"Амаркорд" (Amarcord, Ф.Феллини, 1973)

May 15, 2014 12:57

Фильм-воспоминание зрелого режиссера о далеком детстве в провинциальном Римини.

Прекрасное было время: газировка по три сольдо, одного мороженого четыре вида, не считая пломбира, походы с приятелями-одноклассниками в кинематограф вместо скучных уроков латыни и арифметики. Окружающий мир огромен, загадочен и притягателен, как проплывающий мимо роскошный океанский лайнер.


Одна из главных тем "Амаркорда", благодаря чему он и попал так быстро на советские экраны, хотя и в изрядно купированном виде, - антифашистская. Дело-то происходит в Италии в 1930-е годы, о чем постоянно напоминают зрителю портреты дуче и бригады вяло марширующих чернорубашечников.

У Феллини фашисты как на подбор несимпатичны и небрутальны, но все же не так зловещи, как у Висконти, Кавани или Бертолуччи. Скорее карикатурны: самое драматичное столкновение одного из персонажей фильма с чернорубашечниками заканчивается гомерическим поносом.

Особо ценным для меня этот фильм делает участие в сценарии Тонино Гуэрры, автора, к которому я пока не знаю как относиться (слишком уж недавно он умер), но скорее всего, с симпатией. Разве можно не любить соавтора "Истории тысячного года или Приключений Тысячемуха"?


Но все же главная тема феллиниевских киномемуаров - пубертатные переживания главного героя, alter ego самого режиссера, его взросление, сладкий и мучительный переход от печалей первой детской влюбленности к радостям первой подростковой мастурбации. Здесь это выглядит одновременно и трогательно до пощипывания в носу и уморительно пошло.

Потом, после "Амаркорда" эта щемящая интонация расставания с детством станет заметна и в европейском кино и в отечественном, цитируясь порой чуть ли не один в один.


Поклонники Кустурицы, впервые посмотревшие "Амаркорд", будут гарантированно возмущены: как же нагло Феллини потырил многие фирменные фишки уважаемого югославского режиссера. Одна только сцена с полоумным дядюшкой на дереве - "кустурица чистой воды"

Упс, что-то я уже начал содержание пересказывать, а это нехорошо. Посмотрите лучше сами. В общем, фильм на твердые 9,5 по десятибалльной шкале, рекомендую.


пост: рецензия, режиссер: federico fellini, 1970-е

Previous post Next post
Up