небольших ролях и по сей день. В 2003 году Питер наконец-то помирился с Киноакадемией, вручившей ему почетный «Оскар» за кинокарьеру.
По словам актера, самый частый вопрос который задают ему журналисты: "Вам не кажется, что ваша кинематографическая карьера, хотя и была блестящей, но не состоялась в полной мере?" И получают неизменно-ироничный ответ: "Может быть. Зато у меня в полной мере состоялась жизнь".
(c) Елена ЦЫМБАЛ
7 лучших фильмов Питера О'Тула
1962 "Лоуренс Аравийский"
1964 "Беккет"
1966 "Как украсть миллион"
1968 "Лев зимой"
1969 "До свиданья, мистер Чипс"
1980 "Трюкач"
1982 "Мой любимый год"