ПЕВЦЫ-НЕВИДИМКИ.

Nov 29, 2013 20:39

Голливуд, двадцатые годы прошлого века.
Начало "золотого века" кино. Этот век начался тогда, когда вышел "Певец джаза" - пускай и не первый фильм со звуком, но первый фильм с озвученными диалогами, который, как многие полагают, окончательно положил конец эре немого кино.

В 1928 году была организована так называемая студийная система. Восемь крупных киностудий владели практически всем кинорынком. Они, помимо собственно производства и съемок фильма, также занимались его дистрибуцией и владели (каждый своей) сетью кинотеатров. Т.е. киностудии контролировали весь процесс кинопроизводства - от съемок до показа.
Кинозвезды (да и другой персонал - режиссеры, сценаристы и т.д.) заключали с киностудиями долгосрочные контракты и находились в их полном распоряжении; их карьера целиком и полностью зависела от киностудии. Киностудии создавали звездам имидж - имидж, который ставился превыше актёрских способностей актёра или актрисы (они должны были полностью ему соответствовать, как на экране, так и в обычной жизни), давали новое имя (Арчи Лич стал Гэрри Грантом, Люсил Фей ЛеСюр стала Джоан Кроуфорд, Рой Харольд Шрер - Рок Хадсоном и так далее) и даже переписывали их биографию. Очень часто даже личная жизнь актеров и актрис терпела весьма грубые вмешательства со стороны владельцев киностудий.

MGM была крупнейшей, и, по словам ее директора, в студии МGM было больше звезд, чем на небе -Кларк Гейбл, Джоан Кроуфорд, Спенсер Трейси, Джуди Гарланд, Джин Келли и многие-многие другие. К концу 1934 года у студии МGМ было более шестидесяти (только вдумайтесь в это число!) знаменитых актёров и актрис, связанных контрактом с данной кинокомпанией.
Эта студия практически создала образ классической звезды Голливуда: гламурной, красивой, изящной, недосягаемой богини.
Богини, которой полагалось быть совершенной во всех отношениях.

Увы, далеко не всем удавалось воплотить этот идеал в жизнь. В немом кино звездам экрана полагалось иметь выразительную мимику, пластику, умение держаться, ходить и танцевать. С наступлением эры звукового кино им пришлось еще и ..петь.
Петь, как оказалось, могли далеко не все.

Воьмем такую мега-звезду Голливуда как Рита Хейворт; пик её карьеры пришёлся как раз на тридцатые-сороковые года.

которая, кстати, является классическим примером "создания голливудской звезды". Рита Хейворт была рождена Маргаритой Кармен Кансино. Будучи девушкой испанского происхождения, она обладала соответствующей яркой южной внешностью. Подписав контракт со студией Фокс в возрасте шестнадцати лет, Хейворт, однако, не преуспела на актёрском поприще. Другая студия - Коламбия - увидела в Хейворт потенциал и заключила с ней контракт. Однако, прежде чем стать блистательной дивой Голливуда Маргарите Кармен Кансино пришлось сделать несколько (весьма болезненных по тем временам) пластических операций - её лоб визуально увеличили (отодвинув границу роста волос выше), осветлили кожу и перекрасили волосы. От испанского происхождения не осталось и следа, Рита Хейворт была рождена и покорила кинематограф навсегда.


https://www.youtube.com/watch?v=CUQvITehr34

Она прекрасно выглядела и прекрасно танцевала. Она была любимой партнершей легендарного Фреда Астера.

https://www.youtube.com/watch?v=HnAOIp0BZhQ

Но петь она не умела.
И тут на сцену выходят певцы-невидимки.
Т.е. на сцену же они, конечно, не выходили, они как раз оставались совершенно безвестными людьми, чьи имена даже не упоминались в титрах. Они пели за гламурных звезд Голливуда, одалживая им свой голос и мастерство.

За Риту пело как минимум четыре разных певицы (в разных фильмах) и далеко не каждый раз похожими голосами. Почему в то время никто из зрителей не обращал на этот факт внимания - на то, что Рита поёт от фильма к фильму другим голосом - я не знаю. Наверно, они были заняты тем, что смотрели, а не слушали еe.
А посмотреть было и остается есть на что:

https://www.youtube.com/watch?v=e-LO9Ay6v_M

Здесь, в сцене из фильма "Гильда" за нее поёт Анита Эллис.



