В 1856 году Российская Империя проиграла Крымскую войну. Страна, которую еще недавно называли «жандармом Европы», получила ощутимый щелчок по носу. Никакие «духовные скрепы» не помогли отстоять город русской «славы» Севастополь.
По иному и не могло быть в стране, где морской флот был деревянным, в отличии от остальной Европы, где железных дорог было в 10 раз меньше, чем в Великобритании. В стране, где Император лично устанавливал форму пуговиц на мундирах и назначал
сторожей для воинских казарм.
Наш Аккерман тоже был прифронтовым городом. Казаки Новороссийского казачьего войска патрулировали побережье, чтобы не допустить высадки десанта и захвата хлебных запасов в Одессе. В Аккермане размещалась артиллерийская батарея для защиты парохода, «производящего сообщения между этим городом и Овидиополем».
Было много примеров личного мужества.
А еще в те годы начала создаваться, впервые в истории, организованная помощь раненым.
Одновременно в Англии и России на войну едут женщины - ухаживать за ранеными. Первой русской сестрой милосердия была Дарья Севастопольская. Три медицинских отряда отправила на фронт сестра Императора - Великая Княгиня Елена Павловна. Светило хирургии Николай Пирогов создал в Севастополе систему госпиталей и лично провел 5000 операций, начав применение анестезии, антисептиков и гипсовых повязок.
Жители города также жертвовали собственные средства «в пользу раненых Севастополя». Жена инженер-полковника Кузьмы Казанцева внесла пять рублей серебром, за что удостоилась Высочайшей благодарности.
Впоследствии, их дочь, Екатерина Кузминична, посвятит всю свою жизнь просвещению и будет служить более 45 лет классной дамой в Аккерманской женской гимназии…
В 1859 году, швейцарец Анри Жан Дюнан, коммерсант, волею судеб оказался свидетелем крупнейшего в ходе австро-итало-французской войны сражения при Сольферино.
Он был потрясен беспомощностью тысяч раненых солдат, практически брошенных на произвол судьбы после ухода войск. Дюнан попытался организовать для этих несчастных хоть какую-то медицинскую помощь. Тогда-то у него и возникла идея о необходимости создания международного общества помощи раненым на войне.
В 1864 году в Женеве была созвана международная конференция. В качестве эмблемы общества был выбран швейцарский флаг, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста - на красный. . Это было сделано из уважения к основоположнику и вдохновителю общества швейцарскому гражданину Анри Жану Дюнану и в знак признательности его традиционно нейтральной родине.
Так международная организация помощи раненым и больным стала называться обществом Красного Креста и со временем сделалась самой многочисленной общественной организацией мира, а Анри Дюнану в 1901 году была присуждена Нобелевская премия мира.
В Российской Империи конвенция об улучшении участи раненных в войне на суше 1864 г. была ратифицирована 5 мая 1867 г., а через 5 дней Александр II утвердил устав «Общества попечения о раненых и больных воинах».
Параграф 1 данного устава гласил:
«Общество имеет целью содействовать отечественной военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами во время войны.... При этом Общество оказывает необходимую помощь всем больным и раненым воинам отечественной или союзной армий, а также больным и раненым неприятельской армии…».
Всеми делами Общества заведовало Главное управление в Санкт-Петербурге. Местными делами - особые местные комитеты. Они состояли из членов Общества Красного Креста и попечительниц, избираемых из их среды.
В состав Российского общества входили, кроме управлений и общин сестёр милосердия, общежития для сестёр, убежища для призрения бывших сестёр милосердия Общества Красного Креста, инвалидные дома, лечебницы, амбулатории и приюты.
У истоков создания общины Красного креста в Аккермане стоял последний Наказной Атаман Новороссийского казачьего войска и Губератор Бесарабии Иван Егорович Гангардт.
Войсковое правление Новороссийского войска. И.Е.Гангардт - в центре
В апреле 1854 года полковник Гангардт руководил защитой Одессы от англо-французского флота. В сентябре 1854 года назначен исправляющим должность наказного атамана Новороссийского казачьего войска. В сентябре 1859 года произведен в генерал-майоры, с утверждением наказным атаманом. После ликвидации войска в 1869 г. в связи с военной реформой произведен в генерал-лейтенанты и отчислен в запасные войска.
Одновременно 5 декабря 1867 года генерал-майор Гангардт назначен Губернатором Бессарабии. Он пробыл на этом посту до 3 июня 1971 года. После отставки он вернулся в Аккерман, где у него был «благоприобретенный» дом, в котором он проживал с женой Шарлоттой-Луизой.
Это именно при нем вводилась в Бессарабии Земская реформа, именно при нем в городах появилось новое Городовое положение, именно при нем создан скорый и справедливый суд. И неслучайно в 1872 году Иван Егорович Гангардт был избран первым Городским головою Аккермана. Он оставался на этом посту до 1875 года, до самой своей смерти.
