Многие наверняка слышали про "парижский способ" прокладки метро. Это когда готовые фрагменты тунелей опускаются под землю. Но наверняка не все представляли, что это делалось и пр ипрокладке тунелей под водой. Мне в руки попали материалы иллюстирующие эту технологию при прокладке части тунелей в районе станции Saint Michel в Париже.
Как видно на разрезе, часть тунелей приходилось проклдадывать по Сеной. Станция справа у реки и есть Saint Michel.
Фрагменты готовых тунелей собирались на поверхности. На фото видно как собирался металлический каркас тунеля. Затем он заливался бетоном - каркас, а не тунель. И опускался под воду/землю.
Последовательность работ выглядела вот так.
Сквозь тунель делали специальную труду по которой люди могли забираться под основание опущенного тунеля и там работать.
Через эту трубу вниз подавали возудх и поднимали грунт.
Фото трубы.
Картина показывающая спуск рабочего вниз. Внизу же работа была очень тяжелая.
Вот как работали в нижней камере.
И напоследок фото станции сверху во время прокладки тунелей. Здесь хорошо видны шлюзы кессона через которые внутрь подавался воздух повышенного давления.