Анита Элис (родом из Канады, она родилась в семье ортодоксальных евреев, в возрасте семнадцати лет стала стипендиатом консерватории Цинциннати. К сожалению, отчаянная боязнь выступления на публике препятстовала её карьере как солистки. К счастью, выступления для радио-программ могли предложить выход из этого положения. Тогда же она озвучила мега-звезд того времени и на экране (ту же Рита Хейворт, Шелли Винтерс, Вера Эллен и многих других). Впоследствии, на волне её успеха озвучивания голливудских звезд, она попыталась опять взяться за карьеру солистки, но, к сожалению, страх перед публикой (она буквально начиналась трястись и терять голос как только взоры публики устремлялись на неё) положил конец и этому начинанию. Но запомните её имя, мы еще вернёмся к нему.

Надо сказать, что в те времена звезды не могли сами выбирать фильмы или роли, в которых хотели сниматься. Существующая тогда система контрактов не позволяла им этого делать. Актер или актриса подписывали долгосрочный контракт со студией и уже студия решала, в каком фильме ему/ей сниматься. Студия также могла "одалживать" другой студии актера или актрису. А иногда отказывались. Например, Ширли Темпл


могла бы сыграть роль Дороти в знаменитом мюзикле "Волшебник Изумрудного города", но так как она была связана контрактом студии Фокс, то на эту роль взяли Джуди Гарланд, которая, надо сказать, прекрасно справилась.

https://www.youtube.com/watch?v=PSZxmZmBfnU

Актёры и актрисы должны были полностью соотвествовать созданному им имиджу, поэтому студии тщательно охраняли секрет существования "певцов-невидимок" и того, что их гламурные звезды пели не своими голосами.

Сам Дисней вовсю использовал голоса "закадровых" певцов, совершенно не утруждаясь упоминанием их имен ни в титрах, ни на обложках пластинок.
Например, невероятно трогательная песня "Baby mine" ((песня, кстати, была номинирована на Оскар!), без которой совершенно невозможно представить себе мультфильм "Дамбо" (вышедший в 1941 году) была спета Бетти Нойес - актрисой и певицей (она выступала в основном на радио). Но её имя вы не найдете нигде.

https://www.youtube.com/watch?v=CORf1liT9cE

Или мюзикл Оливер!, вышедший в 1968 году (забежим немного вперед).
Посмотрите, как старательно поёт Марк Лестер, мальчик, сыгравший главного героя.

https://www.youtube.com/watch?v=WjJDekSculo

Тот факт, что пел не он сам, а за него пела Кэти Грин, дочь музыкального директора фильма, был впервые обнародован аж в 1988 году. Это просто пример того, как тщательно охранялся секрет певцов-невидимок.
---------------------------------------------------

Но вернемся к началу пятидесятых годов.
В то время Голливуд столкнулся с проблемой. А именно - телевидением. В послевоенные годы телевидение развивавалось и набирало популярность бешеными темпами.
В период между 1949 и 1969 годом количество домашних телевизоров выросло с миллиона до сорока четырех миллионов. Всё больше и больше людей проводило своё время дома, сидя перед телевизором. Это не могло не сказаться нa количестве посетителей кинотеатров. Простые американцы, закаленные военными и послевоенными годами, уже были не склонны смотреть длинные романтические сентиментальные драмы. Телевизионные шоу, новости и даже президентские дебаты - это всё уже можно было смотреть в своей гостиной. Дела у киностудий шли настолько плохо, что они стали продавать телевидению свои права на показ фильмов. Первый полнометражный художественный фильм, показанный по телевизору был тот же "Волшебник Изумрудного Города".
Многие звезды кино, такие как Фрэнк Синатра, уже не гнушались работой на телевидении. Другие актеры и актрисы, чья карьера шла на спад в Голливуде, нашли "второе дыхание" и обрели былую популярность, снимаясь для телевидения.
Да что Фрэнк Синатра! Сам Хитчок снимал телевизинный сериал.

Голливуд вводил всякие новшества в надежде заманить засевшего дома американца обратно в кинотеатр:
панорамное кино;
фильмы в формате 3Д (да-да, уже тогда);
синемаскоп (изображение проектировалось на огромный экран шириной до середины кинотеатра);
а также Арома-Рама (через систему вентиляции в зал впрыскивалась ароматизированная жидкость).
Ничего из этого не прижилось, и уж тем более не помогло киноиндустрии.

