Побывав недавно в городе Риме, я получил возможность сравнить кадры этого классического фильма с собственными впечатлениями и снимками и опознать места, на которых происходят его сцены. Итоги своих изысканий я и хочу представить на суд читателей. Разумеется, восьми дней пребывания в Риме не хватило бы, чтобы стать его знатоком, и некоторые места остались неопознанными, а некоторые, возможно, опознаны неверно - поэтому всяческие исправления, уточнения и дополнения только приветствуются. Впрочем, как ни странно, мне удалось узнать практически все кадры, на которых присутствуют какие-либо заметные приметы. В дальнейшем неопознанные сцены упоминаться не будут, речь пойдет только о тех, по которым у меня более-менее получилось сделать привязку к местности.
Титры фильма даются на фоне различных римских достопримечательностей. Первая из них - это, конечно же, площадь перед собором Св. Петра - Piazza San Pietro. Сейчас-то вы на ней никаких машин и автобусов не увидите...
Неказистый фасад справа - это церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме, а чуть левее огромный мемориал короля Виктора-Эммануила II, который называют то "комодом", то "пишущей машинкой".
По-видимому, мост Сант-Анджело у замка Св. Ангела, а купол на заднем плане - надо думать, собор Св. Петра. Из-за букв видно плохо, но больше бы там вроде быть нечему.
Вероятно, термы Каракаллы. Я их видел только мельком, проезжая мимо, и потому могу ошибаться. А если не они, то любые другие руины - их в Риме полным-полно.
Арка Септимия Севера на Форуме. Левее от нее домик с треугольным фронтоном - здание римской Курии. Обратите внимание на проезд у подножья арки - сейчас его нет.
Собор Сан-Джованни-ин-Латерано (опознано по снимку, я его живьем не видел)
Это, разумеется, купол Св. Петра сквозь струи фонтана на прилегающей к нему площади (см. кадр выше).
Площадь Пьяцца-дель-Пополо и две церкви с симметричными фасадами: левая - Санта-Мария-ди-Монтесанто, правая - Санта-Мария-деи-Мираколи. Прямо между ними проходит главная римская улица Корсо. На этой самой площади, если кто помнит "Графа Монте-Кристо", оный граф в компании Альбера де Морсера и Франца д'Эпине наблюдал за казнью, с которой начинался римский карнавал:-]
Снова Святой Петр.
"Дом посольства", в котором поселили принцессу Анну - на самом деле палаццо Барберини, где сейчас размещается Национальная галерея старинного искусства. Снимались ли сцены приёма, пресс-конференции и пр. в подлинных интерьерах - не могу сказать, так как внутрь мне попасть не удалось. Но вполне возможно, что они снимались именно там, судя по обилию картин на стенах:
Убежав из дворца, принцесса вылезает из грузовичка на Пьяцца Репубблика, которую украшает несколько скандальный фонтан "Наяды": в качестве моделей обнаженных нимф скульптор использовал двух сестер - артисток варьете, и скульптуры получились такими фривольными, что городские власти долго не решались открыть фонтан, и он стоял зачехленным.
После этого засыпающая на ходу принцесса каким-то образом оказывается на Форуме, расположенном оттуда совсем не близко, где на нее и натыкается Джо Брэдли.
Кадр смещается влево - и мы видим принцессу, прикорнувшую на каменной приступочке точно под той самой аркой Септимия Севера, о которой шла речь выше.
Брэдли приводит принцессу в дом на виа Маргутта, 51. (Эта улица отметилась в истории кино еще и тем, что на ней одно время жили Феллини и Джульетта Мазина). Вид, похоже, аутентичный - церковь с острым шпилем находится на соседней виа Бабуино.
Покинув дом на улице Маргутта, принцесса проходит через рынок (могу поспорить, снимали его где-нибудь на Кампо-ди-Фьори, которая находится совсем в другой стороне), и оказалась у главной римской достопримечательности - фонтана Треви. Сейчас днем там просто не протолкнешься от туристского многолюдья. А тогда, как видим, такого ажиотажа не было - а может, киношники всех разогнали...
Тут же она заходит и в парикмахерскую. (В правой части кадра виден вход в церковь Санти-Винченцо-э-Анастасио, где, кстати, похоронена княгиня Зинаида Волконская).
О том, что действие происходит у фонтана Треви, говорит и следующий кадр. Обратите внимание на вывески.
