Фильмы, вызывающие такой ажиотаж, нужно смотреть не вместе со всеми, а гораздо позже. До модного в далеком 2007 году "Искупления" я добралась только сейчас, спустя почти три года. И мне очень хочется сравнить этот фильм с другим, снятым на 45 лет раньше - с "Детским часом". Да, Уильяма Уайлера, автора "Сестры Кэрри", "Римских каникул", "Бен Гура", экранизировавшего фаулзовского "Коллекционера" нельзя ставить рядом с Джо Райтом, у которого на момент создания "Искупления" была лишь одна полнометражная лента - печально известная трактовка "Гордости и предубеждения". Но все же, все же.
Я не буду брать в расчет лирическую линию райтовского фильма - ее там нет. Нет, в самом деле, как может быть жаль несуществующую великую любовь? Есть хотение, есть страсть, есть желание.
После сцены в библиотеке все те эмоции, накаляющие воздух в начале фильма, исчезают. Джеймс Макэвой углубился в переживания героя, связанные с заключением и войной. Кира Найтли задумчиво поводит вокруг печальными очами, пытаясь определить, в каком же она все-таки времени. Что неудивительно: 1934 год, а ее героиня не увлекается модой на вытравленные добела волосы, не выщипывает в ниточку брови и ходит приблизительно в тех же балахонах, спущенных с одного плеча, из тонкой набивной ткани, что и Элизабет в "Гордости и предубеждении". Удивительно, что Найтли, с ее совершенно современным лицом, умудряется каждый второй фильм оказываться в другой исторической эпохе.
Сосредоточусь на центральной теме фильма - несправедливом обвинении ребенка и последовавшем наказании. Прежде всего, как ни парадоксально, но злость на героиню Сирши Ронан не чувствуется. Главная мысль опрокидывается с ног на голову и закрадывается убийственное предположение: а так ли уж несправедливо наказание? Ни Сесилия, ни Робби не предстают безумно влюбленными и погруженными друг в друга. Скорее, эгоистами, играющими судьбами других и увлеченных удовлетворением собственной страсти.
Ведь именно это причина состоявшегося преступления, именно это застило глаза героям, не заметившим очевидного. Ребенок, оставшийся без присмотра, отомщен. Одна ложь влечет за собой другую, которая всплывет через несколько лет как противоестественный брак насильника и жертвы. Актерских вершин Сирша не берет: ей далеко до демонического желания уничтожения, таящегося в хрупкой Веронике Картрайт (рыжеволосая сестра Мича в хичкоковских "Птицах" и корень зла в "Детском часе").
В свою очередь, ложное обвинение в драме Уайлера так же оказывается истинным для одной из подруг, высвечивая ее чувства. Но здесь уже удар наугад пришелся в самую точку, открыв глаза на единственную настоящую любовь во всем фильме: любовь Марты к Карен. Уничтожает ее ни наказание, ни стыд, ни разрушительная сила войны, на которую так просто списать все, а собственная страсть. Но та страсть, что выше желания обладать, что сродни желанию отдать.
Вообще, удивительно, что камерная драма о нестандартном любовном треугольнике смотрится на одном дыхании, а фильм, претендующий именоваться масштабным полотном с действием, протяженным во времени, и модными актерами усыпляет.
сухой остаток
"Искупление": очень недурна Ромола Гарай, за ней интересно наблюдать.
"Детский час": Одри Хепберн и Ширли МакЛейн в главных ролях, конечно. Крепкий сценарий. Операторская работа и талант Уайлера.