1954. Италия. Режиссер Федерико Феллини. В главных ролях: Энтони Куинн, Джульетта Мазина, Ричард Бейсхарт.
Фильм, который я бы назвал ярчайшим представителем итальянского НЕреализма. Внешне у меня с этой историей нет никаких точек соприкосновения. Но в том и волшебство этого фильма.
Суровый силач, артист бродячего цирка Дзампано покупает себе в бедной семье помощницу Джельсомину, немного сумасшедшую девушку, а, точнее - не желающую взрослеть женщину. Экзотическая парочка, которую, вроде бы, ничего не объединяет кроме совместной работы, отправляется в Дорогу. Но главный герой истории, как мне кажется, ощущение глобального одиночества каждого из персонажей: главных и второстепенных. Одиночки тянутся друг другу и те же отталкиваются.
Феллини неоднократно уверял, что «Дорога» представляет собой полный перечень персонажей, обитающих в его выдуманном мире. А потому, этим фильмом он без всяких мер предосторожности поделился со зрителем частичкой самого себя.
Персонаж, созданный Мазиной, стал настолько популярным, что, как говорила сама актриса, «всем срочно понадобилась Джельсомина». Феллини вспоминал: «Я мог сколотить целое состояние лишь на продаже прав на использование ее имени различным фирмам по производству кукол и конфет. Даже Дисней собирался снять с ее участием мультипликационный фильм». Игру Мазины сравнивали с чаплинской. Мне же созданная ей Джельсомина напомнила Чебурашку.
Силач и мизантроп Дзампано осознает свое одиночество позже. На берегу могучего и равнодушного океана. И, символично, что глаза его души откроются ночью.
Идём дальше.