Это - кадр из другого фильма тех времен, "Три монеты в фонтане". Как видим, и аптека ("Farmacia") и заведение Paolo Gabbrielli на месте, а никакой парикмахерской нет.
А это уже мой кадр. Вон она, церковь, и многолюдье можно оценить. Поразительно, но аптека дожила до наших дней!
Едва выйдя из парикмахерской, принцесса оказывается на виа Кондотти, у Пьяцца-ди-Спанья. Вон она, знаменитая лестница, ведущая к церкви Тринита-деи-Монти. Удивительно не то, что действие перенеслось сюда так быстро (в принципе, расстояние там небольшое), а то, каким образом принцесса по пути от виа Кондотти к фонтану Треви ухитрилась здесь не побывать - в принципе, Пьяцца-ди-Спанья находится на кратчайшем пути между двумя этими объектами, и миновать ее очень сложно. Киношники...
Фонтан "Баркачча" на Пьяцца-ди-Спанья. Пивали мы из него воду - всякий раз, проходя мимо, наполняли бутылку...
В то время, чтобы пересечь площадь, принцессе приходилось уворачиваться от транспорта. Сейчас транспорту приходится уворачиваться от туристов. Да и проезжает он с другой стороны от фонтана.
И вот они уже на той самой лестнице. Сейчас на ней не так-то просто найти место, чтобы приткнуться...
В кафе у колонн Пантеона, на небольшой площади Ротонда. Если Брэдли хотел отвести "Аню" в кафе, он мог бы выбрать заведение и поближе...
Вот они уже на мотороллере (кстати, откуда он взялся?) проезжают мимо древнеримского театра Марцелла. Кстати, здание с куполом в правой части кадра - не что-нибудь, а синагога:-)
Опять на фоне мемориала Виктора-Эммануила и церкви Арачели (видна часть ее фасада и ведущая к ней лестница).
Ну, а это комментировать даже не надо. Колизей - он и в Риме Колизей:-)
Соответственно, внутри Колизея.
Дальше их каким-то ветром заносит на другой конец города, к вилле Медичи, которая находится совсем рядом с вышеупомянутой церковью Тринита-деи-Монти. Собственно, двигаясь этим маршрутом, они должны проезжать и над виа Маргутта, и над Пьяцца-ди-Спанья.
И вот они уже опять перед мемориалом Виктора-Эммануила, представшим на этом кадре во всей своей сомнительной красе. Площадь перед ним называется Пьяцца Венеция.
Принцесса-Одри пытается вести мотороллер на другом краю этой площади, перпендикулярно их движению на предыдущем кадре. Справа - здание Страхового банка.
Проехав некоторое расстояние и даже повернув на другую улицу, они оказываются ровно на том же самом месте, и даже транспорт у них за спиной тот же самый.
Здесь они проезжают по площади около церкви Джезу (это ее стена занимает правую половину кадра) и продолжают движение в направлении, противоположном тому, в котором ехали на предыдущем кадре: обратите внимание на башенку, возвышающуюся над зданием на дальнем плане - это та же самая, которая видна над головой принцессы на двух предыдущих кадрах. А здание над троллейбусом с зубцами по верхней кромке - это палаццо Венеция на одноименной площади.
На этой же площади под струи поливальной машины попадает и Ирвин на своем "Фиате-Тополино".
Полицейские бросаются в погоню от стен того же палаццо Венеция.
Погоня снова происходит мимо мемориала Виктора-Эммануила...
...и Капитолийского холма (лестница слева ведет к церкви Арачели, более низкая лестница справа - на собственно Капитолий)...
...и завершается неподалеку оттуда, в участке где-то рядом с древним храмом Портуна на Пьяцца-делла-Бокка-делла-Верита.
Рядом с этим храмом мы видим другой древний храм - Геркулеса.
И вот на фоне этого храма и фонтана "Тритон" они входят в галерею расположенной напротив церкви Санта-Мария-ин-Космедин, где, собственно, и находятся знаменитые "Уста истины" ("Бокка-делла-Верита" и значит "Уста истины" по-итальянски).
Сейчас бы они к Устам истины не попали, не отстояв в большой очереди желающих проверить себя на правдивость...
Стена с табличками желаний - по-видимому, у какого-то куска городских стен, которые я практически не осматривал. Впрочем, сомневаюсь, что этот обычай существует до сих пор.
И, наконец, дансинг на Тибре - как и было обещано, под стенами замка Св.Ангела (бывшего мавзолея Адриана).