Пассажирские суда Архангельска (Буковина и Татария)

Apr 06, 2011 19:20



Архангельск как всем известно город - порт. Поэтому считаю не правельным не отвести в данном сообществе частичку места для истории судов. Почему пассажирские? Потому что именно они запомнились мне. Почему Буковина и Татария, а например не Балхаш и Коммунар..? Об этом ниже.

Немного отсебятины (кому лень, можете пропустить).
Два прекрасных Лайнера (именно так, с Большой Буквы), два удивительно красивых пассажирских судна когда то стояли у нас в Архангельском порту. Эти два белоснежных гиганта на красной пристани я помню с детства. Уж очень они впечатляли меня своими размерами, красотой. Как позже выяснилось, не долог был их век в Архангельске, и где то в 90-х они окончательно ушли из Северной Двины. Удивительно то, что мне удалось побывать на одном из них единственный раз, в последний день перед их окончательным уходом из нашего порта. Мелкий я с младшей сестрой гулял по красной пристани и не мог не пройти мимо таких красавцев. Трап был спущен, около него никого, и я с свойственным детским любопытством прихватив сестру полез на судно. Не долго гулял, встретил незнакомого дядю, и спросил его "а можно посмотреть кАрабль". То ли дядя знал что это последний день и решил дать погулять ребятам, то ли просто оказался добряком, но разрешение было получено, и я с сестрой весь вечер носился по палубам красавца. Сейчас лишь редкие отрывки всплывают в памяти от этого события. На завтрашний день Буковина и Татария уплыли и больше не возвращались, но в памяти остались навсегда.

Теперь фото и факты:
На первой фотке в заглавии поста Буковина и Татария на красной пристани, именно такими они отложились в моей памяти.

Видна носовая часть Татарии:


Буковина И Татария на Соловках:


Немного неизвестной истории про т\х "Татария"

О чем не написали "Известия" в 1967 году
Корреспондент "Известий" присуствовала в этом рейсе.

Теплоход "Татария" совершал туристский рейс по Северному морскому пути, единственный в году, в мировой практике самый высокоширотный. 229 пассажиров из 68 городов страны. Судно принадлежало Черноморскому пароходству, привыкло, можно сказать, к теплу. Но ведь еще только сентябрь, старый лед должен уже стаять, проплывут на радость отдыхающим 2-3 мелких айсберга, да и те - не "берги", не горы, а холмики.

Я была на "Татарии" в командировке и потому первые дни проводила на капитанском мостике, точнее, в ходовой рубке, старательно занося в блокнот морские термины, причуды курса и береговой линии. Капитан наш, Валерий Иванович Сироткин, молод и отменно воспитан. Ходил уже в Канаду, в Африку, но капитан - начинающий. Круиз "Татарии" - его первый самостоятельный арктический рейс. Но в Архангельске перед уходом он гордо отказался от наставника.

В Печору мы вошли спокойно, вовремя вышли из Печорской губы. Капитан придумал шумный, с пальбой и шампанским, переход через Полярный круг. Посвистывал и наслаждался жизнью - послушанием дизелей, акварельным туманом, крепким кофе и заблудившимися льдинками, между которыми гибко скользила "Татария". Однако уже к вечеру льда заметно прибавилось, а у "Татарии" борта тонкие, винты хрупкие, задним ходом двигаться во льду не может. Утром подошли к первой ледовой перемычке, ткнулись в нее и встали. Да уж, год выдался лихой, не для прогулок.

Амдерма, где располагался штаб морских операций, настоятельно рекомендует ждать ледокол "Красин", который пока выручает других. Ждать, видно, придется долго.

Белые глыбы грозили помять и "Татарию", и карьеру капитана. Сидя за обеденными столами, мы слышим, как хрипло потрескивает наш "дом", и Сироткин вздрагивает, при каждом ударе закусывает губу, словно от боли. Спокойнее всего, конечно, "ожидать в дрейфе". Но люди так ждали этого путешествия, столько денег заплатили, некоторые прилетели с Дальнего Востока... Между тем невдалеке появился лесовоз "Валдайлес". Наш капитан попросил его капитана, Ризвана Ибрагимова, провести "Татарию" через поле льда. Хотя у "Валдайлеса" - ледовый класс, но идет он в Игарку пустой, без груза, весь торчком надо льдом, сам не очень устойчив. Тем не менее... Короче, мы двинулись за Ибрагимовым.

Из диалога, который я записала почти дословно:

- "Валдайлес", сбавьте ход, пожалуйста. Нас очень сильно бьет.

- Стали, стали, ждем вас. Не заходите в тяжелый лед, идите правее. Видите, глубоко сидящая льдина?

