Смерть капитана

Oct 22, 2016 16:35

В ноябре 1913 года в одесских газетах появилась заметка:



Капитан Георгий Гаврилович Селецкий стал известен и в Одессе, и в Аккермане как один из первых военнопленных русско-японской войны.

Позднее он описал свои воспоминания в книге "646 дней в плену у японцев".



Его отцом был Гавриил Яковлевич Селецкий, Кафедральный протоиерей Одесского Преображенскаго Собора - сын дьячка, уроженец Херсонской губернии, воспитанник Киевской духовной академии, кандидат богословия.



В 1859 году в Одессе, в семье священника, родился сын Георгий, выбравший морскую карьеру.

Георгий Гаврилович Селецкий долгое время служил в Добровольном флоте, был командиром пароходов «Кострома», «Хабаровск» и «Орёл». Эти пароходы перевозили войска и пассажиров из Одессы на Дальний Восток.

В конце 1903 года Григорий Селецкий в должности капитана парохода Добровольного флота «Екатеринослав» отправился в очередной рейс на Дальний Восток



Пароход «Екатеринослав»



24 января 1904 года у острова Цусима «Екатеринослав» был захвачен японским броненосцем береговой обороны "Сайен" и отведен в Фузан. Затем конфискован японскими властями и как вспомогательное судно «Karasaki» включен в состав флота Японии.

Напомню, что война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей официально началась 27 января 1904 года, так что в плен Селецкий попал еще до начала боевых действий.

В плену Селецкий познакомился с уцелевшими моряками с эскадренного миноносца «Стерегущий».

В своей книге Селецкий одну из глав посвятил гибели «Стерегущего». Он, в частности, писал:

Стрельба со “Стерегущего” прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненый кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделения на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послать их на “Стерегущий” забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков.

Видя, что японцы спешат на миноносец, он, по совету смертельно раненого сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи.

Увидав, что шлюпки с вооруженными японцами подходят к “Стерегущему”, он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает…


Памятник экипажу миноносца «Стерегущий» в Санкт-Петербурге

В декабре 1905 года Георгий Гаврилович возвращается из плена с подорванным здоровьем и через 3 года совсем оставляет морскую службу.

Он поселяется в Аккермане, где у него были родственники.

В женской прогимназии и уездном училище математику преподавали два брата - Константин Викентьевич и Цезарь Викентьевич Селецкие. Жили они на Михайловской улице.

На отдыхе отставной капитан пишет книгу «646 дней в плену у японцев», изданную в 1910 году.



В 1912 году капитана 1-го ранга Селецкого избрали Гласным городской Думы на трехлетие 1912-1915 года.

Увы, отслужить полный срок на благо Аккермана Георгий Гаврилович не успел - 14 ноября 1913 года отставной капитан скончался.



«Одесские новости», 17 ноября 1913 года

Аккерманцы в Одессе, Моряки

Previous post Next post
Up