Иван Егорович много сделал полезного для нашего города. В 1861 г. по его инициативе в г. Аккермане Бессарабской губернии было открыто войсковое 3-х классное училище Новороссийского войска. Для училищной библиотеки Гангардт привез из-за границы многочисленные книги и учебные пособия.
И вот вслед за Высочайшей инициативой, по почину Наказнаго Атамана Новороссийского казачьего войска Ивана Егоровича Гангардта 10 марта 1868 года в Аккермане был учрежден Отдел Общества попечения о раненых и больных воинах, с подчинением его Одесскому Местному Управлению Общества.
Увы, новоявленное Общество было без “прочного материального обеспечения”. И тогда Гангардту пришла удачная мысль…
… В 1865 году в Аккермане “на светлые праздники” произошел первый в Российской Империи еврейский погром. Виновниками были местные купцы-греки, которые стремились избавиться от конкурентов.
По решению Правительствующего Сената сумма, которую аккерманские евреи “предоставили взыскать с нарушителей порядка”, была использована на строительство Богадельни. Это было нечто среднее между больницей и домом престарелых.
Богадельня была сооружена в 1866 году на Измаильской дороге, возле
православного кладбища и вновь построенной Свято-Николаевской церкви.
В июле 1867 года Гангардт обратился к Бессарабскому Губернатору Антоновичу с предложением объединить Общество попечения о раненых с Богадельней. В своем письме он писал, что “учреждения эти сооружаются в ознаменование любви к Монарху-Освободителю”.
16 июля 1868 года был открыт прием больных в богадельню, а 22 июля она была освящена.
К этому времени из Тамурской богадельни (недалеко от Сараты) прибыли первые сестры милосердия: Татьяна Ивановна Голикова и Варвара Ивановна Григорьева.
Увы, все средства, какими располагал Гангардт, ушли на постройку зданий, пожертвования от горожан почти прекратились. Прибывшие сестры милосердия “не нашли в богадельне решительно ничего, кроме голых стен”. Едва отыскалось место для ночлега, а кушанье для них приносилось из дома Гангардта. Не были даже вставлены стекла, и выпадали дни, когда и пища не доставлялась.
Кстати, пожертования прекратились в связи с неудачами по постройке Соборной колокольни, на которую деньги собирались 27 лет, и неизвестно для горожан, куда они девались.
К счастью, Гангардт нашел щедрых благотворительнец в лице княгини Е.К.Воронцовой и графини В.Г.Шуазель. Помогало и Новороссийское казачье войско, передавшее до 3000 руб, и Городское Управление, отведшее безвоздмездно для строительства богадельни земельный участок.
В 1874 году в составе Аккерманского отдела Одесского местного управления Общества о раненых и больных войнах состояло всего два члена: неутомимый И.Е.Гангардт и П.С.Русов.
Петр Степанович Русов был купцом 1-ой гильдии, бывшим Городским головой Аккермана, отцом одесского миллионера и мецената Александра (владельца знаменитого “дома Русова”)
19 мая 1875 года Иван Егорович Гангардт скончался. В завещании, составленном в начале мая 1875 г., он просил императора не оставить сирот Александро-Мариинского приюта и 150 девочек Аккерманской прогимназии, а также учредить меж Днестровских гирл пенитенциарную колонию из преступников, сидящих в Аккерманском остроге, чтобы эти (т.е., преступники) «молодые люди могли составить рассадник отважных моряков».
Гангардт ставил богадельне обширные задачи: она должна была подготовлять сестер, призревать убогих, заготовлять вещи для раненых на случай войны и т.п.
Удостоверение сестры милосердия Бессарабского губернского комитета Евгениии Галенко
В сестры милосердия принимались вдовы и девицы всех сословий, не моложе 20 и не старше 40 лет, умеющие читать и писать. После прохождения обучение сестринскому делу и успешной сдачи экзаменов их приводили к присяге, после чего они могли быть направлены на фронт.
В 1877-1878 годах, во время Русско-турецкой войны, Общество попечения о раненых и больных взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии.
В октябре 1877 года в больницу Аккерманского общества, учрежденную на 20 кроватей, были доставлены раненые с полей сражении. В помощь Обществу образовался Дамский Комитет, возросли сборы деньгами и вещами. Всего за время войны Аккерман принял 131 раненого.
В 1879 году Российское Общество попечения о раненых и больных воинах было переименовано в Российское Общество Красного Креста.
В последующие годы Местный Комитет Красного Креста собирал пожертвования в пользу потерпевших от стихийных бедствий, (таких, как землятресение в г.Верный в 1887 году), устраивал бесплатные обеды для голодающих во время неурожая в 1891 и 1892 годах, содержал приют для бедных и убогих.
В 1885 году сестры Александро-Мариинской общины были переданы в ведение Бессарабского управления Общества Красного креста.
24 сентября 1894 года был утвержден Устав Аккерманской Александро-Мариинской Общины сестер милосердия Красного Креста. Сестры получили особую форму, также был был утвержден особый Знак.