Система студий к тому времени развалилась - антимонопольный комитет разделил процесс кинопроизводства и кинотеатров. Т.е. уже готовый фильм мог и не дойти до кинозрителя, так как киностудии уже не владели сетью собственных кинотеатров; процесс дистрибуции шёл через третьих лиц. Голливуд снимал меньше и меньше фильмов, но старался делать эти фильмы более качественными и "масштабными", то есть такие фильмы, которые в полной мере можно было б оценить по достоинству только в кинотеатре - с красивейшими дорогими костюмами, с шикарными декорациями, кинозвездами в главных ролях (наличие известного актера/актрисы в качестве главного героя было очень важным фактором - под "звездность" актера легче было получить финансирование для фильма), и, конечно же, музыкой - это всё привлекало публику.

Конечно же, таким требованиям прекрасно отвечал жанр музыкального фильма.
В 1952 году вышел "Поющие под дождём", фильм, который сейчас рассматривается как один из лучших (если не самый лучший) фильм этого жанра.

В главных ролях снялись Джин Келли, Дебби Рейнольдс, Джин Хейган и Дональд О"Коннор.
Фильм - прекрасная пародия на переломный момент в истории Голливуда: переход от немого кино к кино озвученному: главные герои, снимавшиеся в довольно успешных немых фильмах, сталкиваются с необходимостью сделать свой первый "говорящий" фильм. Но вот беда - главная героиня, красавица Джин Хейган, совершенно не умеет петь. Тогда было решено, что за нее будет петь безвестная хористка (в которую, конечно же, влюбляется главный герой).

Дебби Рейнольдс, снявшаяся в роли хористки, была очень молода, ей не было и девятнадцати. Танцевать она практически не умела, чем и заслужила несколько нелестных комментариев в свой адрес от от своего партнера по фильму - Джина Келли. Легенда гласит, что Рейнольдс, доведенная до слез, убежала и спряталась под рояль, где ее, рыдающую и расстроенную, нашёл сам Фред Астер. И вызвался ей помочь. А у Астера запляшет и трехногая собака.
Результат получился блестящим:

https://www.youtube.com/watch?v=GB2yiIoEtXw

Кажущаяся легкость их танца была результатом титанического труда и бесконечных тренировок. После того, как был снят последний дубль этой песни, туфли с Рейнольдс снимали вместе с кожей - ноги были стерты в кровь. Потом, в одном из интервью, она сказала, что съемки "Поющих под дождем" и рождение детей - одни из самых трудных событий в её жизни.(впрочем, когда ее муж бросил ее несколько лет спустя ради Элизабет Тейлор, наверно, это тоже был нелегкий момент).

Когда снимали эту сцену (в несколько дублей)

https://www.youtube.com/watch?v=D1ZYhVpdXbQ

у Джина Келли была температура 39 и, по его словам, он не помнит половины происходящего.

Фильм, безусловно, прекрасен. До глубины души трогает мастерство всех актеров; песни и музыкальные номера, вошедшие в историю мирового кино; сцены из этого фильма переигрываются и упоминаются в сотнях современных фильмах и сериалах, но ирония ситуации состояла в том, что в фильме, чей сюжет был построен на том, что за звезду серебряного экрана поёт неизвестная хористка и как, в конце концов, раскрывается этот обман, на самом деле за главную героиню пела неизвестная тогда никому Бетти Ноэес (перечитываем пассаж про "Дамбо" и слушаем еще раз великолепный голос Бетти), не получившая за свою работу никакого признания.
"Закулисные" певцы тогда получали сущие копейки и уж тем более не имели никакого процента с прибыли, которую приносил фильм. Им говорили прямым текстом, что им лучше держать язык за зубами и не распространяться о своём участии в съемках фильма, иначе их карьере может прийти конец.

Одна из заключительных сцен "Поющих под дождём". Очень символическая - поднимается занавес, за которым стоит настоящая певица.
Сын Бетти Ноэес говорил в своих воспоминаниях, что он очень хотел бы, чтобы за первым занавесом поднялся второй, за которым бы стояла его мать, чей голос использовался в фильме. Но этому не суждено было случиться.

https://www.youtube.com/watch?v=-wI4jJq98tU

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь мы поговорим о мюзикле, вышедшем на экраны в 1956 году и о актрисе, снявшейся в главной роли, и которая первая публично призналась в том, что голос в фильме - не её голос. И о последствиях, которые возымело это признание.

