"...Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно..." (с)
Абсолютно неклассично. Антиклассика в чистом виде.
Но интересно. Этого не отнять.
Балет "Щелкунчик"
в постановке Михаила Шемякина - зрелище не для слабонервных. А для философски настроенных, насквозь смотрящих и с оригиналами вовсе не добрых сказок позапрошлого века знакомых. Для тех, кто понимает седой зимы угрозы и не обольщается, слушая прекрасный "Вальс снежинок".
Зима в природе и в сердцах окружающих людей (особенно значимых) - это холод, тьма, преодоление, а для кого-то, возможно, и последний сон.
О чём, собственно, Пётр Ильич своей музыкой и поведал. Имеющий уши да услышит в чудесной гармонии звуков тревожность тёмных ночей и дум.
В этом контексте чёрные пачки и трико балерин с белыми мягкими шариками выглядят органично. На фоне соответствующих сезону декораций и пения душ замёрзших детей такие снежинки издалека создают иллюзию бушующей вьюги. Очень оригинально. Фактически лучшая часть балета.
О чёрных снежинках на картинах - в моём
прошлогоднем посте. Вместе со снежинками на сцене появляется их королева, которая больше похожа на Зиму.
Эффектно, как ни назови.
Click to view
Арабский танец у Шемякина исполняет Змея. Судя по движениям рук, наверное, кобра.
Неожиданно, конечно. Внимание держит хорошо.
Click to view
Дроссельмейер, по-моему, относится в ошибкам трактовки. Вступил в сговор с крысиным кардиналом и вообще липкий, мутный, мерзкий тип.
Как, впрочем, и многие другие взрослые, демонстрирующие в данной постановке социальные перекосы, заполонившие мир. Шемякин, похоже, продолжил таким образом тему скульптурной группы о пороках общества, представляющих угрозу для детей и тех, кто, подобно детям, не видит сути происходящего либо предпочитает закрывать глаза на очевидное.
Все персонажи, совершенно адекватно воспринимаемые театралами как крайне неприятные, сыграны актёрами. А хореографические плюсы действа (за исключением жуткого танца полишинелей, плюсом не являющегося) воплотили артисты балета.
Препарировать просчёты чужого творчества - не мой путь.
Скажу лишь, что сей продукт - форма социальной критики, избранной художником, говорящим не словами, а символикой. И, подходя к нему, следует настроить восприятие на эту волну, чтобы потом не собирать осколки радужных надежд.
Кроме того, зная ассоциативные ряды постановщика и видя за каждым нюансом посыл к соответствующей реальности, интересно смотреть вдвойне: балет превращается в шараду, каждый штрих которой имеет значение и ведёт к разматыванию клубка идеи. Наличие кинематографического варианта этому очень способствует: в отличие от пребывания в зрительном зале театра есть возможность увидеть крупные планы и обнаружить за карикатурными масками параллели жизни.
Желающие вникнуть в критику шемякинского балета найдут её в изобилии в других местах.
А тут для иллюстрации размещу одну личину - и хватит. Гадкий такой Дроссельмейер.
Это, если что, Антон Адасинский, который руководитель театра, режиссёр и актёр в одном флаконе.
Непоняткой осталась замена танца Феи Драже на танец Маши. Вернее, танец Маши под музыку Феи. Непорядок. Фею недодали.
Зато "Вальс цветов" приятно удивил редкими для балета оттенками костюмов, присущими, скорее, живописи и старинной керамике. Художественно и элегантно.
Click to view
Этот вариант "Щелкунчика" есть смысл посмотреть всем, кто его ещё не видел. Для разнообразия, расширения кругозора и смены парадигмы.
Судя по сходству сюжетных акцентов, именно он вдохновил Кончаловского на создание фильма "Щелкунчик и Крысиный король".
При этом лучше не ожидать ничего, ассоциирующегося с доброй зимней сказкой, знакомой с детства. Другое - и всё. С намёком на то, что, подводя итоги года, полезно вспомнить историю прошлых столетий, во многом схожую для разных стран и движущуюся по спирали.
P.S.
Оба вальса - снежинок и цветов - можно слушать, смотреть (в любом исполнении) и напевать долго и многократно, "по кругу"...
Они - один из самых атмосферных аудиоякорей декабря.
Скриншоты мои.