- Нам не вывернуться... Нет, я вылезаю, Ризван Ибрагимов, вылезаю на самом малом. Не спешите!.. Опять не могу двинуться. Что мне делать? Вы же мой корпус знаете. Меня сжимает!

- Крепитесь, впереди легче.

- Мы стараемся, но еле ползем...

До чистой воды добрались к вечеру. В 18.50 "Валдайлес" вызвал нас в последний раз.

- Даю полный ход.

- Ризван Ибрагимов, разрешите поблагодарить вас и экипаж.

- Пустяки! Сегодня - вы, а завтра - мы. До встречи!

Встретились в Игарке, где "Валдайлес" грузил бревна для Испании. На палубе кто-то зычно орал: "Севилью - в трюм? Лады! Там речка эта - Гвадалквивир, пройдем!" Позже в Амдерме, в штабе моропераций, мне сказали, что капитан Сироткин достойно провел рейс, а переделка, в которую мы попали, называется крупнобитый, сплоченный, девятибалльный лед. Обратно (я сошла раньше, на Диксоне) "Татарию" вел все-таки "Красин", но после его ухода снова уперлись в лед. "Ну и что?" - спрашиваю. Ну и ничего. Капитан нашел свободное место...

Главная редакция усмотрела в уже набранном материале пропаганду безответственности, паникерства, непрофессионализма, слабоволия и чего-то там еще, уж и не помню. Гранки - разобрать!

Почтовая печать того рейса.


1967. 3-23 сентября. Туристический арктический рейс по Северному Ледовитому океану на теплоходе "Татария" по маршруту Архангельск - Игарка - Мурманск. Рис. Н. Наговицина. Изготовлен на месте. Контуры пассажирского теплохода <Татария> на фоне маршрута рейса Архангельск- Соловецкие о-ва - Нарьян-Мар - Диксон - Дудинка - Игарка - Дудинка - Диксон - Мурманск, справа - силуэт белого медведя.





По некоторым данным фото снизу - Буковина, но есть сомнения хотя бы по длине надписи, хотя судно явно одного типа что и Буковина и Татария (Такой окрас ей явно не в лицу):


В 2006 Буковина была белой и сменила имя на Виктория, до этого в 2001 году была переименована в "CROWN" :












Последние четыре фото датированы 2006-2008 годами, по неподтвержденной информации судно под флагом Грузии.

Вот такие красивые лайнеры ходили раньше по Северной Двине и украшали порт и город, сейчас такого не увидишь.
Немного ТТХ данных судов:
Они одинаковы так как суда одного класса.
Номер проекта - 592
Страна постройки - СССР
Место постройки - Балтийский судостроительный завод, Ленинград
Год постройки - 1962 (Буковина) 1963 (Татария)
Длина наибольшая, м - 101
Ширина наибольшая, м - 14,62
Высота борта, м - 5,73
Осадка в грузу, м - 3,74
Водоизмещение:
- порожнем, т. -2368
- в полном грузу, т. -2962
Дедвейт, т. - 594
Регистровая вместимость:
- валовая, т. - 3219
- чистая, т. - 1233

Пассажировместимость:
- каютная, чел. 250
- палубная, чел. 66
Тип ГЭУ - дизельная
Мощность ГЭУ 2 x 1290
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки - нет
Скорость в грузу, уз. - 16,5
Дальность плавания, миль - 2918
Автономность плавания, суток -7,5
Численность экипажа, чел - 58
Вместимость насыпью, м3 - 245
Чистая грузоподъемность, т. - 145

Всего судов типа "Киргизстан"было построено 9 штук:
КИРГИЗСТАН / Бата  - 1959
МОЛДАВИЯ / Alessia (перегонное) - 1960
Сванетия / ТАЛЛИН 1960
ТАДЖИКИСТАН / Kistan / Porto Leone / Olympic Flame / Chang Sheng / Alice Princess / Southern Kingdom / Wang Fu  -1960
Аджаристан / КОЛХИДA - 1961
УЗБЕКИСТАН / Odessa Sun / Omega (перегонное) - 1962
БУКОВИНА / Viktoriya - 1962
ОСЕТИЯ - 1963
ТАТАРИЯ - 1963

Таким образом Татария является самым поздним из судов данного проекта.
Интересно, что изначально Буоквина и Татария были грузо-пассажирскими, позже для нашего севера их переделали в пассажирские, о чем говорит данная цитата из публикации Алексея Семина:
Другим примером нескоординированной технической политики служат развитие и пополнение пассажирского флота Северного Морского пароходства. Во второй половине 70-х гг. осуществлялось переоборудование грузо-пассажирских судов СМП „Буковина" и „Татария" (суда типа „Киргизстан" пассажировместимостью 240 человек и грузоподъемностью 200 т) с целью расширения линейно-круизной функции путем ликвидации грузовой функции.

транспорт

Previous post Next post
Up