Конечно же, это Дебора Керр.



в фильме "Король и я" http://www.kinopoisk.ru/film/8277/



Фильм об английской учительнице, которая поехала в Сиам работать гувернанткой многочисленных детей короля Сиама; действие происходит 1860 году.
Бюджет фильма составил четыре с половиной миллиона (огромные по тем временам деньги), а в общем и целом заработал в прокате более чем двадцать один миллион. Невероятной красоты костюмы (в основном именно они и были причиной того, что фильм "Король и я" стал вторым самым дорогим фильмом для киностудии Фокс) заслуживают отдельного топика - художник по костюмам Ирэна Шарафф получила Оскара, но поговорим сейчас о Деборе Керр.

Дебора Керр обладала приятным контральто, но этого всё равно был недостаточно, чтобы исполнить музыкальные номера фильма. И все песни за нее спела Марни Никсон.



Марни Никсон, пожалуй, одна из самых известных певиц-дублерш голливудских звезд.
Такие звезды большого экрана как Дебора Керр, Натали Вуд, Одри Хепберн, Мерилин Монро и многие другие - они все пели голосом Никсон.

Никсон получила образование как оперная певица, но её феноменальность её голоса (кроме потрясающего широкого диапазона) состоит в том, что она могла петь как и классические оперные арии, так и более простые - от мюзикла до кабаре.

Талант Никсон состоял в том, что она не "затмевала" голос дублируемой ею актрисы; её собственный голос обладал совершенно хамелеоновской способностью имитировать тембр голоса актрисы, при этом как бы обогащая и наполняя его.
Конечно же, Никсон не всегда пела все музыкальные номера за актрис от начала до конца, во многих случаях она пела часть песни, или просто "помогала" актрисе вытягивать верхние (или нижние) ноты.

Обратите внимание на этот фрагмент:

https://www.youtube.com/watch?v=1o1t-PhkFAQ

Там, где главная героиня говорит - Дебора Керр говорит своим голосом.
Как только она начинает петь - вы слышите голос Марни Никсон.

Вы слышите, как незаметен этот переход? Чтобы добиться такого эффекта (не надо забывать, что Никсон была очень молода, когда озвучивала Керр в "Король и я" - ей было всего двадцать один год), чтобы сгладить разницу между более "молодым" голосом Никсон и более глубоким голосом Керр специальный девайс был установлен на микрофоне.
И хотя у Никсон был заключен контракт всего на шесть недель на протяжении всего фильма, она присутствовала на съемках каждой сцены с участием Керр, с целью досконально изучить её мимику и манеру разговора.

Результат, как видите, получился великолепным. Фильм получил пять Оскаров: среди которых Оскар за лучшую мужскую роль, Оскар за лучшую работу художника-постановщика; лучший дизайн костюмов; лучший звук и лучшая музыка к фильму. Дебора Керр не получила Оскара, хотя и была номинирована.

Получила ли Марни Никсон хоть какое-то признание за свою работу в фильме?
Нет.

Но это была именно Дебора Керр, кто впервые сказала о том, что она не пела своим голосом. В многочисленных интервью она отдала должное таланту Марни Никсон, и с тех пор Марни Никсон уже открыто приглашали в различные фильмы для дублирования знаменитых актрис.

Прежде чем мы перейдем к разговору о следующем мюзикле, вернемся на минуту к Мерилин Монро.
Марни Никсон "помогла" взять Монро высокие ноты в известном фильме "Джентельмены предпочитают блондинок". Также знаменитая фраза "These rocks don't lose their shape" - тоже звучит из уст Никсон (смотрим трейлер к фильму с 1.54 минуты).
https://www.youtube.com/watch?v=ur9GKLl8v4U

Кстати, киностудия настаивала, чтобы Никсон перепела за Монро все песни в этом фильме (по причине того, что голос Монро слишком "детский" и звучит "смешно"), но Никсон отказалась.

--------------------------------------------------------------------------------------

Вторая часть здесь:

http://ellysimms.livejournal.com/377176.html

актер: gene kelly, актриса: judy garland, жанр: мюзикл, 1950-е, пост: история кино, актриса: deborah kerr, актриса: rita hayworth, актер: fred astaire, пост: обзор

Previous post Next post
Up