Право ношения креста имели сестры милосердия, прослужившие в общине безукоризненно не менее трех лет.
Прямой неравноконечный серебряный крест, имеющий на лицевой стороне изображение креста, покрытого эмалью красного цвета и повторяющего очертанния креста, на котором он расположен, но чуть меньшего размера.
На оборотной стороне креста имеются гравированные надписи: на верхнем луче - «22 июля» - день основания общины, по середине - А.М.О.С.М. - Александро-Мариинская община сестер милосердия, на нижнем луче - 1868 - год основания общины. Знак носился на груди на шелковой муаровой ленте фиолетового цвета.
Перевязочная в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия Российского общества Красного Креста
В здании Александро-Мариийской общины до 1888 года располагалась Земская больница, потом до 1898 года - Городская, потом эти заведения перешли в собственные здания. Эти лечебницы были хорошей школой для сестер, в которых они учились уходу за больными.
В 1904-1905 году было выстроено собственное каменное 2 ½ этажное здание, стоимостью в 30 тыс. рублей.
До 1906 года Аккерманская община Красного Креста была объединена с Аккерманской богадельней. В мае 1906 года произошел раздел этих учреждений и Община стала стремиться к открытию собственной больницы.
Проблема была в том, что из-за начала русско-японской войны Главное управление Красного Креста не могло выделить необходимые средства. Были предложения перевести в ново-построенное здание городскую больницу, местные доктора Шер и Соколов предлагали устроить здесь частную лечебницу.
С 1906 года, новым Председателем местного Комитета стал сын основателя Общины - генерал-майор Д.И.Гангардт.
Наконец, в мае 1906 года больница была открыта
В верхнем этаже помещалось общежитие для сестер, в первом этаже - больница, амбулатория и аптека, в нижнем - службы.
В 1908 году в Общине состояло: Сестра-Настоятельница, 9 сестер милосердия, 7 учениц и 3 помощницы.
Сестры работали при стационарных больных в больнице и в амбулатории Общины, командировались на борьбу с эпидемиями в уезд и были на практике в частных домах. Кроме того, ученицы по мере возможности посещали городскую и еврейскую больницы для практики, для занятий по общеобразовательным предметам была приглашена учительница.
Палата в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Именные койки "В память Государя Императора Александра II"
Денежные средства Аккерманской Общины складывались из платы за содержание больных и пожертвовании.
Плата за содержание в сутки составляла: По I классу - 3 руб., по II классу - 2 руб., по III - 1 руб. Для каждого больного I класса отводилась отдельная комната, больные по II классу помещались по двое в одной комнате, а больные III класса - в общей палате.
В деятельности Общины принимали активное участие члены Попечительского совета: Лидия Александровна Беликович, София Ивановна Беликович, Анна Васильевна Ярошевич, владелец мельницы Сергей Денисов, отец Адриан Пуришкевич и многие другие.
Аккерманской Общине принадлежали 6 строений, 1 часовня, 2 виноградных сада, 4 десятины камышовых плавень. Все имущество оценивалось в 57500 руб, включая катафалк с принадлежностями и 50 золоченых крестов для сестер милосердия.
К началу Первой Мировой войны Российский Красный Крест был самой крупной общественной организацией в Российской империи. Денежный капитал РОКК в 1914 году составлял 25 млн. руб., недвижимость оценивалась в 35 млн., запасы госпитального имущества - в 18 млн.
С началом Первой Мировой 22 сестры милосердия Аккерманской Александро-Мариийской общины были зачислены на службу военного времени. Почти все они были направлены в Киевский лазарет Бессарабского губернского земства.
Убыли сестра-настоятельница Клавдия Грабе-Зинкевич, дочь крестьянина Пелагея Гарбарь, дочь священника Виктория Маркочь, купеческая дочь Этель Шапиро и многие другие.
С мая 1915 года в город стали поступать раненые.
Поток больных и раненых становился все больше. Даже в мужской и женской гимназиях были устроены временные санатории. Помещение Красного Креста было переоборудовано под временный земской лазарет.
А потом наступил 1917 год. Хаос и безвластие.
И как память о тех страшных временах, стоит памятник на городском кладбище с надписью:
«Сестра Милосердiе Александра Семеновна Касьянова, 1918 год»
В румынские времена также существовало общество Красного Креста - «Crucea Roşie».
После 1940г в городе Аккермане был войсковой госпиталь, который с началом войны получил название ЭГ-26 и убыл через Овидиополь в Одессу. После войны на базе какого-то инфекционного госпиталя был сформирован Б-Днестровский гарнизонный госпиталь, просуществовавший где-то до 2003 года.
Сейчас здания бывшей Богадельни и бывшей больницы Красного Креста стоят заброшенные и потихоньку уничтожаются бомжами и "металлоломщиками".
Фото В.Крюкова
Увы, забыта еще одна славная страница нашего прошлого…