Вся история древнего Аккермана связана с Днестровским лиманом и Черным морем. Достаточно вспомнить древних греков, приплывших сюда на своих триерах и основавших колонию Тиру...
Средняя глубина Днестровского лимана не превышает 1.5 метра. Единственное глубокое место, достаточное для подхода судов к берегу, находится у подножия крепости, на месте нынешних 1-го и 2-го причала.
Именно здесь была стоянка греческих судов, именно тут швартовались турецкие и генуэзские парусники, именно на этом месте между 1313 и 1320 годом сошел на берег богатый греческий купец из Трапезунда по имени Иоанн - тот самый местный святой Иоанн Сочавский...
Торговый флот требовал защиты. Строительство средневековых причалов велось одновременно со строительством четырехбашенного замка - Цитадели. Артиллерийские бойницы северо-восточной башни крепости направлены как раз в сторону причалов...
В 1816 году Павел Свиньин писал:
Город сей имеет большие удобства для производства торговли, находясь, так сказать, в средоточии Бессарабской области. Доказательством тому служит то, что во время турецкого владычества торговля в Аккермане была весьма важна и ежегодно приходило здесь в порт сей из Турции с грузом и балластом до 2.000 судов разного рода для вывоза не только бессарабских, но и молдавских продуктов.
Но... Наступили другие времена...
В 1806 году во время русско-турецкой войны Бессарабию оккупировали русские войска. В 1812 году наш край окончательно вошел в состав Российской Империи.
Порт в Аккермане был уничтожен. Выход в Черное море был запрещен. Торговля остановилась. Цель всего этого мне непонятна - возможно это были просто военные предосторожности.
Тот же Павел Свиньин сообщал:
Многие жители занимались напред сего мореплаванием, но по уничтожении порта продали они суда свои, только некоторые содержат перевозные лодки для доставления через лиман в Овидиополь соли, пшеницы и других продуктов.
Но предпринимательская жилка всегда была свойственна Аккерманским жителям. Даже священнослужителям.
И в мае 1824 года в Аккерманскую полицию поступило "отношение" от городских властей о том, что "служители древней греческой церкви выстроили на берегу лимана пристань для лодок, приходящих за солью и другими продуктами и собирают по 5 копеек в пользу сей церкви".
Резолюция была: "Благоволите оное таковой греческой церкви воспретить".
Сведения о коммерческом начинании дошли до губернатора, потом до Петербурга. Медленно крутились колеса бюрократической машины. И только в 1838 году ВЫСОЧАЙШЕ было принято решение об открытии пароходной переправы Аккерман-Овидиополь "для увеличения сбыта соли из Бессарабских озер и облегчения доставления хлеба в Одессу".
И в 1840 году "выписанный из Англии полный пароход с двумя паровыми машинами в 20 лошадей" "Граф Воронцов" начал переправлять пассажиров и грузы через Днестровский лиман.
Согласно Указа для переправы на обоих берегах лимана были выстроены "два дома по смете". Но никаких каменных или деревянных причалов не предусматривалось.
Вскоре появился второй пароход, "Днестр", а потом и новый "Граф Воронцов", пришедший на замену первому.
Но... Вскоре грянула Крымская война 1853-1856 годов. Во время войны большая часть пароходов Новороссийской пароходной экспедиции, к которой принадлежали "Граф Воронцов" и "Днестр", была потеряна или стала непригодной для дальнейшей эксплуатации. На Черном море под флагом Российской империи оставалось всего 8 торговых судов, что, естественно, усложняло торговлю. С той же войной было связано прекращение доставки в Одессу соли, она резко поднялась в цене.
И после войны, в 1856 году тайный советник Николай Новосельский вместе с флигель-адъютантом Н. Аркасом основали Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). При полной поддержке царя Общество быстро развивалось. В 1957 году Общество владело 18 пароходами, в 1858 году - 35 пароходами, а в 1859 году - 41 пароходом.
В 1858 году РОПиТу было дозволено "буксирное пароходство по реке Днестру" и право содержать переправу Аккерман-Овидиополь.
Вскоре, за счет средств РОПиТа, для погрузки зерна была построена каменная пристань - сейчас это причал № 1. На фото Карла Мигурского, снятого в 1869 году, мы можем увидеть, как выглядела эта пристань.
Во времена реформ Александра II-го зерновая торговля стала увеличиваться. За 30 лет (1860-1890) посевные площади злаковых увеличились с 12 до 22 млн. десятин. Все больше купцов стало заниматься перевозкой хлебных грузов. В основном это были херсонские судовладельцы, доставлявшие зерно в Одессу из Херсона, Николаева, Аккермана, Маяк.
В 1870-х годах для своих нужд РОПиТ строит еще одну пристань - сейчас это причал № 2.
В 1878 году Кишиневские епархиальные ведомости писали:
"На берегу лимана в виду крепости устроена "обществом пароходства и торговли" каменная пристань, где пристают пароходы и судна, прибывающие сюда для нагрузки хлеба. Торговля хлебом в Аккермане настолько развилась, что некоторые богатые коммерсанты приступили к постройке вдоль берега лимана еще двух каменных пристаней."
В 1879 году РОПиТ отказывается от эксплуатации переправы Аккерман-Овидиополь и Городская Управа заключает контракт с дворянином Караводиным и купцом Фемилиди. Пароход "Мария" базируется на 2-ом причале. Позже этот причал возмет в аренду одесский купец Родоканаки.
В 1889 году
Михаил Фемилиди строит причал № 3. С 1897 года этот причал арендуют купцы Коваленко и Вебстер. Сюда пристает принадлежащий им пароход "Тургенев".
В это же время херсонские купцы братья Анатра строят причал № 4. Каменная дамба № 4 в 1908 году была сдана по контракту В.В.Васильеву для причала товарно-пассажирского парохода "Васильев".
В 1885 году купец Д.И.Ратнер, владелец «Буксирного пароходства Ратнера», выполнявшего грузовые перевозки в низовьях Днепра и в Одессу, строит причал № 5.
В 1905 году херсонским купцом
Николаем Спозито на существующих пяти пристанях были устроены эстакады для нужд грузо-пассажирской конно-железной дороги.
В 1913 году все подъезды к городским пристаням были замощены.
Дальше мы попробуем подробнее рассмотреть все наши городские причалы...