1966. Франция. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль. В главных ролях: Лино Вентура, Кристин Фарбера, поль Меррисс, Раймон Пеллегрен.
Я не люблю очень длинные фильмы. Этот идет два с половиной часа. Но, погрузившись в изысканно сотканную атмосферу французского нуара, величину картины увидел лишь после просмотра.
Экранизация одноименного романа Хосе (Жозе) Джованни получилась очень точная. Перед нами несколько дней из жизни бежавшего из заключения гангстера Гюса, который пытается залечь на дно. В этом ему помогает любимая женщина по кличке «Мануш» - Цыганка. Однако, когда Гюсу старые дружки предлагают поучаствовать в ограблении машины инкассаторов, он соглашается, ведь ему нужны деньги для побега за границу.
По следам бандитов идет хитрый и хладнокровный комиссар Бло, который в своей работе руководствуется принципом «разделяй и властвуй». Для него поиск гангстеров сродни охоте.
Помимо достоверной актерской игры, фильм запомнится режиссурой и операторской работой. Но главное в нем, на мой взгляд, атмосфера криминального мира, в котором также есть свои правила, свои добро и зло.
В этой истории нет ни назидания, ни вывода. Это связано, прежде всего, с личностью автора первоисточника - Хосе Джованни. А потому, несколько слов о нем. Jose Giovanni родился в Париже в 1923 году в семье корсиканцев. Получив прекрасное образование, до войны он трудится на низкооплачиваемых работах: мойщик посуды, лесоруб, официант. Участвует в движении Сопротивления. После войны входит в корсиканскую банду. Его ловят во время одного из налетов с перестрелкой и приговаривают к смертной казни. Джованни ждет казни несколько месяцев, но приговор меняют на 10 лет каторги. Сразу после выхода на свободу, Хосе пишет свой первый роман «Дыра» о попытке своего побега из тюрьмы.
В 1986 году состоялся новый судебный процесс по делу 1945 года. После которого писателя полностью реабилитировали.
«- Они все умерли, - сказала она, и силы ее покинули».