Главное достоинство памятника заключается в удивительно гармоничном сочетании объемно-пространственной и планировочной композиции здания с окружающим ландшафтом и планировкой деревенских поселений.
Ландшафт с 1974 года (когда проводилось обследование) никуда не делся, а вот никаких деревень рядом уже нет.
Каменная одноэтажная церковь, размером 36х17,5 м, относится к типу четырехстопных пятикупольных храмов с позакомарным покрытием. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение - собственно церковь.
Композиция завершения церкви построена на контрастном сочетании четырех небольших шлемовидных куполов на восьмигранных барабанах с кокошниками и одной центральной центральной луковичной главки на круглом световом барабане.
Всё это в сочетании с закомарами создает удивительно слаженный полихромный аккорд архитектурно-художественного образа, скомпонованного на основе лучших образцов многолетней практики культового зодчества.
На основе анализа архитектурно-конструктивных приемов возведения культовых зданий на севере в период c XVIII по XX в., допускается предположение, что данная церковь была сооружена на рубеже XVIII-XIX веков.
Однако, в Известиях Императорской Археологической Комиссии (Том 61. 1916 год) в Христофоровой пустыни описывается совсем другая церковь. Её из-за ветхости хотели разобрать в 1909 году, но Комиссия не разрешила. Либо церковь построили в период 1909...1917 гг, либо она была уже построена, но построена недавно и Археологическую Комиссию не интересовала.
Одинокий кедр - вероятно остаток кедровой рощи.