В древности путник, прибывавший в Аккерманскую крепость, обязательно проходил через главные Килийские ворота крепости.
Так и сейчас, каждый, кто попадает в наш город по железной дороге, проходит через современные "ворота города" - здание железнодорожного вокзала, выстроенное в сталинском стиле в 1951 году.
Довоенный вокзал
В 1912 году, после многих попыток, образовалось общество для строительства
Аккермано-Лейпцигской железной дороги. Для строительства вокзала в Аккермане выбрали место за городом, в песчаных виноградных садах.
В 1913 году началось строительство железнодорожных сооружений, а в 1916 состоялось официальное открытие дороги.
На немецкой аэрофотосьемке 1944 года видны все железнодорожные объекты. Немцы цифрами обозначили объекты для бомбардировки. Правая цифра 2 - входная стрелка, левая 2 -сам вокзал, 4 - пакгаузы в товарном дворе, 5 - железнодорожные мастерские, 1 - паровозное депо, 3 - поворотный круг.
Вокруг почти не было жилья, сразу за входной стрелкой была городская тюрьма, чуть выше - кладбище и хибары.
В газете "Аккерманское слово" за 1916 год я встретил такое описание этой местности:
Незадолго до того, как должен был кануть в вечность голодный 1899 год, мы должны были отправились с ревизией в одну из безплатных столовых, находившейся на окраине, которая прежде звалась "За субором", а теперь называется "Коло депа"...
Когда мы вышли из столовой, было уже совсем темно. Мы шли в лабиринте переулков и закоулков, среди маленьких домиков, крытых камышом, жизнь населения которых известна обитателям главных улиц, пожалуй, менее, чем жизнь индейцев Северной Америки. Теперь в окнах этих домиков не светились приветливые огоньки; не на что было покупать керосин, и редкие городские "финари" казалось еще больше сгущали окружающую тьму...
В этих песках и был построен Аккерманский вокзал.
Правление Общества строительства Аккемано-Лейпцигской железной дороги находилось в Петербурге, само строительство велось под управлением Главного инженера.
Главным инженером строящейся дороги с 15 апреля 1913 года стал коллежский асессор Авдулов Павел Владимирович, окончивший Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I.
В "Инструкции Главному инженеру" в частности говорилось:
Вероятно, Аккерманский вокзал был построен по типовому проекту - необходимо было снижать издержки строительства.
К сожалению, не сохранились снимки довоенного вокзала. Скорее всего, как и сохранившиеся здания, он был построен в краснокирпичном стиле. В здании были залы ожидания 1-го и 2-го классов.
Первым начальником железнодорожной станции "Аккерман" стал Данилевич А.В.
В благодарность за огромный вклад в создании Аккерманской железной дороги в вокзальном помещении была установлена мраморная доска с надписью об участии в деле осуществления постройки Александра Ярошевича.
Кроме вокзала, в 1913-1914 годах были построены железнодорожные мастерские и паровозное депо.
Сейчас это ремонтные боксы грузового АТП.
После войны паровозное депо существовало до 1951 года.
Вначале, основной дорогой из центра города к вокзалу была Новобазарная улица (сейчас Маяковского). В 1913 году, в связи с строительством железной дороги Городская управа заняла у одного из замых богатых купцов нашего города, М.Г.Мильштейна, 10000 руб. под 6% годовых на замощение Новобазарной улицы.
И только позже, при румынах, была построена Вокзальная улица. Это хорошо видно по типичной архитектуре домов.
На увеличенном снимке невозможно разобрать, был ли еще цел вокзал в 1944 году.
Известно только, что войны он не пережил. Возможно даже, что после бомбардировки на основе именно этого аэрофотоснимка.
Послевоенный вокзал
В 1950 году дошли наконец руки и до разрушенного вокзала.
Прошел всего год, и в мае 1951 года новое здание открылось для пассажиров.
"Над пригородными садами и домиками раздается паровозный гудок. Поезд приближается к станции. Пассажиры, стоя у открытых окон вагонов, с радостью смотрят на красивое здание нового вокзала, на котором сверкающими на солнце буквами высечено «Белгород-Днестровский».
Сойдя на перрон, люди любуются стройной архитектурой нового вокзала, внимательно осматривают залы ожидания, комнату матери и ребенка, заходят в буфет. Стены и потолки внутренних помещений, оформленные красивыми трафаретами и лепными украшениями, вызывают восхищение.
Стремясь сделать новый вокзал еще красивее и благоустроеннее, его работники посадили свыше 3 тысяч корней цветов, украсили цветниками привокзальный участок. К Сталинскому Дню железнодорожника вокзал примет еще более праздничный вид."
Эффектное здание было построено в сталинском стиле.
На кадре из художественного фильма "Брелок с секретом", снимавшемся у нас в городе в 1981 году, можно увидеть здание в цвете. А вот за теми колоннами были телефоны-автоматы, по которым за 2 копейки можно было сообщать родным о своем приезде...
До середины 60-х на вокзале гудели паровозы.
В 1955 году в Затоке построили мост через Днестровский лиман. Через Аккерман пошли междугородние пассажирские поезда: Одесса-Измаил и Одесса-Бессарабская (бывшая станция Лейпцигская).
А 9 мая 1975 года в город пришла первая "электричка" из Одессы.
Привокзальная территория
В 1957 году в городе начал действовать первый автобусный маршрут. Проходил он, разумеется, мимо вокзала.
В те же годы в Автотранспортной конторе появились первые таксомоторы.
Пока еще привокзальная площадь вмещала весь немногочисленный автотранспорт.
Со временем транспорта становилось больше, напротив вокзала построили междугороднюю автобусную станцию, и привокзальную площадь очистили от мешавших транспорту деревьев.
Кадр из фильма "Брелок с секретом", 1981 год:
Парк Мира
Вплоть до второй мировой войны железнодорожную станцию окружали песчаные дюны с остатками старых виноградников. В начале 50-х начали сажать лесопосадку за вокзалом.
К 80-м годам там шумел высокий акациевый лес. Многочисленные грачи, прилетавшие к нам зимовать из центральной России, облюбовали высокие деревья. Зимой в лесопосадке шум стоял невообразимый ! Каждый день вся это многотысячная стая разлеталась кормится по окрестностям, а в сумерках над головами аккерманцев тянулись на ночевку бесконечные стаи грачей и ворон.
А на пустыре между Шоссейной дорогой (сейчас улица Лазо) и Вокзальной было принято решение посадить декоративный парк.
Городской садовник, Матвей Пудивитр, объединил существующие деревья с насаженными. Саженцы привозили из лесхоза возле станции Бессарабской.
Молодежь города "добровольно-принудительно" участвовала в закладке парка.
В центре парка Мира был установлен памятиник Иосифу Виссарионовичу.
После осуждения культа личности памятник Сталину сняли, а в 1965 году, во время празднования 20-летия Победы, был сооружен невыразительный монумент.
А еще в парке была построена водокачка - до этого паровозы ходили набирать воду по вспомогательной ветке к лиману. В конце 60-х, на этом месте началось строительство Морского порта - и водокачку пришлось строить ближе к вокзалу.